Дольменная культура западного кавказа

Примечания[править | править код]

  1. В древности здесь был степной ландшафт.
  2. Ранее тиражировалась неверная информация о несуществовавших дольменах Таманского полуострова (мысы Тузла и Фанталовский) якобы виденных в 1794 г. академиком П. С. Палласом.
  3. Марковин В. И. Дольменные памятники Кубани и Причерноморья. — 1997.
  4. Некоторые местные жители именуют эту часть Кладов распространённым названием — Длинная поляна.
  5. Трифонов В. А. Дольмен Джубга на черноморском поабережье Кавказа // Записки Института истории материальной культуры РАН. — СПб.: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2014. — № 10. — С. 120—124. — 208 с. — ISBN 978-5-86007-781-2. — ISSN 2310-6557.
  6. Стела антропоморфна — ідол. Кінець 3 тис. до н. е.
  7. Зайцева Г. И., Трифонов В. А., Лохов К. И., Дергачёв В. А., Богомолов Е. С. Последние достижения в применении изотопных методов при исследовании археологических объектов. — Барнаул: Алтайский Университет, 2009. — С. 116—120.
  8. Мелешко Б. В. О финальной дате дольменных памятников Кавказа // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института археологии АН СССР. — 2010. — Вып. 224. — С. 202—213.
  9. Последние виды являются имитацией пуансонного орнамента бронзовых сосудов.
  10. Марковин В. И. Дольмены Западного Кавказа. — М.: Наука, 1978. — С. 129, 106—198, 232—277.
  11. Резепкин А. Д. Новосвободненская культура (на основе материалам могильника Клады). — СПб.: Нестор-История, 2011. — (Серия: Труды ИИМК РАН., Т. XXXVII). — С. 223. – 344 с.
  12. Аутлев П. У. Новые памятники бронзового века Прикубанья // Сборник материалов по археологии Адыгеи. — Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1972. — Т. III. — С. 50, 51, 53—56.
  13. Валганов С. В. Дольмены Кавказа. Реконструкция культа. — М.: Агентство «Бизнес-Пресс», 2004. — С. 204—209. — ISBN 5-900034-43-7.
  14. Аханов И. И. Древняя стоянка в Геленджике // Советская археология. — 1961. — № 3. — С. 276—280.
  15. Кулаков С. А., Барышников Г. Ф., Трифонов В. А. Новый памятник археологии на Западном Кавказе // Археологические вести. — СПб.: «Дмитрий Буланин», 2011. — Вып. 17. — С. 96—103. — ISBN 978-5-86007-684-6.
  16. Газета «Прибой» (г. Геленджик), 20 июля 2004 г.
  17. Аутлев П. У. Некоторые данные о поселениях бронзового века в районе станицы Новосвободной // Археологические открытия 1967 года. — М.: Наука, 1968. — С.74, 75.
  18. ↑ Схема территориального планирования Майкопского района Республики Адыгея. — Ростов-на-Дону, 2009 г. — С. 33.
  19. Аутлев П. У. Некоторые данные о поселениях бронзового века в районе станицы Новосвободной // Археологические открытия 1967 года. — М.: Наука, 1968. — С. 75.
  20. Рысин М. Б. Керамика из поселения строителей дольменов в Майкопском районе // Вопросы археологии Адыгеи. — 1992. — С. 215—223.

Предметы быта

В керамике дольменная культура значительно превосходит своих предшественников по разнообразию форм и декора сосудов. Технология же гончарства осталась прежней. Сосуды были ручной лепки, часто имели пятнистый неравномерный обжиг. Отмучивание глины не проводилось. Использовались самые разнообразные отощители, иногда доволно крупных фракций. Выступающие частицы отощителя мог прикрывать слой ангоба, белого, жёлтого, коричневого, красного и даже сиреневого цветов. В декорировании применяли окраску красной краской (в том числе, и внутренней поверхности), лощение, расчёсы. Сосуды могли не иметь орнамента совсем, а могли быть и декорированы полностью (даже кольцевой поддон имел насечки). Орнамент наносили прочерчиванием; штампиками; ногтевыми вдавлениями; гребенчатым штампом; защипами; налепами в виде валиков, сосков, вдавленных сосков, кнопковидных налепов; налепного или накольчатого жемчужника. Характерно прочерчивание внутренней поверхности некоторых сосудов, видимо, предназначавшихся для сыпучих продуктов или жидкости (как, например, сосуды с носиком). Сосуды имели ручки: разнообразные петельчатые, маленькие ручки-ушки для продевания верёвки и массивные ручки-упоры.

Индустрия расщепления камня ещё существовала, но находилась на излёте — кремня сравнительно мало (вкладыши серпов с зубчатым или прямым лезвием, скребки и скрёбла, проколки, наконечники дротиков и стрел и т. п.). Наконечники дротиков имеют черешковые насады. Наконечники стрел иногда могут иметь пильчатую ретушь. Насады у них бывают разные: черешковые, с прямым основанием (базой), с вогнутым основанием и с опущенными шипами, с глубокой выемкой-насадом в прямом основании.

Имеется обилие абразивных инструментов — точил, тёрочников. Много зернотёрок, отбойников, гладилок. Продолжалось использование какого-то количества каменных клиновидных топоров и зубил для работы по дереву и мягкому камню при монументальном строительстве. Не очень часто, но применялось крупное сверление по камню, например, отверстий в булавах. Имеются находки необработанного сердолика, бус из него и из других видов камня. Находят также бусы из стеклянной пасты.

Мелкая пластика дольменников предположительно представлена маленькой человеческой головой из песчаника с довольно примитивным изображением лица. Она была найдена в окрестностях Адлера. Одна известняковая статуэтка грузной женщины была извлечена из дольмена селения Отхара в Абхазии. Фигурка сидящей женщины найдена в дольмене у села Хуап в Абхазии. На Дегуакском поселении обнаружена головка от антропоморфной керамической статуэтки. Больше всего статуэток обнаружено на поселении Старчики. Это мелкие фигурки из глины, изображающие быка, вола, корову, свинью, барана, зубра и кабана.

Каменный диск с неясными знаками из дольмена на реке Колихо пока не имеет аналогов.

Изделий из кости известно немного: проколки, подвески из зуба оленя и клыка кабана, какие-то неопределённые поделки. Была найдена муфта для каменного топора из рога оленя.

Металл представлен находками в дольменах листовидных бронзовых ножей-кинжалов с закруглёнными или заострёнными концами. Топоры имеются двух видов — колунообразные, предназначенные для работы по дереву, и боевые, имеющие вытянутое изогнутое книзу лезвие. Для работы по дереву и камню служили бронзовые тёсла. К орудиям труда относятся и бронзовые шилья. Имеются находки бронзовых крюков, предназначенных для доставания мяса из котлов. Из металла также делали украшения: височные подвески, спиральные трубочки, бусы.

В подкурганном неграбленном дольмене (Клады 2) находилась деревянная плоская антропоморфная скульптура длиной 92 см.

Все равно что строить египетскую пирамиду

Само слово «дольмен» пришло из бретонского языка и в переводе означает «каменный стол», хотя большинство этих сооружений похожи, скорее, на ульи.

Дольмены могут быть самых разных размеров. Например, во дворе Туапсинского музея стоит дольмен размером лишь с собачью конуру, но большинство этих сооружений отличаются громадными размерами. Вес некоторых их плит достигает 40 тонн, хотя обычными являются камни весом от 500 кг до 3 тонн. На Кавказе дольмены строили из песчаника, благодаря прекрасным строительным качествам которого и была обеспечена долговечность этих сооружений.

По трудоемкости возведения дольмены вполне соответствуют египетским пирамидам, хотя и намного меньше. Подсчитано, что крупный дольмен должны были строить 150 человек в течение двух лет.

Эволюция понятия

В западной археологической литературе, начиная со 2-й половины XX века, происходит значительный сдвиг в толковании термина «археологическая культура», от него отпочковываются несколько новых терминов. Многие прежние археологические культуры переосмыслены:

  • либо как археологические традиции (технологии), например, технология Леваллуа, традиция колоколовидных кубков, традиция шахтовых могил, хоупвеллская традиция. Археологическая традиция — надкультурное явление, когда некоторая чётко выраженная технология в определённый исторический (доисторический) период охватывает несколько культур региона. Как современный аналог археологической традиции можно упомянуть, например, распространение готической архитектуры в Западной Европе в VIII—XVIII веках.
  • либо как локальные археологические периоды, например, гасульский период, когда материальные признаки могут быть связаны с культурно-историческим этапом одной или нескольких связанных друг с другом культур, продолжающих существование и после окончания данного этапа.

Погребения

Кроме погребений в дольменах, в настоящее время известны также погребения в гротах и простых грунтовых могилах, которые относятся к этой культуре. Исследовано одно грунтовое парное погребение на Богатырской поляне, но принадлежность его к дольменной культуре осталось под вопросом. Оно имело хаотичную обкладку камнем. Найденные И. И. Цвинария грунтовые погребения в пределах кромлеха одного из дольменов у села Отхар в Абхазии, тоже должны относится к дольменной культуре. Имеются и другие грунтовые погребения с дольменным инвентарём в Абхазии, а также в районе Новороссийска. У аула Агуй-Шапсуг, на реке Гнокопсе, были вскрыты две грунтовые могилы, частично обложенные тонкими каменными плитами. Обряд погребения соответствует дольменному.

Что касается погребений в гротах, то они обнаружены в Воронцовской пещере близ Адлера, в пещере у Старых Гагр, под навесами Лавинной балки у реки Бзыбь, в Михайловской пещере у г. Сухуми. Исследователи отмечали, что при создатели данных объектов стремились достигнуть определённой герметичности захоронений.

На южном склоне Главного Кавказского хребта дольменники сооружали небольшие подземные колодцевидные гробницы. Их выкладывали необработанным плитняком с перекрытием в форме неполного ложного свода. Верхнее отверстие перекрывалось плитой. Производились также захоронения в каменных ящиках, но их известно пока мало (Агойский могильник). Принадлежность к дольменой культуре мелких сооружений из необработанных камней пока остаётся под вопросом.

Относительно самих монументальных гробниц, то их предназначение никогда не было предметом научных споров. Так как оно вполне очевидно и было подтверждено уже самыми первыми исследованиями. Тем не менее, имеется ещё много нерешённых вопросов относительно погребального ритуала, социального статуса погребённых. Не ясно, как всё это менялось со временем.

Хотя дольмены часто использовали для своих захоронений более поздние народы, тем самым нарушая или даже полностью уничтожая первоначальные погребения, всё же было сделано достаточно наблюдений, чтобы восстановить погребальный обряд людей дольменной культуры. Возможно, что и не все его варианты. Погребения в наиболее ранних дольменах были скорченые одиночные и гораздо реже — парные. Но позже гробницы могли содержать кости и нескольких десятков людей.
Так исследования В. А. Трифонова позволяют определить погребения в дольменах как вторичные. То есть это хранилища костей или частично мумифицированных останков, наподобие общественных мегалитических гробниц Западной Европы. Это однако не исключает индивидуальных захоронений привилегированных членов общества.

Поселения и жилища

Сердолик и бусина с поселения Чубукин Бугор

Зернотёрка и куранты, поселение Клады, Адыгея

Поселения дольменной культуры располагались ближе к воде: на приречных террасах и склонах, около ручьёв. Известны также стоянки строителей дольменов на возвышенностях водоразделов: на Богатырской поляне (около станицы Новосвободной) и на горе Аутль (у села Солох-аул). Дома дольменников были турлучные, с глинобитными полами. Камень применялся только для незначительных выкладок. Имелись глинобитные печи и обмазанные глиной хозяйственные ямы. Для жилья использовали и пещеры. Обнаружены остатки глинобитной печи для обжига керамики.

Святилища[править | править код]

Кудепстинский культовый камень

Менгир. Долина реки Аше

Пока не обнаружено каких-то отдельных храмовых построек дольменной культуры. Но есть все основания считать, что такую роль выполняли дольмены. Об этом свидетельствует и соответствующее оформление фасадной части сооружений (портал, дворик), которая явно была предназначена для посещения людьми и отправления ими определённых культовых действий. Также другие особенности архитектуры дольменного комплекса (кромлех, дромос, менгир) несут информацию о религиозных представлениях и космогонии древнего народа. Много в этом плане даёт дольменно-курганное святилище Псынако I, под Туапсе. Последнее наиболее наглядно показывает роль в ритуале такой конструктивной особенности некоторых дольменов, как дромос. Дальнейшего изучения требуют гравировки на поверхностях дольменов и в их камерах (символы воды, гор, календарно-астральные символы), а также лунки, на самих дольменах или на отдельных камнях. Интересен также и астрономический аспект мировоззрения дольменников.

Хотя отдельные культовые объекты помимо дольменов всё же имеются. Такими объектами являются отдельно от дольменов расположенные чашечные камни c лунками, кругами и другими изображениями.

Некоторыми исследователями, к дольменной культуре относится и кудепстинский Черкесский камень (также культовый и жертвенный) — песчаниковая глыба с имеющимися на ней двумя выемками, похожими на сиденья, корытообразным углублением и лунками. Предполагают, что на таких камнях и находились трупы, подвергаясь разложению и частичной мумификации. Или здесь происходили мистерии, посвящённые Великой Матери.

Имеются также сообщения о разграблении, а позже и полной разборке на камень пирамидальной конструкции в районе Архипо-Осиповки. По рассказам, сооружение высотой до 12 м было сложено из прямоугольных каменных плит.

Происхождение и датировка

Дольменная культура пришла на смену новосвободненской синкретичной культуре. Последняя объединяла в себе традиции, идущие ещё из местного энеолита культуры накольчатой жемчужной керамики и майкопской культуры, корни которой находятся в Северной Месопотамии. Определённая преемственность между новосвободненской (или по-другому — поздним периодом майкопско-новосвободненской общности, МНО) и дольменной культурой наблюдается. Это мегалитические гробницы, некоторые параллели в керамике, месторасположение поселений и т. д. Пока ещё нет полной ясности в том, была ли смена населения при появлении дольменной культуры, что было в финале их истории. Тем более что имеется много недостроенных дольменов. Предметом споров является проблема происхождения самого мегалитического строительства на Западном Кавказе. А оно может и не совпадать с движением этносов. Кроме того, некоторые предметы и технологии дольменной культуры имеют аналоги и более ранние проявления в эгейском бассейне и в Малой Азии.

Формированию дольменной культуры, возможно, способствовал импульс со стороны протоколхской и затем очамчирской культур. Это предположение основывается на распространении в ареал дольменной культуры (или культур) керамического комплекса именно из восточного Причерноморья.

Важным событием недавнего времени стали первые находки сюжетных петроглифов на дольменах — охотничьей сцены и борьбы двух человечков, «близнецов». Второе изображение с дольмена в посёлке Джубга имеет аналоги на антропоморфных стелах кеми-обинской культуры Крыма и юга Украины. Это уже позволяет усматривать какую-то общность идеологий, а может быть, и происхождения населения двух сопредельных регионов.

Дольменная культура следует непосредственно за новосвободненской, то есть появляется примерно с 2900—2800 гг. до н. э. Имеются некоторые даты радиоуглеродного анализа: 2340±40 л. до н. э. — возраст угля перед входом в дольмен комплекса Псынако-I, около 2070 л. до н. э. — возраст угля из гончарного горна из нижнего слоя (2060±80 л. до н. э.) Дегуакско-Даховского поселения. 1800—1500 л. до н. э. — датировка дольмена Колихо. Дольмены перестают возводить около 1400—1300 гг. до н. э.. Хотя существуют и другие взгляды на хронологию древних культур региона и даже на их последовательность.

Непосредственных наследников дольменной культуры представляют поселения и могильники так называемого «постдольменного горизонта» (термин В. Р. Эрлиха) периода поздней бронзы (1200—1100 л. до н. э.). Для них характерно переиспользование плит от дольменов, а также просто валунов для сооружения своих погребений. Материал имеет признаки перехода от дольменной культуры к протомеотской раннего железного века.

Экономика[править | править код]

Экономика дольменной культуры базировалась на скотоводстве и мотыжном земледелии. Больше всего, видимо, было свиней. Содержали также крупный и мелкий рогатый скот. Имелась лошадь и собака. Какую-то роль играла также рыбалка и охота (в том числе и на дельфина). Из ремёсел были развиты керамическое производство, обработка камня, металлургия и ткачество. О ткачестве свидетельствуют пряслица. Занимались кожевенным делом. Землю обрабатывали с помощью грубых галечных мотыжек. Собирали урожай с помощью серпов с кремнёвыми вкладышами. А зерно мололи на зернотёрках. Развитая металлургия оставила следы в виде глиняных льячек, корольков и слитков металла, литейных форм (целых, и в обломках). И, конечно, имеются сами изделия из мышьяковистой бронзы. О дальней торговле свидетельствует сердолик из Ирана или Индии и бусы из него, а также пастовые бусы.

Сосуд дольменой культуры

Заготовка вкладыша серпа. Поселение на Богатырской поляне, Адыгея

Кремнёвый скребок. Поселение Старчики II, Адыгея

Великаны строили для карликов?

Одной из главных загадок дольменов является их распространенность по всей Евразии — они имеются не только в Краснодарском крае, но и на территории Британских островов, Ближнего и Дальнего Востока и Пиренейского полуострова. Все дольмены имеют схожую конструкцию, а потому созданы представителями одной культуры, но вот какой? На этот счёт есть разные версии.

Самой древней из них является легенда адыгов, которые живут рядом с дольменами многие века.
Согласно этому сказанию, их построили для жилья и защиты карликов (которые были столь небольшого роста, что ездили верхом на зайцах) сжалившиеся над ними великаны. Именно поэтому адыги называют дольмены «испун», что в переводе означает «дом карликов». Интересно, что прибывшие в край казаки прозвали эти сооружения, напротив, «богатырскими хатками», так как считали, что их могли построить только очень могучие люди.

Учёные считают, что дольменная культура зародилась в одном месте, а потом широко распространилась. Это вполне возможно, ведь во времена строительства дольменов некоторые народы уже умели строить многовёсельные и парусные корабли, которые позволяли совершать длительные путешествия. Проследить исток этой цивилизации вряд ли удастся, но предполагают, что собственно на Кавказ строители дольменов могли прийти с Пиренейского полуострова, так как кавказские горцы имеют сходные культуру и язык с народом басков, живущим сейчас в Испании и на юге Франции, а предки басков строили дольмены, очень похожие на те, что стоят на Черноморском побережье.

Богатырская поляна в Адыгее. Дольменов много на территории и Краснодарского края, и соседнего региона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector