Цивилизация скифов. история и культура

Скифская культура

Еще одна культура существовавшая в период железного века — скифская культура (VII-IIIв.в. до н.э.). Скифы — племена, жившие в Северном Причерноморье, на Кубани, в Средней Азии, на Алтае и в Южной Сибири. Главным источником информации о скифах служили курганы.Богатые захоронения скифских вождей в так называемых Царских курганах потрясают воображение. Золото, литая бронза, искусно разукрашенное оружие, доспехи. Художественное творчество скифов в основном выражалось в декоративно-прикладном искусстве.Исследователи повсеместно отмечают своеобразие скифской культуры, визитной карточкой которой является так называемый звериный стиль.В основном изображались хищники: львы, пантеры, тигры, барсы, орлы. Реже — кабаны, рыбы, бараны, быки, козлы и олени. Огромную роль в скифской культуре играли образы фантастичных животных, таких как грифон, держащий в клюве голову оленя, рогатый волк, горный козел с клювом, кабан с когтистыми лапами, крылатый тигр с птичьей головой.Считается , что зооморфные образы функционировали в качестве средства моделирования мира в культуре праскифов задолго до формирования искусства звериного стиля, но не имели изобразительного воплощения вследствие иного отображения своей культуры. Когда же объективные причины породили необходимость воплощения этой древней модели мира в изобразительных образах, наиболее пригодным для этого оказался именно зооморфный код.

Что же означают скифские изображения зверей? Одни ученые полагают, что им приписывали магическую силу — способность передать человеку завидные свойства животных. Например, изобразив на рукояти меча орлиный глаз или львиную голову, желали наделить воина силой и зоркостью. Другие ученые считают, что звери были символами скифских богов. Третьи думают, что образы животных обозначали положение их владельцев в скифском обществе. Наверное, ближе всего к истине мнение тех, кто находит в искусстве звериного стиля мифологическое описание вселенной. Известно, что в скифской картине мира птицы были связаны с небом (верхним миром), копытные животные — с землей (средним миром), а хищные звери — с подземным царством (нижним миром). Устройство вселенной, состоящей из трех миров, повторялось в разделении общества на три сословия, а страны — на три царства. Поэтому такое понимание предметов звериного стиля включает в себя и все прочие значения — магическую силу, указание на богов-покровителей и на принадлежность владельцев к определенным сословиям или царствам. В произведениях звериного стиля реалистичность соединялась с декоративностью, стилизацией. В начале развития скифской культуры изображения животных чаще всего было обобщенными, но близкими к натуре. Однако со временем в творчестве скифов усиливается декоративность, узорчатость, схематизм. Фигуры животных теряются в сложном орнаментальном узоре, при этом сохранялось высокое композиционное мастерство, выразительность.

Прекрасная эпоха «Синего троллейбуса»

Трамвай и троллейбус конкурировали не только на улице, но и в литературе. Первенец механического века в городе, трамвай, поначалу воспринимался как бездушная машина, а то и дорога на тот свет. Так, у Булгакова в «Мастере и Маргарите» трамвай становится орудием убийства на Патриарших прудах. У Пастернака главный герой «Доктора Живаго» умирает «в неисправном вагоне, на который всё время сыпались несчастия». А одно из самых зловещих стихотворений Гумилёва называется «Заблудившийся трамвай».

Другое дело — троллейбус, чей расцвет пришёлся на хрущёвскую оттепель, когда новые маршруты потянулись к московским новостройкам. В середине 1960-х в столице работало более 1800 «рогатых», а троллейбусная сеть Москвы (1253 км) была самой протяжённой в мире. Чтобы справиться с возросшим пассажиропотоком, на заводе в Сокольниках по немецкой технологи стали делать первые в стране сочленённые троллейбусы ТС-1, которые в народе любовно прозвали «пылесосами», «крокодилами» и «колбасой».

В это время в урбанистической лирике за троллейбусом закрепился образ добра и надежды. Начало поэтическому воспеванию положил Булат Окуджава, написавший в 1957-м:

Когда мне невмочь пересилить беду,

когда подступает отчаянье,

я в синий троллейбус сажусь на ходу,

в последний, в случайный.

Последний троллейбус, по улицам мчи,

Верши по бульварам круженье,

Чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи

Крушенье, крушенье…

Окуджаве вторил Юлий Ким:

Последний троллейбус, наивный кораблик,

Великой гитары попутный привет…

И губы любимые с привкусом яблок,

И просьба о счастье, которого нет.

В эту перекличку включались многие: Эдуард Успенский, Михаил Танич, Борис Дубровин, Сергей Татаринов, Леонид Сергеев и другие поэты. Троллейбус вдохновил даже Виктора Цоя и Илью Лагутенко. Показательно, что в феврале 2013 г. для съёмок клипа «Мумий Тролля» на песню «Четвёртый троллейбус» во Владивостоке воссоздали маршрут, закрытый уже несколько лет.

Сокращение троллейбусных сетей — веление времени, которое постоянно меняет свои запросы и к человеку, и к изобретённым им машинам. Однако история знает немало неожиданных поворотов. Списанный в утиль во многих странах ещё в 1950-е трамвай переживает ренессанс и возвращается в мегаполисы в виде модернизированного легкорельсового транспорта. Возможно, похожая реинкарнация ожидает и его старинного конкурента?

Материал подготовлен совместно Музеем Москвы и МОСГОРТУРом.

Британская экзотика — мечта курильщика

В молодой Советской республике, лишённой доступа к свежим западным технологиям, практиковалась покупка образцов передовой техники за рубежом. В СССР они изучались винтик за винтиком, а подсмотренные идеи потом применялись в отечественном машиностроении.

В 1937 г. у британской English Electric Company Ltd. приобрели пару трёхосных троллейбусов. Один из них был двухэтажным. Когда покупку морем переправили в Ленинград, выяснилось, что габариты гиганта препятствуют железнодорожной транспортировке. В итоге нескладного англичанина пришлось буксировать до Калинина (теперь — Тверь), где его погрузили на баржу и доставили в столицу.

Поработав в сентябре-октябре 1937-го на одном маршруте, экзотический британец отправился на Ярославский автозавод. Там после знакомства с заморской диковиной за два следующих года выпустили десяток двухэтажных машин ЯТБ-3, которые летом 1939 г., с началом Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), стали курсировать по Москве.

Один из двух маршрутов этих троллейбусов как раз заканчивался у ВСХВ. Специально для них на метр увеличили высоту контактной сети (до 5,8 м), что создало проблемы для одноэтажных «коллег». Чтобы достать до провода, тем приходилось задирать «рога», что ограничивало манёвренность и приводило к частой потере контакта. Сложности одновременной эксплуатации разновысоких машин похоронили двухэтажный проект — последний ЯТБ-3 продержался на улицах Москвы до января 1953 г.

Кроме заграничной внешности, была у этих троллейбусов особенность, немыслимая для нашего времени — на втором этаже разрешалось курить. Несмотря на табачный дым, этот этаж негласно считался более престижным. Поэтому за каждый этаж отвечал отдельный кондуктор — их целью было не допустить смещения центра тяжести высокой машины из-за неравномерного распределения пассажиров, что было бы чревато переворачиванием.

Погребальные обряды

Подавляющее большинство погребений скифской культуры находятся под земляными курганами, величина которых зависела от социального положения погребенного. Социальное расслоение скифского общества, очевидно, было связано с ускоренными процессами дифференциации внутри общества. Об этом свидетельствуют огромные царские курганы скифов, саков, курганы пазырыкского типа на Алтае, а также возникновение целых комплексов, состоящих из укрепленных поселений и отличающихся особым устройством и богатством инвентаря могильников. Примерами «царских» курганов могут служить монументальные погребальные комплексы типа Аржан в Туве, Салбыкские курганы в Хакасии, Пазырык на Алтае, Келермес на Украине и Иссык в Казахстане. Социальный фактор был порожден новой эпохой, в то же время он способствовал образованию единства. Этот фактор играл особую роль в степях на рубеже эпохи бронзы и раннего железа вплоть до V века до н. э., когда активно шел процесс формирования идеологического, социального и военного лидерства.

Как правило, захоронения совершались в прямоугольных или квадратных ямах с деревянным перекрытием, в катакомбах, иногда в деревянных гробницах и каменных склепах, причем известны случаи строительства склепов на поверхности земли с последующим сооружением кургана. Курганная насыпь могла дополняться каменной стеной (крепидой), могла окружаться рвом, в котором обнаруживаются следы жертвоприношений и иных ритуально-поминальных действий.

Погребенного, как правило, укладывали на спину, в вытянутом положении, реже, с подогнутыми в коленях ногами, которые заваливались в сторону. Чаще погребенные обращены головой на запад, но практиковалась ориентировка и в других направлениях.

В ряде курганов вместо останков обнаруживается пепел, что указывает на традиции трупоположения, что характерно практически для всех культур эпохи раннего железного века. Значительно реже, чем трупоположение, встречается кремация на месте: сожжение деревянной гробницы вместе с покойным, что характерно главным образом для северо-причерноморской лесостепной зоны Там же известны отдельные захоронения с инвентарем скифского облика, которые произведены по обряду кремирования на стороне с последующим помещением праха на дно могилы. В ряде захоронений в Саяно-Алтае и Тариме тела были мумифицированы.

Человеческое погребение могло сопровождаться захоронением одного или нескольких взнузданных коней — в той же могиле или отдельно. В некоторых случаях обнаружены остатки колесниц. Кроме того, погребения знати часто содержали захоронения преднамеренно умерщвленных зависимых людей.

Погребальный инвентарь обычно включает предметы вооружения, узду, украшения, сосуды, погребальную пищу, в основном, это кости мелкого рогатого скота.

Инвентарь погребений скифских вождей и аристократов, помимо вещей собственно скифских типов, нередко включают в себя многочисленные импортные изделия, среди которых выделяются шедевры античной торевтики, изготовленные, очевидно, по скифскому заказу или в расчете на вкусы скифской знати.

Спасение Коперника

Газеты военной поры называли их «бойцами культурного фронта». И тех, кто на передовой в перерывах между боями создавал дивизионные, полковые и даже ротные библиотеки. И тех, кто с вещмешком за спиной пробирался на отдаленные участки фронта с книгами, заказанными бойцами, и не всегда находил их в живых. Да и сам книгоноша мог оказаться раненым или погибнуть. Тогда уходило родным печальное извещение: «Погиб смертью храбрых».

И как, если не бойцами, назвать тех, кто смог спрятать от фашистской грабь-армии сокровища своих библиотек? «Комсомольская правда» в декабре 1943-го, в дни освобождения восточной Украины от оккупации, сообщала: «Заведующая Краматорской городской библиотекой тов. Фесенко, прежде чем покинуть город, спрятала 150 самых ценных изданий.

Сотрудник Харьковского университета А. Борщ в железном ящике закопала старинные альбомы итальянских архитекторов (подобные экземпляры имелись только в Лувре), первые издания Коперника и Ломоносова».

На оккупированной территории СССР было уничтожено более 100 млн изданий. Только в Киеве сожжено до 4 млн книг. Особенно пугала фашистов советская литература. Вот объявление в захваченном Старобельске Ворошиловградской области (ныне Луганская народная республика): «Населению города приказываю немедленно сдать все большевистские листовки и вообще весь пропагандистский большевистский материал, затем немецкое и всякое другое оружие.

Кто до января 1943 г. не выполнит этого распоряжения, будет расстрелян». Каково — оружие на втором месте! Совсем не шутили фашисты.

Образ хищника в скифском искусстве

Как уже говорилось выше, самым распространенным элементом скифского звериного стиля был образ хищника. Первые изображения хищников, исполненные в скифской традиции, возникают еще в VIII веке до н.э., то есть, еще в предскифское время. В VI веке они становятся массовыми, разделяясь на локальные иконографические варианты, но сохранив при этом общие особенности: подчеркнутую агрессивность и динамику. Отмечается также иконографическое разнообразие образов. Это и хищники семейства кошачьих, и волки, и медведи, и хищные птицы, и грифоны.

Мифологические представления скифов,  а именно — вера в потусторонний мир и его обитателей – обусловила и семантику образа хищника. Например, современный исследователь Ю. Б. Полидович весьма интересно трактует популярные в зверином стиле сцены нападения и растерзания. По его словам, в скифском религиозном искусстве хищник выступал как основной персонаж нижнего мира, что объясняется его смертоносным началом. Это, безусловно, влечёт за собой семантику смерти. Но, в то же время, хищник соотносился и с Богиней земли, спутником и, вероятно, воплощением которой он выступал. Это подтверждается, с одной стороны, тем, что в скифском искусстве изображались хищники преимущественно женского пола (отсутствие мужских признаков указывает на принадлежность к женскому полу). С другой стороны, женское начало воспринималось как поглощающее и хищное. Можно смело предположить, что образ хищника соотносился не только со стихией смерти, но и с плодородной силой женского начала. Может, именно потому многие изображения воссоздают «мирного» хищника с закрытой пастью и с колечками вместо когтистых лап. В таком контексте совершенно иное звучание приобретают сцены нападения и растерзания. Можно говорить не столько о торжестве смерти, сколько о возрождении через смерть. Глубоко символично, что во многих сценах нападения хищник и копытный представляют животных разных полов: первый, вероятно, − женского, второй – однозначно, мужского пола.

Довольно часто в зверином стиле встречаются изображения хищных птиц и грифонов. Их присутствие на нижнем круге знаменитой золотой Пекторали также тянет за собой семантику смерти. А вот, например, не менее популярные образы коня и оленя связаны с поклонением солнцу. Изображение этих животных в так называемом летящем галопе символизирует движение солнца по небосводу.  Точно так же можно трактовать и многие синкретические образы: крылатых коней, коней-орлов, «сегнерова» колеса (колеса с четырьмя конскими головами).

В ІV-ІІІ веке до н.э., с усилением эллинизации скифского населения, связь ювелирного искусства с военным бытом постепенно снижается. Парадно-декоративная функция же, наоборот, возрастает. Растёт популярность антропоморфных изображений и сюжетов. Звериный стиль, таким образом, регрессирует и, вскоре, совсем исчезает. Хотя, его отголоски можно проследить в искусстве Киевской Руси.

Сегодня ювелирные изделия в скифском зверином стиле можно увидеть в Музее исторических драгоценностей (Киев), в Музее истории Украины (Киев), в Днепропетровском историческом музее. Но наиболее богатой коллекцией скифского золота может похвастаться, конечно же, Эрмитаж, ведь именно в императорский музей свозились материалы раскопок скифских курганов в ХIХ веке.

Кроме того, сеть магазинов «Скифская этника» (Киев, Белая Церковь, Москва) предлагает копии ювелирных изделий в скифском зверином стиле, выполненные из особого сплава с серебряным напылением.

Как видим, варварское искусство не теряет своей привлекательности уже более двух с половиной тысяч лет.

Союзники

Японцы еще с 1920-х годов налаживали связи с белоэмигрантами, живущими на северо-востоке Китая в Маньчжурии. Когда в 1931 году Квантунская армия оккупировала этот регион, значительная часть русских жителей оказала им поддержку в борьбе с китайскими войсками.

Архивное фото

На территории Маньчжурии и Внутренней Монголии было провозглашено марионеточное государство Маньчжоу-го во главе с последним китайским императором Пу И. Однако реальная власть находилась в руках японских советников и командования Квантунской армии.

Японцы и русские сошлись на почве общего неприятия коммунизма. Они были нужны друг другу в предстоящей «освободительной» войне против Советского Союза.

Крах

Тяжелая и героическая борьба Советского Союза против нацистской Германии вызвала бурный рост патриотизма и антияпонских настроений среди русского населения Маньчжурии. Многие офицеры стали сотрудничать с советской разведкой. Как оказалось, агентом НКВД даже был один из руководителей отряда Асано Гурген Наголян.

Когда 9 августа 1945 года Красная Армия вторглась в Маньчжурию, русские воинские отряды отреагировали на это по-разному. Небольшая их часть оказала сопротивление, но была быстро смята вместе с войсками Маньчжоу-Го. Советский майор Петр Мельников вспоминал, что со стороны японцев часто кричали по-русски, чтобы сбить с толку и дезориентировать советских солдат, не дать им сообразить, где враг, а где свои.

Евгений Халдей/Sputnik

Большая же часть русских решила сменить сторону. Они арестовывали своих японских командиров, организовывали партизанские отряды для борьбы с японцами и, взяв под контроль какой-либо населенный пункт, передавали его подошедшим советским войскам. Бывало, что между солдатами Красной Армии и белоэмигрантами даже устанавливались дружеские отношения, и последним разрешали нести караульную службу на некоторых объектах.

Однако идиллия закончилась, когда вслед за советскими частями пришли сотрудники организации контрразведки СМЕРШ. Москва, обладавшая в Маньчжурии широкой разведывательной сетью, была хорошо осведомлена о деятельности местных белоэмигрантов на протяжении предшествующих лет. Их массово вывозили в СССР, где наиболее важных фигур ждала казнь, а остальных — до пятнадцати лет лагерей.

Ликбез на Украине

Рядовые библиотекари не знали, что нарком просвещения Потемкин, в ведение которого тогда входили музеи и библиотеки, трижды обращался в ЦК с просьбой поднять зарплату их сотрудникам, поскольку 2-я категория в 200 рублей «совершенно не соответствует значению библиотечной работы и требованиям, предъявляемым к библиотекарям».

Просил разрешить вопрос о снабжении библиотекарей по нормам, установленных для рабочих, и о прикреплении руководящих работников библиотек к столовым для партийного и советского актива». Ответа не было, и Потемкин в своем уже третьем письме (от 30 апреля 1943 года) представил скорбный список умерших от истощения библиотекарей. Перечислил и страдающих дистрофией, отеками. Справка от 29 мая 1943-го, приложенная к слезному письму наркома, лаконично сообщает: «Тов. Микоян в просьбе тов. Потемкина отказал».

Только когда наши войска вышли к государственной границе СССР, Совнарком принял Постановления «О новой заработной плате заведующим избами-читальнями, сельскими клубами…» и «О повышении ставок заработной платы работникам массовых и школьных библиотек…»

На освобожденных землях восстанавливаются действовавшие и создаются новые библиотеки

С особым вниманием относились к присоединенным перед войной западным областям Украины, Белоруссии и Прибалтики, где значительная часть населения не владела грамотой. Хроника свидетельствует: «15 января 1945 г

Волынская область.

Из числа взрослого населения обучаются грамоте 15 тысяч человек. Во всех западных областях Украины ведется работа по ликвидации неграмотности». «6 февраля 1945 г. Западные области Украинской республики. Для быстрейшего восстановления их культурной жизни выехало до 19 тыс. преподавателей, отправлено 2 млн учебников, тетрадей, художественной литературы. Готовятся новые кадры библиотекарей».

Массовыми тиражами издаются буквари, сборники задач, художественная литература, в том числе национальных авторов. И все это — на русском и на национальных языках.

…Всезнающий интернет, балуя быстрым ответом на любой вопрос, вытесняет из нашей жизни вековечный источник знания — книгу, да и саму подвижническую профессию библиотекарей. Но будем помнить, что именно книга сотворила русского человека.

«Книги в годы войны»

Пермский звериный стиль

Пермский звериный стиль (шаманские изображения, чудские образки, культовое литье) — художественная бронзовая металлопластика III–XII в. н.э. Ареал распространения — лесная и лесо-тундровой зона северо-восточного Урала и западной Сибири от Камского и Вятского бассейна до Енисея и Оби.

Ученые считают, что это стиль местного происхождения. Можно предположить несколько центров возникновения стиля: Томское Приобье (Кулайская культура), Зауралье и Предуралье (Ананьинская культура). Собирание образцов ПЗС и научная работа с ними ведется с конца ХIХ века.

Пермский звериный стиль изучали Спицын, Шмидт, Чернецов, Рыбаков и другие исследователи.
Чернецов отмечал близость древнеуральских наскальных изображений к стилю ранних металлических изделий. Металлопластика пермского звериного стиля выполнена в бронзе путем литья в односторонних и двусторонних формах, резьбой на кости и дереве, в рисунках-гравировках на металлических и костяных предметах.

На изображениях представлены: лоси, олени, медведи, пушные звери и другие звери, кони, различные водоплавающие, хищные птицы, змеи, насекомые, множество комбинированных существ смешанной зоо- и орнитоморфной природы, смешанные зоо и антропоморфные получеловеческие существа. Сюжеты пермского звериного стиля разнообразны: звери в профиль, плывущие птицы; птицы с распахнутыми крыльями и с человеческой личиной на груди; у некоторых птиц имеется на груди фигура человека в полный рост. Немало блях с медведем в жертвенной позе — голова между лапами; есть и человеческие фигуры — одна или несколько в различных сочетаниях; существуют и сложные двух- и трехъярусные композиции с центральным антропоморфным персонажем (богиней). Немало в пермском зверином стиле изображений всадников. Изделия найдены в кладах, святилищах, на костищах, в погребениях, в жертвенных комплексах и на местах металлургических мастерских.

Все ранние изделия по-видимому употреблялись в качестве культовых предметов при священных обрядах. Впоследствии ассортимент изделий и сферы применения расширились, изменилась технология изготовления. На изделиях с Гляденовского костища поверхность полируется, появляются петельки для крепления.

Ученые делят изделия пермского звериного стиля на две группы по сфере применения и функциональным особенностям.

Первая группа — это пермско-печорская бронзовая «ажурная» пластика культового назначения. Самыми выразительными являются трехъярусные космогонические композиции с персонажем — богиней в центре. Верхний ярус — головы лосей, небесный лик, птицы-души ассоциируются с Верхним миром небесных божеств; средний — с земным миром людей и животных, повелителем которого является божество (богиня-мать) в центре; ящер под ногами персонажа, как правило, комбинированный зверь из наземных и сухопутных существ, обозначает границу Нижнего невидимого мира. Ящер сам наполовину невидим, это существо «половинник», у него в отличие от существ земного мира всегда показаны только две ноги, две другие скрыты в Нижнем мире.

Визитной карточкой пермского звериного стиля является образ человеколося, а точнее, сложный образ человека-птицы-лося, который нигде более не существует на просторах Евразии.

Вторая группа — зауральский, западно-сибирский звериный стиль. К этой группе обычно относят прикладные и декоративные изделия — украшения и принадлежности костюма: поясные пряжки, застежки, браслеты с зооморфными изображениями, подвески, пронизки; навершия рукоятей оружия, ножны кинжалов, игольницы, копоушки, кресала и гребни. Угорские мифологические сюжеты можно увидеть в пряжках с изображением «сложного» комбинированного медведя и пушных зверей, в фигурках-подвесках в виде водоплавающих птиц, коней, в изображении хищной птицы на рукоятях кинжалов.

В XII–XIII вв. происходят этнические изменения среди народов ареала пермского звериного стиля, падает роль рек Камско-Вятского бассейна в качестве торговых и культурных путей. Постепенно исчезает искусство пермского звериного стиля. Сначала в Предуралье, а затем и на запад Сибири все больше поступают привозные серебряные изделия, которые заменяют продукцию местных матеров. Вместо художественных бронзовых изделий появляются массовые поделки из Руси и Булгарии.

Образы пермского звериного стиля сохраняются в фольклоре коми и угорских народов, а его изобразительный ряд — в богатом орнаменте вышивок и поделок из кожи, браслетов, в искусстве коми, удмуртов, манси и ханты.

Литература: Викторова В. Д., Федорова Н. В. Источник библиографии Уральская историческая энциклопедия. — 2-е изд., перераб. и доп. — Екатеринбург: Академкнига; УрО РАН, 2000 и другие работы по ПЗС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector