Лермонтов и кавказ: сочинение-рассуждение. кавказ в творчестве лермонтова

Кавказские народы в творчестве Лермонтова

Совсем не зря задают школьникам писать на тему произведений писателя сочинение. Лермонтов и Кавказ представляют собой в этом плане идеальное сочетание. Писатель смог во всей полноте прочувствовать душу горцев и передать это знание читателям.

В произведениях Лермонтова народы Кавказа предстают похожими на природу этих мест. Прекрасные, высокие, сильные люди с закаленным характером, причем не только мужчины, но и женщины. Гордые, но не надменные, очень живые, искренние и страстно любящие — вот какими их видит Лермонтов. Они упрямы до безумия и в порыве эмоций могут легко убить. Горцы в произведениях автора предстают очень религиозными людьми, однако могут совершать преступления, невзирая на заповеди церкви.

Пожалуй, можно сказать, что странные отношения в их семьях остаются непонятными лишь для нас — у них такие традиции, как, например, кража девушек, устанавливались веками и не считаются чем-то необычным.

Во время своей службы в полку Лермонтов воспринимал Кавказ как пристанище простоты и вольности, которую он противопоставлял светским манерам и правилам Петербурга.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Кавказ.История создания – стихотворение было написано Пушкиным во время его путешествия на Кавказ в 1829 году. Восхищённый природой этого края, он написал цикл произведений, описывающих невероятной красоты пейзажи, природные явления, обычаи местных жителей.

Тема – стихотворение “Кавказ” относится к пейзажной лирике. Автор восхищается видами с вершин гор, природными богатствами Кавказа.

Композиция – четыре шестистишия, представляющие собой смену картин горного пейзажа. Личность автора прослеживается только в первом из них. В оригинале присутствует ещё одно шестистишие с решающим значением, от этого официальный вариант кажется немного незаконченным.

Жанр – стихотворение (пейзажная лирика). Благодаря тому, что полная версия стихотворения не публикуется, оно относится к пейзажной, а не гражданской лирике, (в первоначальном варианте – в последней строфе поэт сокрушается о свободе: личной, творческой, народной).

Стихотворный размер – произведение написано четырёхстопным амфибрахием. Рифмовка в каждом шестистишии – смешанная: первые четыре стиха имеют кольцевую (АВВА), а последние две – парную (АА).

Эпитеты – “грозных обвалов”, “нагие громады”, “тощий мох”, “веселым долинам”, “свирепом веселье”, “голодной волной”.

Метафоры – “рожденье потоков”, “играет и воет Терек”, “лижет утёсы голодной волной”, “немые громады”, “мчится Арагва”.

Сравнение – “играет и воет, как зверь молодой, завидевший птицу из клетки железной”.

Вторая ссылка

Первая дуэль, арест и последующее наказание даже отдаленно не напоминало первую ссылку. В наказание за столь грубое нарушение закона Лермонтов был отправлен на самый опасный участок, где велись активные боевые действия. В первых же боях Михаил Юрьевич проявил себя отважным и хладнокровным воином, был отмечен командованием. В это время ведется активная работа над романом «Герой нашего времени». Его замысел Лермонтов вынашивал давно, писал отдельные главы, которые позднее опубликовал в «Отечественных записках». Даже в таком разрозненном виде они имели большую популярность. В тщательно проработанном образе главного героя многие узнавали самого автора. Позже, во втором издании, доработанный и собранный в единое целое роман вышел с пояснениями самого автора, где образы были чётко разграничены.

«Кавказ», анализ стихотворения Лермонтова

Раннее стихотворение «Кавказ», созданное шестнадцатилетним М. Лермонтовым в 1830 году, является одним из первых обращений поэта к теме Кавказа. Юноша с детства испытывал глубокую привязанность к этому краю – он трижды бывал там на отдыхе со своей бабушкой, Е. А. Арсеньевой. Из детских воспоминаний и впечатлений о Кавказе особенно запомнилось ему знакомство с девятилетней девочкой летом 1825 года. Впервые стихотворение «Кавказ» было опубликовано уже после гибели поэта — в 1845 году оно вышло в журнале «Библиотека для чтения».

Стихотворение состоит из трех строф-пятистиший. каждая из которых раскрывает свою поэтическую тему. первая строфа посвящена теме расставания с Кавказом, вторую строфу поэт посвятил воспоминаниям о своей матери, а третью – воспоминаниям о первой детской любви. Основная идея стихотворения – раскрытие мира души поэта и выражение искренней любви к Кавказу.

В основе композиции лежит передача внутреннего душевного состояния автора, поэтому повествование ведется от первого лица. Воспоминания о красоте кавказской природы оживляют в душе поэта самые сокровенные переживания, связанные со смертью матери и по-детски трогательным первым чувством. Именно поэтому стихотворение глубоко лирично и очень нежно, а замедленный ритм и напевные интонации придают ему удивительную музыкальность.

Южная природа навевает Лермонтову образ матери, которую он практически не знал:

В младенческих летах я мать потерял, Но мнилось, что в розовый вечера час, Та степь повторяла мне памятный глас

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий – подчеркивает лиризм стихотворения и усиливает поэтичность речи; мужская рифма придает произведению упругость.

Изобразительные средства в стихотворении помогают понять состояние души лирического героя: произведение насыщено метафорами («на заре моих дней». «пять лет пронеслось» ), олицетворениями («степь повторяла». «сердце лепечет» ), эпитетами («розовый час». «сладкая песня». «божественных глаз» ), сравнениями («как сладкую песню отчизны моей» ).

Лермонтов использует рефрен«Люблю я Кавказ!». усиленный восклицанием, для выражения своего восхищения красотой этого удивительно прекрасного края. Введение в стихотворение обращений («Я счастлив был с вами, ущелия гор». «О южные горы» ) свидетельствуют о подлинной любви поэта к Кавказу. Использование инверсии («отчизны моей». «люблю я». «розовый вечера час» ) усиливает выразительность произведения.

Восприятие величественной природы Кавказских гор находит свое отражение в романтическом мироощущении Лермонтова и в его душевных переживаниях, становясь фактом его личной биографии и рождая наполненные подлинным чувством строки: «Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз» .

Это интересно: 235,Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен» Лермонтова: излагаем по пунктам

Вторая ссылка

Причиной для второй ссылки стала дуэль с французом Барантом, о которой не было своевременно доложено начальству. Состоявшийся незамедлительно суд определил Лермонтову трехмесячную гауптвахту, лишение всех титулов и чинов, и ссылку на Кавказскую войну в звании рядового. Но Николай I проявил к поэту благосклонность и послал его воевать в чине корнета.

Прибыв в Тенгинский пехотный полк, Лермонтов стал адъютантом генерала Галафеева и активным участником кровопролитных боев, в которых проявлял мужество, хладнокровность, способность быстро оценивать ситуацию с правильным принятием решения.

Искренне уважая горцев, поэт, как офицер русской армии должен был сражаться с ними, и делал это уверенно и бесстрашно, не ведя счет убитых своею рукою оппонентов.

Природа Кавказа в произведениях поэта

Судьба распорядилась так, что Михаил Юрьевич побывал почти во всех уголках этого удивительного края. Бесконечная любовь к местным пейзажам нашла отражение во всех произведениях поэта. С самого детства он отмечал величие природы, ее движение, яркие краски, четкие образы. Но описания Лермонтова не содержат мелких деталей. Его образы полны света, динамики, детского восторга и восхищения. Сочетание цвета и движения помогает создать удивительные декорации для описанных событий. Например, действие поэмы «Демон» Лермонтов перенес на Кавказ, тем самым придавая ему ощущение фантастичности, долю мистики. Сила природы оживает благодаря движению животных и птиц. Поэт мастерски передаёт разные состояния природы, используя увиденное глазами различных героев. Так, например, в глазах Демона – это богатый, бесконечный, бушующий мир. Тамара же видит его статичным, спокойным, умиротворенным.

Особое место в поэзии Михаила Юрьевича занимает небо Кавказа. Именно пролетая в небе, Демон замечает танец Тамары, в голубое небо обращен взгляд Печорина перед дуэлью, в небе видит ангела Мцыри. Особый лазурный цвет над головой позволяет героям Лермонтова переноситься в высший мир.

Анализ содержания

Умение находить прекрасное в каждой мелочи и передавать это чувство прекрасного читателю – вот что отличает настоящего поэта. Очарование южных гор и всего, что их окружает, наталкивает А.С. Пушкина на размышления о своей жизни, а во всем, что он видит вокруг, он умеет разглядеть свой живой организм и присущий только этому организму характер: здесь и «утесов нагие громады», и «тучи смиренно идут», и «Терек играет в свирепом веселье».

Знакомясь с произведением, читатель как будто сам видит все своими глазами и не только видит, но и чувствует, и осязает: он вместе с автором стоит «над снегами у края стремнины» и наблюдает «потоков рожденье и первое грозных обвалов движенье».

Но не только красоту и одухотворенность видит поэт: от него не скрывается и проза повседневной жизни, и уже мы вместе с автором наблюдаем за людьми, гнездящимися в горах, пастырем, нисходящим к «веселым долинам», являемся случайным свидетелем того, как «нищий наездник таится в ущелье».

Здесь все рядом: величие и безмолвие природы соседствует с обычной жизнью людей, которые, быть может, привыкли к тому, что видят каждый день и уже не замечают ту необыкновенную красоту, которая их окружает. Поэт охватывает все своим взглядом, ничто не остается без его внимания, а всеобъемлющий русский язык выражает малейшие детали увиденного и всю гамму чувств, завладевших поэтом при взгляде на суровые горные долины.

Особое внимание А.С. Пушкин уделяет горным рекам – Арагве и Тереку, которые он наделяет человеческими чертами

Они вызывают у поэта одновременно множество противоречивых чувств: их напористость и сила восхищает (Терек «играет и воет, как зверь молодой») и, вместе с тем, напоминает о безысходности, в том числе своего собственного жизненного пути («бьется о берег в вражде бесполезной»).

Поэт обращается к бурному потоку вод и отмечает: «Нет ни пищи ему, ни отрады: теснят его грозно немые громады» и это настроение полностью соответствует его собственному мироощущению и противопоставлению себя окружающей действительности. Одновременно с этим поэт понимает, что, в точности также, как и Терек, вряд ли сможет выйти победителем из этой жестокой схватки.

Знакомство Лермонтова с М.П. Глебовым

Вместе с Лермонтовым и Дороховым в экспедиции генерала Галафеева участвовал Михаил Павлович Глебов.
В бою под Валериком он получил тяжелое ранение в ключицу. Летом 1841 года Глебов находился на лечении в Пятигорске, где вновь встретился с поэтом. Ему суждено было в роли секунданта стать свидетелем роковой дуэли. С Глебовым Лермонтов провел последние минуты перед поединком, на его руках и скончался. Долгое время участие Глебова в дуэли было представлено в искаженной виде. С молчаливого согласия оставшихся в живых свидетелей этой трагедии и благодаря официальным показаниям следствия Глебов секундантом Н.С.Мартынова. Между тем было известно о дружеских отношениях поэта с Глебовым, которые ставили под сомнение возможность участия последнего на стороне Мартынова, что и подтвердилось позднее. В свете этого роль Глебова в дуэли, личность его и взаимоотношения с Лермонтовым заслуживают особого внимания.
М.П.Глебов родился 23 сентября 1817 года в семье Орловского дворянина. В 1838 году он окончил Юнкерскую школу и был определен в конногвардейский полк вместе с родственником Лермонтова Дмитрием Столыпиным, через которого, повидимому, и познакомился с поэтом. На Кавказ перевелся в числе охотников весной 1840 года.
Отдыхая в Пятигорске, Глебов много времени проводил в обществе с Лермонтовым. Вместе они часто бывали на вечерах в доме Верзилиных. Присутствовал он и на последнем вечере, где произошло столкновение Мартынова с Лермонтовым. Глебову мы обязаны подробностями последнего разговора с Лермонтовым по пути к месту дуэли, куда они отправились верхом. У Глебова сохранились стихотворения (неизвестные) Лермонтова.
Из других знакомых Лермонтова большой его привязанностью пользовались Глебов и Столыпин.

Кавказ в жизни Лермонтова

Регион начал играть большую роль в судьбе писателя уже с раннего детства. Очень болезненным ребенком, требовавшим постоянного лечения, родился Михаил Юрьевич Лермонтов. Тема Кавказа стала ему настолько близка потому, что здесь он проводил немало времени. Впервые поэт посетил регион еще в 4 года, затем в 6, в 10 и потом всю жизнь постоянно приезжал сюда. Именно на склонах этих величественных гор впервые прочувствовал талантливый мальчик силу любви.

Так сложилась судьба поэта, что и работать ему довелось в Кавказских горах. В 1837 году писатель был сослан служить на Кавказ за произведение «На смерть поэта». Однако пребывание в этих горах не было для поэта наказанием, наоборот, это дало ему новый творческий толчок. У него была возможность общаться с местным населением, впитывать в себя легенды и предания, наблюдать за танцами, слушать песни, участвовать в качестве гостя на свадьбах и бывать в домах местных жителей. Именно в ссылке были написаны или начаты величайшие произведения Лермонтова. Из изгнания он вернулся в 1838 году. В 1840 году Лермонтов вновь был сослан в горы Кавказа, где тогда шли активные боевые действия.

Так вышло, что за свою жизнь писатель побывал практически во всех уголках этого края, отчего описания разных мест в его произведениях настолько точны. Не зря Лермонтов говорил, что эти горы — его Родина.

В 1841 году, в возрасте всего 26 лет, великий писатель был убит на дуэли. Можно сказать, что это была просто нелепая случайность, ведь он отправился на поединок с товарищем по фамилии Мартынов. Писатель не воспринимал это всерьез и даже не думал стрелять, в отличие от своего приятеля.

Так жизненный путь писателя окончился на Кавказе. Прах его сейчас находится в имении Лермонтово Пензенской области.

Анализ поэмы «Кавказский пленник» Лермонтова

Поэма «Кавказский пленник» написана М.Ю. Лермонтовым в 1828 году, когда ему было 14 лет.

На Кавказе он побывал десятилетним мальчиком вместе с бабушкой. И сам видел пейзажи, жил среди народа, красочно описанного в поэме. Кроме этих живых впечатлений, сильное влияние на поэта оказала одноименная поэма другого великого поэта, А.С. Пушкина.

Ранняя поэма Лермонтова редактировалась, и увидела свет в сокращенном варианте в 1859 г., в журнале «Отечественные записки». Полный вариант опубликован в «Собрании сочинений» в 1891 году.

Яркие образы и поэтические краски в «Кавказском пленнике» сочетаются с почти документальной точностью описания пейзажей, быта, одежды и обычаев горцев того времени.

Молодой казак был пленен воинственными черкесами. Его поместили в пещеру, заковав железными цепями. Участь его неясна — смерть, рабский труд или выкуп. Надежда на спасение туманна.

Строгие нравы запрещают девушкам селения приближаться к пленникам. Но молодая черкешенка влюбляется в русского пленника, и тайком посещает его по ночам. Она поддерживает его морально и физически, принося хлеб и кумыс. Поначалу между ними складываются настороженные отношения. Черкешенка, как пугливая лань, боится наказания за нарушение обычаев. Но любовь оказывается сильнее страха, и она не бросает его. Он не желает близости с дочерью пленившего его народа. Но её визиты – единственный луч света в плену, и он ждет её каждый вечер.

Однажды она приходит к нему со всем необходимым для побега. У неё пила, для того чтобы освободиться от цепей, и кинжал, чтобы защититься в случае необходимости. Черкешенка желает бежать вместе с ним, и они делают это. Ночная тьма, горные леса уже укрыли их, но побег был замечен. Меткий выстрел оборвал жизнь русского пленника. Черкешенка, увидев смерть любимого, в отчаянье бросилась со скалы в стремительные воды горной реки.

Утром её тело нашли внизу по теченью. Отец убит горем. По злой иронии судьбы, это именно он застрелил беглого пленника. Одним выстрелом он убил и его, и свою дочь.

Поэма наполнена романтическим духом, характерным для раннего творчества Лермонтова и всей поэзии того времени. В ней смысловая и ассоциативная связь с произведением Шекспира «Ромео и Джульетта». Враждующие кланы, сильная любовь без компромиссов, трагическая случайность, гибель влюбленных.

В поэму вошли несколько куплетов русского перевода черкесской народной песни.

Живописное поэтическое полотно «Кавказского пленника» продолжает существовать как памятник русской культуры.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх шестистиший. В первом – перед читателем предстаёт человек, стоящий на вершине горы: панорама, которая открывается его взору. Вторая и последующие строфы являются описанием картин, которые сменяются, чередуются, оживают перед читателем. Несмотря на то, что стихотворение написано от первого лица, в нём практически не прослеживается автора, его личности – только картины, стремительно меняющие друг друга, окрылённое, эмоциональное, возвышенное описание всего увиденного. В последней строфе – восклицание “Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады” – является кульминацией стихотворения. Эмоциональное напряжение достигает вершины, поэт отождествляет себя с рекой, которую “теснят немые громады”.

Анализ стихотворения

Совсем маленьким мальчиком Лермонтов трижды бывал на Кавказе с бабушкой, Елизаветой Алексеевной Арсеньевой. Мишель часто болел, а сестра бабушки, Елизавета, проживала в местности, богатой лечебными минеральными водами. Там мальчик, рано потерявший мать, почувствовал себя свободным и счастливым. Особое место в памяти Михаила Юрьевича занимала поездка на Кавказ, совершенная им в 1825 году. Понимая, что обучение в пансионе надолго разлучит ее с любимым внуком, бабушка приняла решение провести все лето в горах. Здесь он познакомился с «Кавказским пленником» Пушкина, много читал, начал рисовать акварелью любимые пейзажи.

Через пять лет Лермонтов пишет стихотворение «Кавказ», имеющее три строфы. В первой он с грустью описывает расставание с «южными горами», с которыми его разлучила судьба. Однако, побывав там всего единожды, по мнению автора, забыть Кавказ невозможно. Более того, автор считает край своей второй отчизной.

Вторая часть стихотворения посвящена матери, чей нежный голос слышал мальчик в шорохе ветра. Тихими вечерами, в час заката, степь будто разговаривала материнским голосом с ребенком, который был лишен родительского тепла.

В третьей части автор тоскует о первой пылкой юношеской влюбленности. В его сердце воспоминания о Кавказе всегда находят самый трепетный отклик. Использование рефрена, усиленного восклицанием, помогает подчеркнуть искренность и неподдельное восхищение красотой Кавказа.

Кавказ в стихах Лермонтова

Тонкое душевное устройство писателя позволило ему прочувствовать и полюбить прелесть суровых гор всей душой, благодаря чему смог родиться удивительный творческий союз — Лермонтов и Кавказ. Сочинение-рассуждение на эту тему часто задают писать школьникам в рамках программы, ведь это позволяет им лучше понять все грани творчества автора.

Первое свое стихотворение, «Кавказ», Лермонтов посвятил горам еще в 15 лет, и оно до сих пор потрясает читателей. Однако не только великолепную природу воспевал поэт. Он искренне любил и жителей тех мест, несмотря на все повороты его судьбы.

Михаил Юрьевич Лермонтов за свою короткую жизнь написал множество стихотворений и поэм про Кавказ. «Демон», «Мцыри», «Кавказский пленник» — вот только самые знаменитые его стихотворные произведения.

Боевые действия на Кавказе

В начале июня 1840 года Лермонтов приехал в Новочеркасск и остановился у Михаила Григорьевича Хомутова, наказного атамана Донского Войска. Тот рассказал поэту о готовящейся экспедиции против горцев, посоветовал присоединиться и даже посодействовал в этом, написав письмо к генерал-адъютанту Граббе. Командующий назначил Лермонтова наблюдающим в этом походе, зачислив в адъютантом в штаб.


М. Ю. Лермонтов. «Нападение. Сцена из Кавказской жизни». (wikimedia.org)

10 июня поэт встретился в Ставрополе со знакомыми офицерами, а через неделю приехал в крепость Грозная. В начале июля вместе с отрядом генерал-лейтенанта А. В. Галафеева он отправился в поход против чеченцев. Отряд выжигал аулы, чтобы отвлечь армию Шамиля, планировавшего захватить Северный Дагестан. Часть горцев на самом деле покинула предводителя и начала нападать на русских.

11 июля 1840 года состоялось сражение на реке Валерик. Хотя русские и понимали, что горцы собираются напасть на них, генерал Галафеев отдал неосторожный приказ, из-за которого погибло много его офицеров. Не проверив, безопасно ли на местности, к которой они подошли, он велел подчиненным расположиться у Валерика. Как только отряд двинулся в ту сторону, горцы стали осыпать русских пулями. Началось жестокое сражение.


М. Ю. Лермонтов «Сражение на реке Валерик». (wikimedia.org)

Лермонтов должен был наблюдать за передовой штурмовой колонной, сообщать о ситуации Галафееву и передавать его указания офицерам. Поэт бесстрашно передвигался от колонны к генералу, параллельно вступая в схватки с горцами.

В сражении полегло много русских офицеров, но со стороны черкесов погибших было вдвое больше. На следующий день Лермонтов начал работать над стихотворением «Валерик», в котором описал воды красной от крови реки и солдата, размышляющего о причинах войны. Текст был завершен через два месяца в Пятигорске.


М. Ю. Лермонтов «При Валерике. Похороны убитых». (wikimedia.org)

Осенью офицеры вернулись в Грозную и возобновили борьбу с чеченцами. 10 октября получил ранение Руфин Дорохов, приятель Лермонтова. Последний заменил Дорохова на посту командира отряда. Поэт быстро вжился в новую роль. На войне он жил, как простые солдаты: ел вместе с ними и спал на бурке у костра.


Автопортрет Лермонтова. (wikimedia.org)

Храбрость Лермонтова впечатляла его начальство. Граббе представил его к награде золотой саблей, а Галафеев — к Ордену Святого Владимира с бантом. Ни одну из наград поэт в итоге не получил.

Смертельная дуэль

В январе 1841 года писатель собирался получить отпускной билет на два месяца, чтобы поехать в Петербург и заниматься только литературой. Но бабушка, которая очень сильно влияла всегда на жизнь Михаила, была против таких увлечений внука. Она видела его солдатом. Поэтому Лермонтов отправился обратно на Кавказ. Он ехал, останавливаясь в некоторых городах, пока не попал в Пятигорск, где снял скромную квартиру. И именно последующий поворот событий оказался решающим для молодого талантливого человека.

В Пятигорске Лермонтов и Николай Мартынов крупно поссорились. Они уже были знакомы: вместе учились в школе гвардейских подпрапорщиков. А затем несколько раз пересекались в жизни. Николай Мартынов, как говорили о нём многие люди, был хорош собой. Теперь он был майором в отставке. Лермонтов же позволял себе колкости и грубые насмешливые шутки в его адрес. И тут у отставного майора сдали нервы, и он вызвал писателя на дуэль, которая прошла 15 июля 1841 года.

Сам Мартынов в показаниях признался, что не выдержал придирок Лермонтова к каждому своему слову и его насмешек. И действительно: писатель лишь к некоторым относился уважительно, но к другим — заносчиво, как говорил А.И. Васильчиков, который был секундантом на роковой дуэли.

По основной версии, Лермонтов на поле битвы выстрелил в воздух. А Мартынов целился прямо в противника, и убил его. Писателю на тот момент было всего 26 лет. Его похоронили 17 июля на Пятигорском кладбище, куда пришло много знакомых и друзей Михаила.

Смерть Лермонтова

В начале января 1841 года Лермонтову дали два месяца отпуска, и он отправился в Москву, а оттуда — в Петербург. Он просил об отставке, однако у властей были другие виды на поэта.

В марте Лермонтов вместе с приятелем оказался у Александры Филипповны Кирхгоф, знаменитой гадалки. Та сказала поэту, что в Петербурге он больше никогда не окажется, а отставку получит совершенно другую, «после коей уж ни о чем просить не станешь».

В начале апреля Клейнмихель приказал Лермонтову незамедлительно уехать из Петербурга. Поэт отправился в отряд генерала Галафеева, расположенный в Темир-хан-Шуре. По пути Лермонтов заехал в Пятигорск. Там он встретился со своим приятелем Николаем Мартыновым.

Встречи молодых офицеров проходили дома у Верзилиных, где Мартынов ухаживал за старшей дочерью Эмилией Александровной, которую, несмотря на возраст, называли Розой Кавказа. Над прозвищем беззлобно посмеивался Лермонтов, как и над образом черкеса, в котором красовался перед девушкой Мартынов.

На одном из вечеров, 13 июля, Лермонтов танцевал с Розой Кавказа. Вдруг он заметил Мартынова в его обычном черкесском наряде и в шутку назвал его горцем с большим кинжалом. Музыка стихла в неподходящий момент, Мартынов услышал эти слова и оскорбился.

Позднее тем же вечером Мартынов разговаривал с Лермонтовым наедине. Поэтому нельзя сказать, только ли ироничность поэта стала причиной того, что Мартынов в итоге вызвал его на дуэль.


Николай Мартынов. (wikimedia.org)

Поединок состоялся 15 июля. Лермонтов не воспринимал происходящее всерьез и был уверен, что они с приятелем помирятся. На месте дуэли даже не было врача. Барьер был в 15 шагов, а дистанция — по 10 шагов в обе стороны. Лермонтов громко отказался стрелять в противника, поднял пистолет вверх и заслонился локтем. Мартынов подошел к барьеру, выстрелил Лермонтову в грудь и смертельно ранил.

Гибель на дуэли приравнивалась к самоубийству, поэтому церковь запретила хоронить Лермонтова по христианскому обряду. Однако следственная комиссия постановила, что это был особый случай, и поэта не признали самоубийцей. Михаила Лермонтова похоронили 17 июля 1841 года в Пятигорске.

Adblock
detector