Порт кавказ

Паромные переправы

Автомобили в очереди на паром. Порт Кавказ, июль 2014

Основные статьи: и Кавказ — Варна

Автомобильно-пассажирские перевозки Кавказ — Крым осуществляются компаниями:

  • ООО «Морская дирекция» — паромы «Олимпиада» и «Гликофилуса III»,
  • ООО «Аншип» — паромы «Крым», «Николай Аксёненко», «Севастополь»;
  • ООО «КТЛК» — паромы «Победа», «Мария», «Лаврентий» для перевозки только грузового транспорта и опасных грузов.

При большом волнении моря или сложной ледовой обстановке на линию выходят малые паромы «Керченский-2» и «Ейск», которые принадлежат ГСК «Керченская паромная переправа».

Внешние изображения

На перевозке малотонажных грузовиков специализируется линия Кавказ — Керчь. Её обслуживанием занимается ГСК «Керченская паромная переправа», имеющая паромы: Керченский-2 и Ейск.

Пропускная способность порта составляет 400 тыс. пассажиров в год. Однако в 2014 году только с 1 апреля по 17 июля было перевезено 889 тыс. пассажиров.

В октябре 2018 года паромное сообщение с Крымским полуостровом было остановлено, в связи с открытием грузового движения по Крымскому мосту. С 06.02.2019 паромная переправа возобновила свою работу, рейсы выполняются по будним дням, в 7-30 и 16-30 отход из Керчи(порт Крым), в 8-00 и 17-00 прибытие в порт Кавказ, в 8-30 и 17-30 отход из порта Кавказ, в 9-00 и 18-00 прибытие в порт Крым

С 20 июля 2019 года количество рейсов сократилось до 1 в сутки. Выход парома из порта Крым в 07-30, прибытие в порт Кавказ в 08-00, отправление в порт Крым в 08-30, прибытие в порт Крым в 09-00. Расписание действует только по будним дням.

С 15 сентября 2019 года движение автомобильных паромов полностью прекращено, офисы ООО «Востоктрансгрупп» в портах Крым и Кавказ закрыты, единственным способом добраться в Крым остался только Крымский мост.

Железнодорожные паромы

Железнодорожные паромные перевозки осуществляет ООО «Аншип», дочернее предприятие группы компаний «АнРуссТранс» (большинство маршрутов) и ТЭС-Терминал (Кавказ — Керчь).

28 февраля 2009 года была открыта новая железнодорожная паромная линия порт Кавказ — Варна (Болгария), на которой работает паром «Авангард» (проект CNF06) вместимостью 45 условных вагонов. Осенью 2010 года на эту линию вышел второй паром «Славянин» (проект CNF09, вместимость — 50 вагонов). Из России в Болгарию по паромной железнодорожной переправе идут сжиженный газ, нефтепродукты, масло техническое, стекло и химические продукты. Всё это поступает в порт по железной дороге. Из Болгарии приходят сборные грузы и товары народного потребления, например конфеты и сладости. Проект реализуется в сотрудничестве с Исполнительным агентством железнодорожного транспорта (Болгария, исполнительный директор Симеон Ананиев).

20 ноября 2011 года ООО «Аншип» открыло паромную линию Зонгулдак (Турция) — порт Кавказ. На линии работает паром «АНТ-2» вместимостью 80 автофургонов и 86 пассажиров. Рейсы выполняются 1 раз в неделю, время в пути — 24 часа.

10 апреля 2007 года была совершена первая перевозка по железнодорожной паромной линии порт Кавказ — Поти (Грузия). По состоянию на 2016 год паром работал круглогодично, но нерегулярно, без расписания. Вместимость — 42 условных вагона, используется судно ТФМ-1 (старое название SMAT). Оператор парома — ООО «БФИ».

В 2018 году железнодорожные перевозки в Турцию не производились, назначением на Поти время накопления вагонов превышало 45 суток. В связи с этим, РЖД не принимает к перевозке грузы назначением в Поти и Зонгулдак[источник не указан 142 дня].

Перечень категорий граждан и транспортных средств, имеющих право внеочередного проезда к портам «Кавказ» и «Крым» (Керчь) в прямом и обратном направлениях:

— беременные женщины (со сроком беременности более 26 недель), следующие на паромную переправу на транспортном средстве самостоятельно либо в сопровождении — при предъявлении справки о беременности или обменной карты и документа, подтверждающего личность;

— пассажиры с детьми возрастом до 1 года — при предъявлении свидетельства о рождении ребенка;

— пассажиры поезда № 561/562 «Москва — Симферополь — Москва» при предъявлении действующего проездного документа, а также обслуживающая бригада проводников;

— многодетные семьи (3 и более детей в сопровождении 1 или 2 родителей в соответствии с Федеральным законом о государственной поддержке многодетных семей от 17.11.1999) — при предъявлении свидетельств о рождении детей и документа, подтверждающего личность;

— инвалиды I группы — при предъявлении справки, подтверждающей факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности;

— пассажиры, следующие в автобусах регулярного сообщения, а также в автобусах, осуществляющих заказные перевозки (вместимостью не менее 15 сидячих мест), при предъявлении водителями автобусов соответствующих путевых листов, при этом преимуществом пользуются пассажиры, следующие в автобусах регулярного сообщения;

— сотрудники ФСБ России, МВД России, МЧС России, ФСО России, МО России, работники прокуратуры, следующие самостоятельно либо в сопровождении на автомобильном транспорте (в том числе и специального назначения) при предъявлении командировочного и служебного удостоверения, ФГУП «Почта России», следующих служебным автомобильным транспортом;

— лица, награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда»;

— инвалид войны;

— Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы;

— Герои Социалистического труда, Герои Труда Российской Федерации и полные кавалеры ордена Трудовой славы;

— участники Великой Отечественной войны, следующие на паромную переправу на транспортном средстве самостоятельно либо в сопровождении — при предъявлении соответствующего документа;

— дети инвалиды, следующие на паромную переправу на транспортном средстве самостоятельно либо в сопровождении — при предъявлении соответствующего документа;

— пассажиры, следующие на похороны (в том числе и автотранспортное средство) при предъявлении соответствующего документа;

— члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы;

История появления переправы в Керчи

Для обустройства переправы в самом начале 50-х гг. на крымском берегу, в предместье г. Керчь, начали строить «Порт-Крым». На краснодарской стороне, на косе Чушка, стартовало зеркальное строительство – сооружался «Порт-Кавказ». Требовалось обеспечить функционирование всей портовой инфраструктуры, необходимы были оборудование для загрузки и разгрузки паромов, пакгаузы для грузов, места ожидания для людей, подъездные пути, транспортные стоянки. Действовать переправа начала только в сентябре 1954 г.

Первые паромы, использовавшиеся тут, сняли с переправ на Оби и Енисее. В том регионе как раз затормозилось основание Транссибирской магистрали, а железнодорожные плавсредства на великих реках оказались невостребованными. Для их загрузки (накатки вагонов) на новом месте были приспособлены по два маневровых локомотива в каждом порту (чтобы завозить одновременно два грузовых вагона, иначе паром рисковал перевернуться). Локомотивы, хоть и небольшие, были тяжелы, поэтому к ним цепляли «переходники» в виде нескольких платформ порожняком и только потом вагоны. Легкие платформы могли заезжать на судно, не угрожая его безопасности, а локомотив «руководил процессом» с побережья.

Кроме грузовых составов, переплавляли и пассажирские, и автомобили (те заезжали своим ходом и располагались между первыми). В 70-е гг. появились специальные автомобильные паромы. Регулярные рейсы совершали легкие катера, перевозившие людей. Пассажирские составы перевозили, не разгружая, но продолжалось это только до 1987 г., когда случилась гибельная авария парохода «Адмирал Нахимов». Тогда перевозка пассажиров-людей была приостановлена – действительно, паромные возможности уже исчерпывали свой ресурс. Эпоха перестройки погубила планы замены паромов и саму идею развития ЖД-перевозок через Керченский пролив.

Сложный период в прошлом

После 1991 г. паромная переправа в Керчи превратилась в международную линию, ее оперативно дополнили таможня и служба паспортного контроля. Но вот на качестве перевозок это сказалось не лучшим образом. Старели и списывались советские ЖД-паромы, последний «сошел с дистанции» в 1996 г. Сообщение прекратилось и было возобновлено только в 2004 г. (до того в 2002-м была предпринята неудачная попытка). Паром 2004 года «Анненков» курсирует тут и сегодня.

До 2012 г. суда с автомобилями совершали в среднем три рейса в день. В сезон либо в случае шторма этого не хватало, собирались очереди. Даже стандартный период до отправки составляло около 8 часов. Только в 2013 г. на линии появился новый транспорт.

После 2014 г. нагрузка на переправу существенно выросла – потребовалась ее реконструкция (существующая инфраструктура не справлялась с потоком авто и туристов, погрузка затягивалось на сутки и даже более). Она не может считаться законченной и сейчас, хотя основные мероприятия были проведены в 2014-2015 гг. На переправе появились обновленные пассажирские катера и автопаромы производства Греции (значительной вместимости). Кроме основной линии, пошли дополнительные маршруты, к примеру, в морпорт Керчи. Начали сооружаться дополнительные инфраструктурные объекты – площадки для машин, залы ожидания.

Примечания

  1. ↑ . Морские порты (Азово-Черноморский бассейновый филиал). rosmorport.ru. Дата обращения 18 июля 2014.
  2. . www.gudok.ru. Дата обращения 23 июля 2016.
  3. . kuban24.tv. Дата обращения 23 июля 2016.
  4. . «Живая Кубань».
  5.  (недоступная ссылка). «Аргументы и Факты». Дата обращения 4 февраля 2011.
  6. . Экологическая вахта по Северному Кавказу.
  7. . Санкт-Петербург.ru.
  8. . «Коммерсантъ».
  9. . Lenta.ru (11 ноября 2007). Дата обращения 13 августа 2010.
  10.  . «Ведомости» (20 ноября 2007).
  11. ↑  (недоступная ссылка). garant-ls.ru. Дата обращения 19 июля 2014.
  12. ↑  (недоступная ссылка). garant-ls.ru. Дата обращения 24 апреля 2015.
  13. ↑ . Реализованные Азово-Черноморским бассейновым филиалом инвестиционные проекты. ФГУП «Росморпорт». Дата обращения 19 июля 2014.
  14. Денис Тельманов. . Газета.Ру (30 марта 2015). Дата обращения 23 апреля 2015.
  15. ↑ . Администрация морских портов Тамани. Дата обращения 24 апреля 2015.
  16. . PortNews (17 апреля 2015). Дата обращения 24 апреля 2015.
  17. ↑ . «Единая справочная» — Сочи и Краснодар. Дата обращения 24 апреля 2015.
  18.  (недоступная ссылка). Единая Транспортная Дирекция (18 июля 2014). Дата обращения 18 июля 2014.
  19. . Транспортный портал «Trans-Port».
  20.  (недоступная ссылка). Группа компаний «АнРуссТранс». Дата обращения 30 декабря 2011.

Далекие предшественники

Небольшая ширина Керченского пролива еще с древних времен провоцировала инженерную мысль. Известно, что наладить постоянное сообщение между двумя его берегами пытались еще в римское время. Однако первую сколько-нибудь удачную попытку предприняли гитлеровцы при Великой Отечественной. Захватчики обустроили нечто вроде канатной дороги, соединившей полуостров с территорией Краснодарщины.

После освобождения Крыма советские саперы устроили временный мост через пролив – деревянный. По нему смогли идти груженые ЖД-вагоны, но все же сооружение было ненадежным. В конце февраля 1945 г. его сильно повредил лед, пригнанный штормом из Азовского моря.

И еще хорошо, что случилось это в конце месяца, а не раньше – буквально за несколько дней до катастрофы тут проследовал «вагон №1» – Сталин, а он, как известно, ненавидел полеты и предпочитал во всех случаях перемещаться по железной дороге, возвращался в Москву после завершения Ялтинской конференции. Вероятно, негативный опыт и привел к тому, что идею строительства капитального моста из Керчи на Кубань в те времена забраковали, решив налаживать сообщение по воде.

Описание

Внешние изображения

Морской порт Кавказ принимает суда длиной до 130 м, шириной до 14,5 м, осадкой до 5 м. Возможны колебания уровня воды под действием штормовых ветров в пределах 0,75 м.

Старая часть порта, построенная для Керченской переправы, называется Северным районом; новая, построенная для экспортных грузов, — Южным. Северный район порта доступен для судов длиной до 140 метров, шириной до 21 метра и осадкой до 5 метров. Южный район порта доступен для судов длиной 140 метров, шириной 17 метров и осадкой до 3,5 метров.

Северный район

Внешние изображения

Северный район защищен молами и насчитывает десять причалов:

  • северный мол с причалами № 1 и № 2. В 2007 году произведена реконструкция берегоукрепления второго района «Северное», предназначенного для гашения волновой энергии, обеспечения устойчивости берегового массива и обработки автопассажирских паромов. По итогам работ было выполнено обустройство северной стороны берегоукрепления для возможности приёма судов типа «Ро-Ро».
  • причалы № 3 и 4 автомобильной паромной переправы реконструированы в 2015 году для повышения пропускной способности. Длина причала № 2 — 169,5 м.
  • пирс с причалами № 5 и № 6. Реконструирован в 2009 году. Выполнен в виде эстакады и предназначен для приёма и обработки железнодорожных паромов, следующих в Крым, Грузию, Болгарию и Турцию. В ходе работ по реконструкции ложа переходного моста, были заменены основные конструкции пирса (сваи, железобетонные плиты), построены два пала. Общая длина пирса № 6 с палами достигла 166,6 м, что обеспечило возможность приема и обработки паромных судов длиной до 150,2 м.
  • причал № 7 реконструирован в 2015 году для повышения пропускной способности паромной переправы. Способен принимать малые паромы.
  • причал № 8 был обустроен в 1990-х годах для перевалки нефтепродуктов. Реконструирован в 2005 году для перевалки генеральных грузов. В ходе реконструкции был построен отдельно стоящий пал и швартовная тумба, что позволило удлинить причал до 156,3 м и создать условия для приема и обработки судов длиной 141,4 м, шириной 16,8 м, с осадкой 4,6 м и водоизмещением 9 443 тонн. В 2015 году реконструирован для повышения пропускной способности паромной переправы. В ходе выполненных работ создана единая линия кордона причала и построена площадка для опирания аппарели парома. Это позволит принимать на причале с кормовой аппарели паромы типа «Ионас», «Крым», «Гликофилоуса» и «Николай Аксененко», с измерениями: по длине — до 102,2 м, ширине — до 18 м и осадке — до 4,9 м.
  • причал № 9. В 1990-х годах проведена реконструкция для расширения номенклатуры грузов (нефть, мазут). Южнее причала начинается Западный мол.

Южный район

Южный район не защищен молами. Плавание по подходному каналу разрешено только в светлое время суток, а при ветрах СВ и ЮЗ направлений — только при скорости ветра не более 10 м/с. Максимальная осадка судов — 3,6 м, с возможностью увеличения до 5,0 м.

Внешние изображения

Южный район включает в себя два причала, принадлежащие компании «Южный морской торговый терминал» (ЮМТТ):

  • причал № 24 длиной 150 м и глубиной у причала 4,5 м, расположен под острым углом к подходному каналу,
  • причал № 25 длиной 159 м и глубиной у причала 3,5 м, расположен вдоль берега, под прямым углом к причалу № 24.

Южный район имеет подъездные железнодорожные пути длиной 2,5 км и крытые склады площадью 1440 м² и 380 м², открытые бетонные площадки площадью 40 000 м². Имеется внутрипортовая бетонная подъездная дорога. В 2015 году к Южному району была построена бетонная дорога шириной 8 метров и длиной 1100 метров. С июня 2015 от причала № 25 начали ходить грузовые паромы в Керчь, от 24-го причала перегружаются насыпные грузы.

Расписание паромов из Керчи в 2020 году

Паромы из порта «Крым» по расписанию отправляются круглосуточно, раз в час. Таймслоты (период отправления по билету): 03:00 — 09:00, 07:00 — 13:00, 11:00 — 17:00, 15:00 — 21:00, 19:00 — 01:00, 23:00 — 05:00.

Узнать расписание паромов из Керчи на сегодня можно на официальном сайте по продаже билетов на паромы через Керченский пролив — «Госпаром». В этом же расписании есть информация по паромам из Торгового порта(для них место отправления отмечено в скобках).

Внести серьезные изменения в расписание паромов из Керчи может погода: при штормовых предупреждениях (ветер от 25 м/с) и сильных туманах рейсы отменяют. В таких случаях желательно просматривать прогнозы погоды в Керчи и информацию о фактической погоде на Керченской переправе.

Уточнять об отправлении паромов рекомендуется по телефону горячей линии Керченской паромной переправы 8 (989) 299-42-60. Официальные сообщения «Морской дирекции» публикуются на этой странице.

История

Основная статья: Керченская паромная переправа

Порт построен в 1953 году. Основное назначение — обслуживание Керченской паромной переправы (линия «порт Крым» — порт «Кавказ»). Инфраструктура порта позволяла осуществлять перевозки пассажиров, автомобилей и железнодорожных составов. Рядом с портом Кавказ была построена одноимённая железнодорожная станция Кавказ, выполнявшая маневровые работы по формированию поездов и накатке вагонов на паром. Для защиты от волн и льда акваторию порта окружили волнорезами.

Во времена СССР из порта Кавказ выполнялись рейсы пассажирских катеров до морвокзала в центре города Керчи.

В конце 1980-х годов из-за старения и износа используемых железнодорожных паромов сначала были прекращены перевозки пассажирских, а спустя несколько лет и грузовых составов. Функционирование автомобильно-пассажирского паромного сообщения при этом не прекращалось.

После распада СССР и превращения паромной линии в международную (Россия — Украина), в порту был организован пункт погранично-таможенного контроля.

Перевозка грузовых вагонов возобновилась в 2004 году с приходом новых железнодорожных паромов и реконструкцией портовых сооружений.

Летом 2010 года возобновились рейсы пассажирского катера от порта Кавказ до морвокзала города Керчи. Ожидалось, что катер «Диспетчер Криштопа» будет ходить по этому маршруту три раза в день, однако вскоре линия была вновь закрыта.

Перевалочные терминалы и экологические проблемы

В 1990-е — 2000-е годы грузооборот порта Кавказ значительно увеличился. Для вывоза за рубеж продукции нефтяной и химической промышленности построены терминалы по перевалке грузов: нефтяной (ООО «СВЛ-Трейдинг») и два химических (компаний ОАО «Порт-Кавказ» и ООО «Югхимтерминал»). Открытая перевалка химических веществ и удобрений привела к ухудшению экологической обстановки и росту числа заболеваний среди жителей посёлка Чушка, расположенного недалеко от порта.
Несмотря на установленные факты нарушений природоохранного законодательства, ОАО «Порт-Кавказ» продолжал заниматься перевалкой грузов химической промышленности.

Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 14.07.2008 ОАО «Порт Кавказ» было запрещено заниматься перегрузкой грузов в связи с нарушениями природоохранного законодательства. После перехода права собственности на причалы к новому собственнику ЗАО «ВЕРП» решением того же суда от 26.01.2010 запреты на эксплуатацию причала и складов были сняты.

В 2007 году генеральный директор ОАО «Порт-Кавказ» Виктор Зеленский был задержан по обвинению в вымогательстве и получении коммерческого подкупа. Одновременно с задержанием были похищены доли компаний, ему принадлежавшие. В 23.12.2009 уголовное дело было прекращено за отсутствуем состава преступления, а похищенные доли компаний были возвращены решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2009 по делу № А32-6040/, что позволило противостоять попытке рейдерского захвата имущественного комплекса.

Шторм осенью 2007 года

В ноябре 2007 года во время сильного шторма в Керченском проливе произошло несколько происшествий с судами, в результате которых в воду попало порядка тысячи тонн нефтепродуктов. Наибольший ущерб природному комплексу принёс разлом и дальнейшее затопление речного танкера с мазутом «Волгонефть-139», принадлежавшего российскому пароходству «Волготанкер». В районе порта Кавказ во время этого шторма затонул сухогруз «Вольногорск» с грузом серы.

Современность Керченской переправы

Сегодня Керченская переправа надежно соединяет два берега пролива. Паромы общего доступа отправляются каждый час. Отдельно транспортируются ЖД-вагоны (пассажиры перевозятся на катерах), фуры, опасные грузы.

Для граждан, следующих через пролив на отдых или по делам, существует фиксированная оплата проезда, причем дети до 6 лет едут бесплатно, а те, кто моложе 12 лет – по детскому льготному билету. Некоторым категориям граждан (ветеранам, транспортным работникам и правоохранительных органов, беременным женщинам, семьям с маленькими детьми, инвалидам) предоставляется право приобретения билетов и посадки без очереди. Провоз габаритных погрузок (не ручной клади) оплачивается отдельно. Большой популярностью пользуются «единые билеты», то есть поезд – автобус – паром.

Переправа работает круглогодично без выходных. Но остановки и сбои в работе все же нередки – их вызывает погода. При штормах паромы в рейсы не выходят – это опасно, есть риск, что плавсредство перевернется. Многочисленные веб-камеры и информация на сайте учреждения и порталах транспортных компаний позволяют вовремя узнавать о таких авральных ситуациях. Если они возникают, то не исключается скопление путешественников и транспорта, больших очередей, за которыми вы можете следить онлайн.

Но администрацией морпортов сделано все, чтобы время перед отправкой было возможно более комфортным. Для автомобилей устроены отстойники (три в порту «Крым» и четыре в порту «Кавказ»), причем возле площадок устроены столовые, туалеты и даже душевые. Есть залы для пассажиров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector