Пролив дарданеллы — «море геллы» (пролив босфор и дарданеллы на карте мира)

Как добраться до ущелья Дарданелла в Приморском крае

Каньон разместился между двумя селами — Бровничи и Хмельницкий. Есть заход в теснину из каждого из населенных пунктов. До них ходит общественный транспорт, например автобус, следующий из Владивостока до Преображения. Также часто туристы приезжают на личных автомобилях.

Если начинать поход со стороны Бровничей, нужно двигаться по дороге «Новая Москва — Партизанск». Дальше следует повернуть к селу и ехать до моста через Тигровую. Потом будет поворот налево и примерно километр через лес. Машину можно оставить на берегу и перебраться через реку вброд. Затем прогулка продолжается по широкой тропке. Предстоит довольно легкий подъем по курумнику. Достигнув лесной поляны, останется только любоваться видом на ущелье Дарданеллы.

Берега пролива

Красивые панорамы не вызывают пресыщения. На берегах пролива смесь прошлого и настоящего, роскоши и бедности: мраморные дворцы примыкают к развалинам каменных крепостей, современные отели стоят рядом с деревянными яли.

Еще с конца 17-го века во времена Османской империи паши, визири и просто богатые семьи возводили вдоль береговой, там, где ранее была только рассыпь рыбацких деревень, дома, особняки и дворцы. Тогда и возник архитектурное детище Босфора – приморский особняк – яли. В переводе с турецкого это означает «дом у воды».

Обычно он представлял собой деревянный дом в несколько этажей, стоящий у самой кромки воды. Эта традиция дожила и до наших дней. Множество дошедших до нашего времени старинных яли после реставрации стали ресторанами, дорогими бутик-отелями и домами городской элиты.

Мосты пролива Босфор

Босфор соединяет два континента, Европу и Азию, а его берега соединяют три моста и два тоннеля:

  • Первый мост — Босфорский мост, который был открыт в 1973 году к 50-летию основания Турецкой Республики. Длина моста составляет 1560 метров, ширина — 33 метра, высота над водой — 64 метра.
  • Второй мост — мост Султана Мехмеда Фатиха, который получил свое название в честь завоевателя Константинополя. Мост построен на том месте, где самая минимальная ширина пролива, всего 660 метров. Мост Султана Мехмеда Фатиха окрыли в 1988 году к 535-летию завоевания Стамбула. Длина моста составляет 1510 метров, ширина — 39 метров, а высота над водой составила 64 метра.
  • Третий мост — мост в честь султана Явуза Селима, пересекает Босфор в северное его части. Открытие состоялось в августе 2016 года. Мост насчитывает 8 автомобильных полос по четыре в каждую из сторон, а между ними две железнодорожные линии. Длина моста составляет 2164 метра, ширина — 59 метров.
  • Тоннель — четырехполосный подводный железнодорожный путь под названием «Мармарай», который был открыт в октябре 2013 года. Общая длина тоннеля насчитывает 9,8 км, длина подводной части — 1,4 км, самый глубокий участок тоннеля находится в 60 метрах от поверхности Босфора. Железнодорожный тоннель рассчитан на перевозку 1,5 миллиона пассажиров в день.
  • Евразийский тоннель был открыт в декабре 2016 года. Общая длина тоннеля насчитывает 5400 метров, из которых 3340 метров проходят под Босфором. Вместе с подъездными путями общая протяженность тоннеля составляет 14,6 км, а максимальная глубина под водой — 106 метров.

olgazav59

Стратегическое значение Пролива Дарданеллы

Географическое расположение и значение моря для транзита из Европы в Азию сложно недооценить: оно соединяет два Мира посредством проливов Босфор и Дарданеллы. На обоих берегах тридцати километровой петляющей водной трассы между Черным и Мраморным морями — Босфора, стоит Стамбул.

Босфор и Дарданеллы являются звеньями цепи, соединяющей закрытое море (Черное) с открытым (Средиземным). Эти проливы не раз становились предметом спора ведущих мировых держав. Для России в 19 веке путь к Средиземному морю обеспечивал доступ к центру мировой торговли и цивилизации.

В современном мире он также имеет важное значение, является «ключом» к Черному морю. Международная конвенция предполагает, что проход торговых и военных судов через черноморские проливы должен быть бесплатным и свободным

Однако Турция, которая является основным регулятором движения через пролив Босфор, старается использовать эту ситуацию в своих интересах.

Когда в 2004 году сильно увеличился объем экспорта нефти из России, Турция санкционировала ограничение движения судов в Босфоре. В проливе появились пробки, а нефтяники стали нести всевозможные убытки за срыв сроков поставок и простой танкеров. Россия официально обвинила Турцию в намеренном осложнении движения на Босфоре с целью перенаправления экспортного грузопотока нефти в порт Джейхан, чьи услуги являются платными.

Бухта «Золотой рог»

В проливе немало удобных бухт. Самой красивой из которых является бухта Золотой Рог. Эта бухта своими формами напоминала рог, поэтому в древности ее так и назвали – “Рогатый Залив”. Берега этого залива на такие извилистые как берега Босфора, поэтому бухта образует удобную стоянку для больших и маленьких судов. В устье этой гавани нет никаких рек, поэтому воды Золотого Рога всегда отличались чистотой и прозрачностью.

Кроме того, Золотой Рог надежно прикрыта от ветров. Зима здесь начинается не раньше декабря месяца, а снег на Босфоре бывает большой редкостью. Осень довольно продолжительна, и является лучшим временем для посещения пролива.

Море Геллы

Устаревшее название пролива – Геллеспонт, что с греческого переводится как «море Геллы». Это название связано с древним мифом о близнецах, брате и сестре, Фриксе и Гелле. Рожденные орхоменским царем Афамантом и Нефелой, дети вскоре остались без матери — их воспитывала злая мачеха Ино. Она захотела погубить брата и сестру, но близнецы спаслись бегством на летающем баране с золотой шерстью. Во время полета Гелла соскользнула в воду и погибла. Место падения девочки – между Херсонесом и Сигеем — с тех пор прозвали «морем Геллы». Пролив Дарданеллы получил свое современное наименование по названию когда-то стоящего на его берегу древнего города – Дардания.

Примечания

  1. ↑ Дарданеллы // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
  2. Яновский А. Е. Дарданелльский пролив // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1893. — Т. X. — С. 137—139.
  3. ↑ Дарданеллы // Гоголь — Дебит. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 7).
  4. Harry Thurston Peck. // Harpers Dictionary of Classical Literature and Antiquities. — New York: Harper and Brothers, 1898.
  5. Геллеспонт // Объяснение 25 000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык с означением их корней / Сост. Михельсон А. Д.. — М.: Издание книгопродавца А. И. Манухина, 1865. — 718 с.
  6. Гидрология Средиземного моря / И. М. Овчинников, Е. А. Плахин, Л. В. Москаленко и др. ; Под ред. д-ра геогр. наук В. А. Буркова. — Л.: Гидрометеоиздат, 1976. — 375 с.
  7. ↑ . meduza.io (2 ноября 2016). Дата обращения 11 декабря 2018.
  8. . mk-turkey.ru. Дата обращения 11 декабря 2018., 20 марта 2017
  9. . www.trend.az. Дата обращения 11 декабря 2018., 6 марта 2017
  10. . k-window.com. Дата обращения 11 декабря 2018.
  11. . posmotrim.by. Дата обращения 11 декабря 2018.

Крепости Босфора

Чудовищные руины зубчатых стен полуразрушенной башни Румели Хисар, построенной Мехмедом Фатихом в 1452 году в самом узком месте пролива для контроля над проходящими кораблями, уныло смотрят из Европы в Азию — на другой берег, где расположена крепость Анадолу Хисары.

Это наиболее узкое место Босфора — всего около 650 метров. Здесь ближе всего Европа подходит к Азии. И здесь же между двумя крепостями в старину натягивали огромную железную цепь через пролив и «запирали» Босфор для входящих судов.

Пролив Босфор имеет важнейшее геополитическое положение. Со времен Троянской войны XIII-XII вв. до н. э. он неоднократно становился причиной международной напряженности, особенно в периоды ослабления одной из основных великих держав.

Дарданелльская операция (Галлиполийское сражение)

Дарданелльская операция (Галлиполийское сражение 1915-1916) стала символом самых страшных и кровавых сражений тех лет и занимает особое место в истории первой мировой войны. Главные цели операции были: захват Стамбула, вывод Османской империи из войны и открытие морского пути в Россию. Союзники (Великобритания, Франция и Россия) рассчитывали, захватив контроль над столицей Османской Империи, обойти фланги Австро-Венгрии и Германии. Объединенная группа АНЗАК, состоявшая из Австралийского и Новозеландского армейских корпусов, была хорошо вооружена, однако командование было несовершенным. Совместно с британскими войсками, они атаковали турок 25 апреля 1915 г. Однако по причине плохой дислокации после высадки союзные войска оказались в безнадежной ситуации и понесли большие потери в результате почти девятимесячных баталий. Переоценка Великобританией сил своей армии привела к провалу атаки, возглавляемой вице-адмиралом Джоном де Робеком. Во период сражений потери обеих сторон были ужасающими. Союзники лишились 146229 человек (только британцев среди них было 119729), потери турок составили 186000 убитыми, пропавшими без вести и ранеными.

  • Мемориал Lone Pine – Одно из кладбищ АНЗАК
  • Мемориальный комплекс Галлиполи

Ежегодно в память о потерях проводится памятная церемония на месте кровавых битв, а день Анзак объявлен памятной датой в Новой Зеландии и Австралии. Если вы посетите данный регион 25 апреля в день Анзак, то увидите, как множество путешественников из Новой Зеландии и Австралии прибывают на Галлиполийский полуостров, чтобы почтить память земляков, погибших в войну. Тут также сможете подробнее узнать историю Дарданелльской опрации и исследовать этот район, богатый культурным наследием.

Босфор в Стамбуле

Знаменитый на весь мир город Стамбул уютно расположился прямо на границе двух материков, которые разделены проливом, в связи с этим, сердцем Стамбула можно уверенно назвать Босфор. Босфор — это удивительной красоты пролив, который зачаровывает всех гостей своими водами и контрастно убранными берегами. Здесь по соседству находятся современные небоскребы, рыбацкие поселки, величественные дворцы и многое другое. Все это является прекрасным символом сплетения роскоши и нищеты, древности и современности. Благодаря зеркальным водам, этот город получает особое очарование, которое ни с чем нельзя сравнить. Откуда же появилось название этого пролива? Здесь все связано с древнегреческим мифом, когда Зевс влюбился в жрицу Геры — Ио, которая являлась дочкой царя Инаха. После того, как супруга Зевса об этом узнала, она превратила Ио в корову и наслала на неё страшного шершня, от которого Ио тщетно пыталась убежать. И ее спасением стало то, что она спряталась в водах Босфора, после чего пролив и назвали «коровий брод». В том же случае, если обратиться к подлинной истории, а не легенде, то можно узнать о том, что первым человеком, который перешел через пролив по мосту, персидский царь Дарий, который переправил через Босфор семисоттысячную армию по временному мосту. Современные жители Турции с гордостью относятся к своим мостам. Перед тем как его стали разводить, многие местные твердили, что это испортит весь силуэт города, а также всю прелесть Босфора. Но даже не смотря на мост, который был возведен в в одном из красивейших городов мира, среди великих памятников истории, наравне с его мечетями и дворцами, ему удалось гармонично вписаться в извилины окружающих холмов. Также, существует теория, что пролив Босфор был сформирован примерно в 5600 году до нашей эры, из-за таяния крупных масс льда и снега в конце последнего ледникового периода, после чего, резко повысился уровень воды. Всего за несколько дней, мощный поток воды смог пробить пробку из Средиземного моря в Черное, которая представляла собой пресноводное озеро. Также, стоит заметить, что на подводных склонах побережья Черного моря Турции в ходе недавних археологических исследований нашли затопленные города. многие считают, что именно образование Босфора стало поводом для возникновению мифа о Всемирном потопе и Ноевом Ковчеге.

И чтобы полноценно ощутить на себе, что же такое пролив Босфор, необходимо обязательно, хотя бы один раз совершить увлекательную прогулку по проливу на борту любого туристического судна в квартале Каракой. Это удивительное и неописуемое путешествие, во время которого пред взором предстанет весь Стамбул с присущим ему величием и пафосом. А в том случае, если отложить поездку на вечер, то можно постараться заглянуть в самую душу «чуда из чудес» — древнегреческого названия Константинополя. Нет ничего более захватывающего, чем Босфор в вечернее время, который со всех сторон окрашен алым цветом заходящего солнца.

Осенью 2013 года, на дну Босфора открыли великолепный железнодорожный тоннель, который смог соединить два континента Стамбула. Для того чтобы пересечь границу, достаточно будет потрать всего 4 минуты. А от конечной до конечной станции по ветке Мармарай ехать 18 минут, а уже после, можно пересесть на метро. Этот туннель был создан специально для того, чтобы уменьшить нагрузки через мосты Стамбул, а также для того, чтобы уменьшить загазованность атмосферы. Во время строительства инженеры особенно заботились о безопасности пассажиров, благодаря чему, тоннелю Мармарай не повредили подземные толчки в этом сейсмоопасном районе.

На сегодняшний день, по проливу проходят различные крупные суда, которые перемещаются между Черным и Средиземным морями, также Босфор регулярно пересекают многочисленные туристические парому, которые передвигаются от одного берега к другому. На сегодняшний день, пролив может похвастаться международным статусом. К тому же, в том случае, если верить статистике Турецкой Ассоциации морских лоцманов, то каждый день через Босфор проходит более 155 судов. Из них 28-30 судов — это танкеры, а шести из них имеют одну общую длину в 200 метров. В них перевозят опасные вещества, к примеру, сырая нефть, сжиженный газ, топливо для реактивных двигателей и так далее.

Помимо всего вышеперечисленного, пролив Босфор является не просто узким каналом, а одним из самых сложных водных путей, с сильным течением в 6-7 км в час, с крутыми поворотами и многими другими опасностями. К тому же, в марте и в апреле, здесь бывают очень сильные туманы, а зимой тут даже случаются сильные бури, поэтому нужно быть максимально аккуратными и внимательными.

Подвёл «фактор времени»?

Почему же у Сталина ничего не получилось в вопросе проливов? Роковое значение имел фактор времени. Захват проливов был бы вполне реальным, если бы Советский Союз объявил войну Турции году так в 1944-м — когда западные союзники ещё крайне нуждались в русских. Но тогда Сталин не решился — не завершив войны с Германией — открывать ещё один фронт боевых действий. А после краха Германии и Японии в 1945 году было уже поздно. Западные союзники в тот момент думали уже не о дружбе с Россией, а об её «сдерживании». В таких условиях всякое давление на Турцию было обречено на провал. Вскоре после смерти Сталина, 30 мая 1953 года, МИД СССР официально отказался от каких-либо требований к Турции касательно проливов. Вековая мечта российских и советских политиков об овладении черноморскими проливами так и осталась мечтой…

Метки: Англия, СССР, Великая отечественная война, Вторая мировая война, Война и Отечество, Сталин, США, Турция, флот, Чёрное море, пролив, Молотов, Босфор, Дмитрий Соколов

Кремль даёт «задний ход»

Желая непременно добиться своего, Сталин решил турок немного попугать — чтобы сделать их более сговорчивыми. На Кавказ прибывают дополнительные воинские контингенты, усиливается советский Черноморский флот. Однако шантаж Турции возможным открытием военных действий встретил жёсткую и консолидированную позицию Запада. Американцы дали понять, что не остановятся перед нападением на СССР в случае, если русские попытаются захватить проливы силой. Тогда же начинают разрабатываться самые первые американские планы ядерной войны с Советским Союзом. Поняв, что шантаж не сработал и что угроза третьей мировой войны становится вполне реальной, Сталин дал задний ход. В данной ситуации это было единственно разумное решение. «Хорошо, что вовремя отступили», — вспоминал впоследствии Молотов. В общем, в вопросе проливов великодержавные стремления Сталина привели совершенно к обратному результату: не к усилению советской позиции на Чёрном море, а к её ослаблению. Напуганные «захватническими планами русских», турки бросились в объятия НАТО (в феврале 1952 года Турция вступила в альянс) и даже разместили на своей территории американские ракеты (их убрали лишь после знаменитого Карибского кризиса 1962 года).

«Аппетит приходит во время еды…»

19 марта 1945 года СССР денонсировал советско-турецкий договор о дружбе от 25 декабря 1925 года. Это был такой «толстый намёк» на то, что раз дружбы уже нет, то может начаться и война. Турки, конечно, испугались — Красная армия в 1945 года находилась на пике своей мощи, и связываться с ней никто не хотел. Поэтому турки дрогнули и уже в мае предложили Сталину проект соглашения, по которому — в случае войны — Турция гарантировала Красной армии свободный проход через турецкую территорию, а советскому военному флоту — свободу плавания через турецкие территориальные воды. Однако уступка со стороны Стамбула была воспринята в Кремле как слабость. Как говорится, аппетит приходит во время еды, и у советских вождей возникло желание «дожать» Турцию до полного удовлетворения своих требований. Требования Кремля были озвучены Наркомом иностранных дел Молотовым в беседе с турецким послом Сарпером (7 июня 1945 года). Москва предлагала установить режим совместного советско-турецкого контроля в черноморских проливах. А гарантией такого совместного контроля должно было стать размещение на Босфоре советской военно-морской базы.

Босфор и Дарданеллы

Названия этих проливов всегда стоят в одном ряду. Босфор разделяет Европу и Малую Азию, тем самым соединяя Мраморное и Чёрное моря. Длина составляет 30 км, ширина – от 0,7 до 3,7 км. Вместе с Дарданеллой Босфор является одним из звеньев водного маршрута, соединяющего Средиземное море открытого типа с закрытым Чёрным.

Расстояние между проливами – 190 км. Морское судно, следующее из Чёрного моря, сначала заходит в Босфор, по обе стороны которого раскинулся Стамбул. Далее пересекается Мраморное море, и сквозь Дарданеллы корабль попадает в Эгейское море, которое, в свою очередь, является восточной составляющей Средиземного. И в древние времена, и в настоящем эта территория имеет высокую значимость и неоднократно являлась поводом для крупномасштабных войн.

Карта пролива Босфор:

Великолепный город Стамбул располагается на границе двух материков, поэтому сердцем города по праву можно назвать Босфор. Удивительной красоты пролив Босфор зачаровывает своими водами и контрастно убранными берегами. По соседству с рыбацкими поселками и современными небоскребами расположились величественные дворцы, которые как нельзя лучше отображают судьбу города — символа сплетения роскоши и нищеты, древности и современности.

Пролив Босфор простирается в длину на 30 километров, его максимальная ширина — 3700 метров, минимальная – 700 метров, а глубина пролива достигает 80 метров.

Зеркальные воды Босфора, предающие очарование старому городу, нельзя ни с чем сравнить, они всевозможных оттенков зеленого, бирюзового и синего. Все величие и убожество Царьграда отражается в сверкающей глади этого пролива. Летние резиденции и изящные дворцы, которые беспорядочно разбросаны по берегам, мирно соседствуют с ветхими деревушками, населенные рыбаками. Только изредка впечатление, создаваемое древними строениями, разрушается стальным блеском от современных небоскребов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector