Какие проливы и заливы омывают азию

Сингапурский пролив (12 км)

Этот пролив вместе с Малаккским проливом связывает Южно-Китайское море (Тихий океан) и Андаманское море (Индийский океан). Его северной границей является южное побережье Малаккского полуострова и острова Сингапур, а южной – архипелаг Риау. Сингапурский пролив ещё в VII веке был важным морским путём, а теперь стал международным. На нём находится Сингапур, входящий в 4 самых крупных портов мира. Главный морской путь для большинства судов, держащих путь из Тихого океана в Индийский, проходит мимо многочисленных островов Юго-Восточной Азии, а Сингапурский пролив стал одним из важнейших звеньев этого пути.
Великий морской путь в историческом плане имел не меньшее значение, чем, например, Великий шёлковый путь из Китая в Европу. В наше время Сингапурский пролив имеет международный статус, что означает, что он открыт для беспрепятственного прохода судов всех стран, то же касается и воздушных маршрутов над ним. Из-за слишком высокой интенсивности судоходства ловить здесь рыбу можно только ограниченно и в прибрежных водах, несмотря на то, что местные тропические воды достаточно богаты морскими ресурсами.

Прогулка по Проливу Босфор

Чтобы полностью ощутить, что такое пролив Босфор, нужно совершить увлекательную прогулку по проливу на борту любого туристического судна в квартале Каракой. Прогулка по проливу Босфор – удовольствие неописуемое. Вашему взору предстанет весь Стамбул с присущим ему величием и пафосом. Оказавшись вечером на борту прогулочного судна, можно постараться заглянуть в самую душу «чуда из чудес» — древнегреческого названия Константинополя.

Город на закате словно одевает свою самую красивую маску. В тесноте отходящих паромов, столпившихся судов, реве труб при заходящем солнце можно наблюдать как город зажигает свои чудесные огоньки на холмах. Раздаются голоса муэдзинов. Поговаривают, что для вечерних молитв в старину зачастую брали слепых глашатаев, чтобы их не смущала прелесть наступающей ночи. Святая София, словно мачта корабля, возвышается над городом и придает ему неземной чарующий вид с Босфора.

Посмотреть всё это можно с борта регулярного пассажирско-туристического парома, стартующего от Эминёню и проходящего практически до самого Чёрного моря. Конечный пункт — Анадолу-Каваги, где можно выйти, прогуляться пару часов и на следующем рейсе поэтому же билету вернуться назад. Или на экскурсионных яхтах от того же Эминёню, но они вас довезут максимум до второго моста, и будут стоить дороже.

Ничего нет более захватывающего, чем Босфор в вечернее время. Окрашенные алым цветом заходящего солнца, босфорский пролив и город, надевают особую маску, загадочную и чарующую.

Правовой статус

Запрос «» перенаправляется сюда. На эту тему нужно создать отдельную статью.

Так как американо-российский договор об отчуждении Аляскинского полуострова в пользу США оговаривал только территориальные вопросы касающиеся суши, но никоим образом не оговаривал статуса прилегающих вод и прибрежного шельфа, со времени присоединения Аляски и Алеутских островов к Российской Империи (de jure в соответствии с Высочайшим Именным Указом Её Величества Императрицы Екатерины II от 2 марта 1766 г.; de facto открытие материка русскими мореплавателями произошло ранее — 21 августа 1732 г.) до 12 июня 1991 г. включительно, то есть до вступления в законную силу соглашений, подписанных 1 июня 1990 г. в ходе встречи в Копенгагене Министра иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе с Госсекретарём США Дж. Бейкером и территориальных уступок СССР в пользу США в рамках соответствующих соглашений (принципиальная договорённость между главами двух государств была достигнута ранее, в ходе Вашингтонского саммита Президента СССР М. С. Горбачёва и Президента США Дж. Буша-старшего), Берингов пролив, от побережья Чукотки на западе до побережья Аляски на востоке, имел статус внутренних вод России (точно так же, как, например, Босфорский пролив для Турции). Однако, в советское время этот вопрос не педалировался ни советской стороной (так как формально СССР не признавал себя государством-правопреемником Российской Империи и её международно-правовых соглашений, включая договорённости о статусе Берингова пролива, судоходстве и рыболовстве в указанных водах, соответственно, перед советскими юристами не ставилось задачи подвести нормативно-правовую базу под какие-либо территориальные претензии), ни американской стороной (так как американцы, пользуясь молчаливым попустительством советской власти, использовали эти воды для нужд судоходства и рыбного промысла).

Подписание Шеварднадзе по указанию Горбачёва соглашения «О линии разграничения морских пространств между СССР и США» носило келейный характер, его по сути дела скрывали от советского населения, — на протяжении нескольких лет в советской, а затем российской прессе и публицистике этот вопрос не публиковался и не обсуждался, в то время как западная пресса открыто сообщала об очередной победе американской дипломатии. Как утверждает академик А. И. Фурсов, заключение этого соглашения нанесло большой ущерб территориальной целостности и экономике России, поскольку в пользу американской стороны были безвозмездно отчуждены часть исключительной экономической зоны и участок континентального шельфа России.

Датский пролив (290 км)

По-другому он называется Гренландским проливом, потому что разделяет остров Гренландию от острова Исландия. В то же время им атлантический океан соединяется с Гренландским морем. Гренландский пролив довольно мелок, даже на фарватере его наименьшая глубина составляет всего 227 метров. С юга на север ближе к берегам Исландии здесь проходит ответвление тёплого течения Ирмингера, а ближе к гренландским берегам в обратном направлении устремлено несущее круглый год льды Восточно-Гренландское течение. Датский пролив уникален самым крупным из известных науке подводных «водопадов» – вертикальным конвергентным течением, уходящим с 600-метровой глубины на 4-километровую.

Как добраться до пролива Босфор

Координаты пролива Босфор: 41°13’16.3″с.ш. 29°07’42.2″в.д.

Поскольку пролив Босфор находится в центре Стамбула, добраться до него очень просто, вдоль пролива расположено огромное количество остановок. Ниже представлены варианты, как доехать до пролива в южной его части с обеих сторон.

С европейской стороны:

  • На метро: станция «Kadıköy» (М4, розовая ветка).
  • На трамвае: Т3, выходить любой из следующих остановок: «Çarşi», «İskele Cami», «Kadıköy İDO».
  • На поезде: поезд Marmaray, выходить на вокзале Хайдарпаша (Haydarpaşa).
  • На автобусе: № 9K, 14A, 14AK, 16, 16D, 17, 17L, 19ES, 19M, 19S, 222 (выходить на остановке «Kadıköy») или на автобусе № 13Y, 14A, 14M, 15BK, 19E, 19T, 20E (выходить на остановке «Rıhtım»).
  • На такси: в Стамбуле работают желтые такси, также можно заказать такси через популярное приложение Uber Taxi.

Здесь есть несколько паромных причалов: Kadikoy, Turyol.

С азиатской стороны:

  • На метро: станция «Marmaray Yenikapı İstasyonu» (M1A, M1B, M2, красные и зеленая ветка).
  • На трамвае: Т1, выходить на остановке «Laleli — Üniversite» и идти в сторону пролива.
  • На поезде: поезд Marmaray (остановка «Marmaray Yenikapı İstasyonu»).
  • На автобусе: № 81, BN1, MR5, İST-1, выходить на остановке «Yenikapı Sahil».
  • На такси: стандартные желтые такси, плюс можно заказать такси через приложение Uber Taxi.

Среди паромных причалов здесь есть İdo Yenikapı Deniz Otobüsü Terminali.

Панорама пролива Босфор в Стамбуле:

Видео: пролив Босфор, Турция, Стамбул (the Bosphorus, Istanbul)

Северная часть

Эта часть пляжа протянулась на километр от Музея истории Эльтигенского десанта до античного городища Нимфей. Полоса берега не очень широкая. Территория не огорожена, поэтому зайти бесплатно можно почти в любом месте.

Наиболее обустроенная часть находится рядом с пересечением улиц Галины Петровой и Петровского, недалеко от музея. Это одно из самых популярных мест для купания в поселке. Здесь собирается достаточно много людей, но их количество не сравнится с многолюдными городскими пляжами. На берегу расставлено несколько шезлонгов с зонтиками, которые можно арендовать. Также есть душ и кабинки для переодевания. В местах отдыха довольно чисто. Имеется спасательная служба и медицинский пункт. Во время сезона доступны водные развлечения: гидроциклы, катамараны в аренду, а также катание на таблетке или банане. Установлены и специальные горки со спуском прямо в воду.

Что расположено рядом

Инфраструктура местности развита, все самое необходимое можно найти буквально в 50 м от береговой линии. Для тех, кто приехал на автомобиле, на пересечении улиц Галины Петровой и Петровского есть бесплатная стоянка.

Водные процедуры отнимают много сил, для их восстановления работает кафе, расположенное на пляже. А если захочется устроить пикник, то рядом со стоянкой есть маленький магазин продуктов.

Мемориальный комплекс «Героям Эльтигенского десанта» , Juliette17

Пройдя немного правее, вы окажетесь в небольшом военном музее под открытым небом. Напротив него находится Музей истории Эльтигенского десанта. Стоимость входа 80 рублей. Чуть дальше — прекрасно обустроенная бесплатная детская площадка. Кроме различных качелей, горок и скамеек, стоит несколько надувных батутов.

Не отходя далеко от пляжа можно увидеть самый известный мемориал Героевки — Парус. Это памятник десанту советских солдат, которые во время Великой Отечественной Войны в 1943 г. высадились здесь и положили начало освобождения Керчи и Крыма. В честь них поселок получил свое название — Героевское. Южнее расположен еще один памятник — на постаменте возвышается мотобот, принимавший участие в Керченско-Эльтигенской десантной операции в ноябре 1943 г.

В самой северной части пляжа находится археологический комплекс «Древний город Нимфей» — объект культурного наследия федерального значения. Город был разрушен в III в., поэтому в наше время можно увидеть только руины, оставшиеся от былого величия.

Панорама пляжа в Героевке со стороны пансионата «Заря»

Острова пролива Дарданеллы

В Мраморном море несколько островов. Крупнейший из них Мармара, именно его именем назвали само море. На острове с древности и по сей день, добывают белый мрамор, а на побережье – можно найти шикарный пляж.

Другой остров – Тюркели, рай для любителей пляжного отдыха и вина, расположен на юго-западе. Наконец, девять, так называемых, Принцевых островов, находятся в пределах 25 км от Стамбула, четыре из них открыты для посещения, один – в частной собственности и другие четыре — необитаемы. Между материком и островами работает паромное сообщение. На паром можно сесть в порту Кабаташ, это конечная остановка трамвая.

На острова ездят как туристы, так и местные: гулять, купаться и загорать

Особое внимание стоит уделить двум из них. Это Кыналыада – ближайший к Стамбулу, спокойный и уютный остров с лучшими пляжами, особенно хорош для туристов с маленькими детьми

Далее, проехав мимо двух похожих на него островов, Бургазады и Хейбелиады, стоит высадиться на острове Бююкада. Это «законсервированный» и особо охраняемый муниципалитетом остров, самый посещаемый и интересный для туристов, ищущих погружения в местный колорит. На нем запрещено строить современные здания и нарушать атмосферу старины и самобытности.

На Бююкаде «табу» на классические автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Лошади, повозки, фаэтоны, электромобили и велосипеды: вот и весь выбор транспортных средств. Многие туристы гуляют по острову пешком. На пристани работает множество кафе, где готовят свежие морепродукты, и магазинов с местными сувенирами. Не пропустите уникальный мир Мармары, это небольшое море обогатит ваши впечатления от поездки по Турции.

Стратегическое значение Пролива Дарданеллы

Географическое расположение и значение моря для транзита из Европы в Азию сложно недооценить: оно соединяет два Мира посредством проливов Босфор и Дарданеллы. На обоих берегах тридцати километровой петляющей водной трассы между Черным и Мраморным морями — Босфора, стоит Стамбул.

Босфор и Дарданеллы являются звеньями цепи, соединяющей закрытое море (Черное) с открытым (Средиземным). Эти проливы не раз становились предметом спора ведущих мировых держав. Для России в 19 веке путь к Средиземному морю обеспечивал доступ к центру мировой торговли и цивилизации.

В современном мире он также имеет важное значение, является «ключом» к Черному морю. Международная конвенция предполагает, что проход торговых и военных судов через черноморские проливы должен быть бесплатным и свободным

Однако Турция, которая является основным регулятором движения через пролив Босфор, старается использовать эту ситуацию в своих интересах.

Когда в 2004 году сильно увеличился объем экспорта нефти из России, Турция санкционировала ограничение движения судов в Босфоре. В проливе появились пробки, а нефтяники стали нести всевозможные убытки за срыв сроков поставок и простой танкеров. Россия официально обвинила Турцию в намеренном осложнении движения на Босфоре с целью перенаправления экспортного грузопотока нефти в порт Джейхан, чьи услуги являются платными.

Это не единственная попытка Турции извлечь выгоду из своего геофизического положения. Страна разработала проект строительства Босфорского канала. Идея хороша, однако Турецкая Республика пока не нашла инвесторов для воплощения в жизнь этого проекта.

Эресунн или Зунд (3,4 км)

Пролив Зунд или Эресунн разделяет остров Зеландия, принадлежащий Дании, от Скандинавского полуострова (Швеции). Он, как и другие датские проливы связывает Северное и Балтийское моря. Его длина составляет 70 километров, ширина колеблется от 3,4 до 24 км, а глубина фарватера всего 8 метров. На берегах Зунда стоят два больших города Мальмё и Копенгаген, которые связаны между собой Эресуннским мостом, включающим также тоннель.
Этот пролив появился 8000 лет назад после отступления ледника – освободившаяся от него Скандинавская плита стала крениться, опускаясь на юге и поднимаясь на севере. Тогда вода из Северного моря размыла узкий перешеек возле современного Эресунна, затопив низменные территории и сформировав Балтийское море. В зимний период, с октября по март здесь чаще всего происходят бури, но самые сильные штормы случаются в декабре. В феврале море здесь наиболее полноводное, а самый низкий его уровень наблюдается в январе либо апреле.

Пролив Дарданеллы на карте мира

Пролив Дарданеллы на карте мира.

История понтонных переправ через Дарданеллы с античных времён

Геродот (484-425 гг до н. э.) рассказывает уже не о мифах, а о фактах истории Дарданелл, хотя и не без преувеличений.

Так, по мнению историков, он очень сильно завысил численность армии персидского царя Ксеркса I, шедшей на Фермопилы. Но добросовестно изложил одну историю, связанную с этим походом.

В 480 г до н. э. по приказу Ксеркса были построены два понтонных моста через Геллеспонт Но когда армия начала переправляться, поднялась буря и разметала понтоны. Ксеркс, вне себя от гнева, приказал высечь плетьми солдат, строивших мосты, а заодно и море, затем кинуть в него цепи, а надзирателям над работами по наведению мостов — отсечь головы.

Этот эпизод описал в своей трагедии «Персы» и драматург Эсхил. Геродот замечает, что Ксеркс был весьма самонадеян, выбрав такой способ пересечения Геллеспонта между Абидосом и Сестосом.

Но в 334 г до н. э. таким же способом и в этом же месте, только в противоположном направлении, переправил свою армию через пролив другой полководец великий Александр Македонский. Перед началом переправы он бросил в море, в сторону Абидоса, свое копье — как символ грядущего завоевания Азии.

В 1352 г тем же способом пролив преодолели турки-османы, а в 1354 г они захватили византийский город Каллиполис (затем Галлиполи, ныне Гелиболу) — с этого началось покорение османами Европы.

Противоречивость природы в проливе Дарданеллы

Пролив Дарданеллы считается одним из самых опасных мест для судоходства в мире. Он очень узкий, его фарватер ограничивают извилистый рельеф берегов. Это объясняется тем, что в древности на месте пролива было русло реки, затопленное в результате опускания суши. В Мраморном море соленость воды — 25,5-29%о, а в Эгейском — 37-40%о, плотность воды в поверхностном и глубинном слоях воды — тоже разная. Это порождает явление, характерное для многих проливов, — образуются течения, противоположные друг другу.

Предложение сократить путь

В Таиланде разрабатывались планы, как можно уменьшить нагрузку на Малаккский пролив. Одно из предложений заключалось в том, чтобы сократить морской путь через пролив благодаря перешейку Кра. Так можно было сократить дорогу по морю на 960 километров. Так в том числе можно было обходить сепаратистки настроенную мусульманскую провинцию Паттани. Но возможность финансовых затрат и влияние на экологию встает на пути у осуществления этой идеи.

Второе предложение – построить сухопутный трубопровод, чтобы перекачивать нефть через этот перешеек. Планируется построить еще два нефтеперерабатывающих завода в Малайзии. Трубопровод будет протяженностью 320 километров и должен соединить два малайзийских штата. Нефть с Ближнего Востока будет перерабатываться на заводах, затем перекачиваться из Кедах в Келантан. А оттуда грузиться на танкеры и отправляться через Малаккский пролив и Сингапур.

Пролив Босфор — «Шейтан акантысы», что переводится как «чертово течение»

Турки называют стремительный поток пролива «Шейтан акантысы», что переводится как «чертово течение». «Шейтан» особенно начинает свирепствовать с наступлением весны, и таянием снегов в бассейне Дуная. В это время своей максимальной скорости достигает и течение пролива. Голубые потоки вод стрелой начинают нестись вдоль берегов, что приводит к вскипанию воды как в котле на самых узких его участках.

Еще есть у Босфора «двойное дно» — это так называемое «нижнее течение», которое идет из Мраморного моря в Черное в обратном направлении. Выходит, что Босфор — это противоречивое «существо», текущее одновременно в двух противоположных направлениях.

По отношению к континентам

В этой группе находятся проливы, которые разделяют разные части одного и того же континента. Также они могут разделять острова и континент. К этому подтипу относится, например, Магелланов пролив, который лежит между континентальной частью Южной Америки и архипелагом Огненная земля.

Проливы могут находиться и между двумя островами. Например, Бонифачо разделяет острова Корсика и Сардиния и является своеобразным мостом между Средиземным морем и Тирренским.

И конечно, пролив может пролегать между двумя разными континентами. Берингов находится между Азией и Северной Америкой, разделяя их.

Что соединяет Малаккский пролив. Судоходство

Этот пролив достаточно узкий, его ширина в некоторых местах достигает 3 километров, но протяженный (1000 километров) и очень важный. Движение по нему затрудняется тем, что в нем много отмелей, а кое-где притаились рифы. Значение Малаккского пролива можно сравнить со статусом Суэцкого и Панамского канала. Здесь проходят важнейшие морские пути. Если посмотреть на карте, какие океаны соединяет Малаккский пролив, нельзя не оценить его значимость. Это главное связующее звено нескольких сторон света. Здесь происходит транспортное сообщение между тремя крупными государствами – Индонезией, Индией, Китаем. В год Малаккский пролив пересекает 50 тысяч кораблей разного назначения, в день их количество иногда достигает 900. Помимо всего прочего здесь ходят паромы. Малаккский пролив максимально загружен, перевозки здесь обеспечивают 20-25 процентов морского товарооборота. Осуществляется перевозка нефти из Ирана и других стран Персидского залива в Китай, Японию и многие государства Восточной Азии. Это 11 миллионов баррелей в день и 25 процентов всех перевозок черного золота. Потребности этих государств постоянно растут, поэтому и нагрузка на пролив увеличивается.

Описание

Черноморские проливы последовательно соединяют Чёрное море с Мраморным, а Мраморное — с Эгейским, которое является частью Средиземного. Они же отделяют Европу (Фракию) от Малой Азии (Анатолии). Проливы обеспечивают доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, Закавказья и стран юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных товаров, значимую долю экспорта через Проливы составляет нефть из России и остальных стран Прикаспия.

Пролив Босфор из Румельской крепости

Босфор

Босфо́р (тур. İstanbul Boğazı, греч. Βόσπορος) — пролив, соединяющий Чёрное море с Мраморным. Длина около 30 км, максимальная ширина 3700 м на севере, минимальная ширина пролива 700 метров. Глубина фарватера от 36 до 124 м. На обеих сторонах Босфора расположен исторический город Константинополь, ныне Стамбул.

Берега пролива соединяют три моста: Босфорский мост длиной 1074 метров (завершён в 1973 году), Мост Султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров (построен в 1988 году) в 5 км к северу от первого моста и автомобильно-железнодорожный мост Султана Селима Грозного (длина 1408 м; завершён в 2016).

В 2013 году был открыт и железнодорожный тоннель Мармарай, который объединил транспортные системы Стамбула, находящиеся в европейской и азиатской частях города, в декабре 2016 году был открыт автомобильно-железнодорожный тоннель .

Дарданеллы

Дардане́ллы (тур. Çanakkale Boğazı, греч. Δαρδανέλλια), древнегреческое название — Геллеспо́нт. Пролив между европейским полуостровом Галлиполи и северо-западом Малой Азии. Он соединяет Мраморное море с Эгейским. Координаты Дарданелл — 40°15′ северной широты и 26°31′ восточной долготы. Длина пролива составляет 61 километр, ширина — от 1,2 до 6 километров. Средняя глубина фарватера — 55 метров.

В 2016 году в рамках строительства транспортного кольца вокруг региона Мраморного моря начались работы по возведению моста Чанаккале-1915 через пролив Дарданеллы — специально оборудованное судно приступило к буровым работам перед установкой опор. Мост Чанаккале-1915 станет самым длинным подвесным мостом в мире, длина основного пролёта составит 2023 метра. Завершить строительство планируется к 2023 году. До этого переправу через Дарданеллы наводили лишь однажды в 480 году до нашей эры, когда по приказу персидского царя Ксеркса I соорудили понтонную переправу из связанных между собой кораблей.

Список по алфавиту:[править]

  1. — Баб-эль-Мандебский (109×26 км);
  2. — Бассов (490×213 км);
  3. — Берингов (96×86 км);
  4. — Большой Бельт (115×11 км);
  5. — Босфор (30×0,75 км);
  6. — Вилькицкого (104×55 км);
  7. — Гибралтарский (65×14 км);
  8. — Гудзонов (806×115 км);
  9. — Дарданеллы (120×1,3 км);
  10. — Датский (530×287 км);
  11. — Дейвиса (1170×360 км);
  12. — Дмитрия Лаптева (115×50 км);
  13. — Дрейка (460×820 км);
  14. — Зондский (130×26 км);
  15. — Карские ворота (33×45 км);
  16. — Каттегат (270×60 км);
  17. — Керченский (41×4 км);
  18. — Корейский (324×180 км);
  19. — Кука (107×22 км);
  20. — Ла-Манш (578×32 км);
  21. — Лаперуза (94×43 км);
  22. — Лонга (143×146 км);
  23. — Магелланов (575×2,2 км);
  24. — Макасарский (710×120 км);
  25. — Малаккский (937×15 км);
  26. — Малый Бельт (125×0,5 км);
  27. — Маточкин шар (100×0,6 км);
  28. — Мессинский (33×3 км);
  29. — Мозамбикский (1760×422 км);
  30. — Ормузский (195×54 км);
  31. — Отранто (120×75 км);
  32. — Па-де-Кале (Дуврский)(37×32 км);
  33. — Санникова (45×55 км);
  34. — Сингапурский (114×12 км);
  35. — Скагеррак (225×60 км);
  36. — Тайваньский (398×139 км);
  37. — Татарский (663×7,3 км);
  38. — Торресов (74×150 км);
  39. — Флоридский (650×80 км);
  40. — Цугару (Сангарский)(102×18 км);
  41. — Шокальского (106×19 км);
  42. — Эресунн (Зунд)(102×3,4 км);
  43. — Югорский шар (40×2,8 км);
  44. — Юкатанский (55×200 км).

В скобках указаны длина и наименьшая ширина пролива.

Тайваньский пролив (130 км)

В прошлом этот пролив, отделяющий остров Тайвань от Азиатского континента, назывался Формозским. Он начинается у Южно-Китайского моря, а заканчивается в Восточно-Китайском море. Пролив имеет большой перепад глубин на фарватере – от 60 м до 1773 м. Материковая береговая линия пролива изрезана заливами, а возле неё есть множество островов, зато берег острова Тайвань имеет ровную береговую линию. На юге пролива находится архипелаг Пэнху. Правительство континентального Китая предложило строительство под проливом транспортного тоннеля длиной в пределах 127-207 километров – в любом случае, если планы будут реализованы, то это получится длиннейший подводный железнодорожный тоннель на планете.

История названия

В древности пролив носил название Геллеспонт, в переводе с греческого языка означающее «море Геллы». В основе этого наименования лежит античный миф. У царя Фессалии Атамаса умерла жена Нефела. Вскоре царь женился повторно, и злая мачеха Ино захотела избавиться от близнецов Фрикса и Геллы. Нефела умолила бога Гермеса помочь им. Брат с сестрой попытались спастись бегством, улетев на златорунном овне – божественном подарке. Но во время полёта Гелла сорвалась в море и утонула, а Фриксу оставалось лишь её оплакивать. С тех пор пролив долгое время называли «морем Геллы».

Название, которое употребляется теперь, пролив получил благодаря находящемуся в непосредственной близости древнему городу Дардании. Впрочем, его существование в античности также основано на мифах.

Атлантический океан

Западные и юго-западные окраины России омывают Балтийское, Чёрное и Азовское моря, принадлежащие бассейну Атлантического океана. Все они глубоко вдаются в сушу и связаны с большой водой узкими проливами. Побережья этих морей считаются лучшими местами для пляжного отдыха в России. Здесь расположены самые популярные в стране города-курорты.

Балтийское море

Одно из наиболее пресных в России. Соленость воды у его берегов всего 2 ‰ (промилле) (для сравнения: тот же показатель у Красного моря достигает 40 ‰). Кроме того, акватория Балтики находится в числе мощнейших транспортных магистралей мира. Для России это море служит основным путем переправки экспортных и импортных грузов. Здесь расположены важнейшие русские порты — Санкт-Петербург и Калининград.

Чёрное море

Его побережье — главный курортный регион страны. Города Сочи, Туапсе, Новороссийск, Геленджик, Керчь, Ялта, Севастополь ежегодно посещают тысячи туристов. Кроме того, водная гладь испещрена путями, обеспечивающими торговые отношения между Россией и черноморскими странами.

Особенность данного водного объекта — отсутствие жизни на глубине более 200 м. На дне бьют сероводородные источники, и выживать здесь могут лишь отдельные виды бактерий. Многие ученые считают Чёрное море бомбой замедленного действия, указывая на возможность взрыва сероводородного слоя в случае его смешения с воздухом.

Азовское море

Самое маленькое из морей, омывающих берега России. Его площадь — всего 39 тыс. км2. Кроме того, Азовское море — самое мелкое в мире: средняя глубина составляет 7–8 м. Благодаря своим небольшим размерам водоем быстро прогревается. Летом температура воды у поверхности составляет +25 °C, а зимой стремится к 0 °С.

История

Будучи таким уникальным проливом, многие задаются вопросом: а как образовался пролив Босфор? Как известно, пролив образовался примерно 7600 лет назад. Изначально уровень Чёрного и Мраморного морей был гораздо ниже, нежели в наши дни, и они не были связаны между собой. В конце последнего ледникового периода произошло таяние крупных масс льда и снега, тогда уровень воды в обоих водоёмах значительно повысился. Сильный поток воды за несколько дней пробил себе дорогу из одного моря в другое, образовав тем самым пролив.

Поскольку пролив является единственным проходом между Чёрным морем и Средиземным морем, Босфор имеет огромное значение в торговле и военном деле. Контроль над проливом был целью нескольких конфликтов, в частности Русско-турецкой войны, а также нападения союзных держав на Дарданеллы в ходе Первой мировой войны.

olgazav59

Во времена древнегреческих, персидских, римских и византийских эпох греческий город-государство Афины в V веке до н. э. поддерживал отношения с городами, которые контролировали проливы, такими как Византий. Персидский царь Дарий I Великий пытался подчинить скифов и переправился через Босфор, а затем направился к реке Дунай. Вся армия пересекла пролив по самодельному мосту. Спустя некоторое количество лет во время вторжения Ксеркса I в. Грецию, через пролив Дарданеллы был построен аналогичный самодельный мост.

Во времена Османской империи Константинополь был завоеван, а османы построили укрепления по обе стороны пролива, Анадолухисары в 1393 году и Румелихисары в 1451 году, готовясь к основной битве и к установлению контроля над Босфором. Завоевание Константинополя в 1453 году является тем событием, которое положило конец Средневековью и начало ренессанса и эпохи открытий.

olgazav59

Во время своего расцвета между XVI и XVIII веками Османская империя использовала стратегическое значение Босфора, чтобы установить контроль над территорией Чёрного моря. Как результат, уже несколько международных договоров регулировали проход судов на территории пролива. По одному договору проливы Босфор и Дарданеллы должны были быть закрыты по требованию России для морских судов других держав, по другому договору должно было произойти закрытие турецких проливов для любых военных кораблей. Уже после Первой мировой войны Севрский договор позволил установить границы и сделать его международной территорией под контролем Лиги Наций.

В соответствии с Лозаннским договором в 1923 году проливы вернули Турции, при этом иностранным военным кораблям и коммерческим судам был разрешён свободный проход. Впоследствии режим судоходства регулировался Конвенцией Монтрё о режиме проливов от 20 июля 1936 года, согласно которой Турция сама могла ограничивать морские перевозки государств, не являющихся черноморскими. Во время Второй мировой войны до февраля 1945 года проливы были закрыты для военных кораблей воюющих стран, но часть немецких судов могли проходить транзитом.

С началом XXI века турецкие проливы получили максимально важное значение для нефтяной промышленности. Российская нефть начала экспортироваться в огромном количестве в Западную Европу и США через проливы Босфор и Дарданеллы

И по сей день значимость пролива Босфора высокая и значима.

olgazav59

Маточкин Шар (600 м)

Этот пролив расположен между северным и южным островами Новой Земли и соединяет Карское и Баренцево моря. Это достаточно мелкий пролив (12 метров в среднем, максимальная глубина 120 м), имеющий несколько якорных стоянок, лучшая из которых расположена возле мыса Бараньего. Берега пролива высокие, кое-где обрывистые. Он имеет длину примерно 100 км. Большую часть года Маточкин Шар покрывают льды, а в остальное время навигация по нему возможна. В прошлом на его берегу располагались промысловые посёлки Столбовой и Маточкин Шар, но их уже давно не существует. Слово «шар» на финно-угорском означает «пролив», а эти острова поморы называют «маткой». А название пролив получил от реки Маточка, которая в него впадает.

Пролив Дейвиса (338 км)

Пролив Дейвиса разделяет самый большой остров планеты – Гренландию от принадлежащего Канаде (провинция Нунавут) острова Баффинова Земля. Его ширина колеблется от 338 километров в самом узком месте до 950 в самом широком, а максимальная глубина равна 3660 м. Британцы назвали этот пролив в честь своего мореплавателя Джона Дейвиса, несколько раз плававшего в этих водах на протяжении 1580-х годов с целью исследования обоих островов, окаймляющих пролив. Он же и открыл этот пролив в 1583 году вместе с куском прилегающей к нему земли. Пролив Девиса соединяет относящееся к окраинным морям Северного Ледовитого океана море Баффина от Лабрадорского моря, являющегося частью акватории Атлантического океана. А Гудзонов пролив соединяет его с бассейном Фокса и заливом Гудзон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector