Покровская срубная культура

Андроновская культура

Андроновская археологическая культура получила свое название благодаря месту, где были обнаружены первые находки, относящиеся к ней. Датируется этот период 2-1-м тысячелетиями до н. э. Племена проживали вокруг современного села Андроново (Красноярский край).

Отличительной особенностью культуры принято считать скотоводство. Люди разводили белоногих овец, выносливых коней и быков-тяжеловесов. Благодаря этим животным им удавалось быстро развиваться. Некоторые ученые предполагают, что андроновцы прошли до территории Индии и заложили на ней зачатки собственной цивилизации.

Изначально андроновцы проживали в Зауралье, затем они перебрались в Сибирь, откуда некоторые из них продолжили свое путешествие в сторону Казахстана. До сих пор, несмотря на обилие различных находок и артефактов, ученые не могут определить, почему племена решились на столь масштабную миграцию.

Если сравнивать все археологические культуры России, проживающие в бронзовом веке, то именно андроновцы стали наиболее боевыми. Они создали колесницы и могли наносить удары по отрядам или даже полноценным поселениям быстрее, чем кто-либо другой. Вероятно, именно этим и объясняется миграция, ведь в погоне за лучшей жизнью они пытались обнаружить более комфортные земли. А если придется — и завоевать их.

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • ОП • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я

  • Самаррская (самарранская) культура
  • Сбор материала в археологии
  • Свидерская культура
  • Свойство
  • Северокавказская культура
  • Северокавказская языковая семья
  • Сегментированное общество
  • Секвенирование нового поколения
  • Секвенция
  • Секвенция колонная
  • Секвенция трассовая
  • Селекционизм (Дарвиновская археология)
  • Селекция материала
  • Селетская культура
  • Семантика
  • Семьи языков
  • Сериация
  • Серия
  • Серой расписной керамики культура
  • Сескло
  • Символ
  • Симуляция
  • Синстадиальный, синстадиальность
  • Синташта
  • Синтез (в археологии)
  • Синхронизация
  • Синхронный
  • Система
  • Система условно-динамическая
  • Система хронологическая (относительной хронологии)
  • Систематика
  • Систематика археологическая
  • Системный подход
  • Скелянская культура
  • Скифы — археологическая культура
  • Скорость мутирования
  • Скрещение, скрещивание
  • Славянская языковая группа
  • След
  • Случайность (в археологии)
  • Солютрейская культура
  • Соотношение мужчин и женщин в популяции
  • Сопрягательный подход
  • Социально-экономическая формация
  • Социология
  • Социология историческая
  • Социофакт
  • Спицынская культура
  • Споро-пыльцевой (палинологический) анализ (метод)
  • Среднестоговская (стоговская) культу́ра
  • Срубная культура
  • Старина
  • Старина вещественная
  • Старчево-кёрёш-кришская культура
  • Старчевская культура
  • Стиль
  • Стиль художественный
  • Стратиграфический метод
  • Стратиграфия
  • Стратиграфия: законы стратиграфии (в археологии)
  • Стратификация
  • Стратификация социальная
  • Стратифицированные общества
  • Стрелецкая культура
  • Структура
  • Структурализм
  • Субкультура
  • Суомусъярви культура
  • Сходство (в археологии)
  • Сциентизм

Тип хозяйства

Представители всех типов срубной культуры занимались стойловым и отгонным скотоводством. У представителей бережновско-маевской общности эти виды хозяйственной деятельности дополнялись земледелием. В Днепро-Донецком междуречье были найдены единичные зерна злаков. Это указывает на наличие в хозяйстве племен пойменного земледелия.

В прикаспийских и предкавказских степях люди, возможно, занимались полукочевым скотоводством.

Приоритетным можно считать разведение крупного рогатого скота. Представители племен занимались также выведением лошадей. Однако их в стаде было немного.

Особое значение в хозяйстве населения имело горно-металлургическое производство. Сырье добывали из песчаников Приуралья, Донецкого кряжа. Кроме того, использовались ископаемые Среднего Поволжья. Основное производство металлических изделий находилось преимущественно в нескольких поселках: Усово озеро, Липовый овраг и пр.

Для обработки металла использовались молоты, молотки, топоры, рудотерки, желобчатые и плоские тесла, черенковые ножи, кинжалы.

В позднесрубный период кузнецы научились получать кричное железо. Из него выковывались первые металлические изделия, которые не отличались хорошим качеством и имели небольшой размер.

Погребальные памятники

Они представлены грунтовыми или курганными могильниками. Размещались сооружения обычно на возвышенностях или террасах по берегам рек. Иногда погребальные памятники встречаются на водоразделах.

Курганные могильники включают в себя 2-15 насыпей. Редко встречаются огромные некрополи и одиночные курганы. Насыпь сооружалась после последнего погребения. Число захоронений в курганах варьируется от одного до ста.

Умерших хоронили в ямах, а в некоторых случаях и в срубах, в позе адорации (поклонения), головой к северу.

Погребальным инвентарем были сосуды. В редких случаях в могильниках обнаруживается оружие и украшения. В некоторых захоронениях встречаются кости животных.

Катакомбная культура

Катакомбная археологическая культура пришла на славянскую территорию с востока, она была впервые обнаружена в 19-м веке. Ее появление и расцвет датируются ранним бронзовым периодом. Некоторые источники утверждают, что появление катакомбных племен ориентировано вообще на медный век. Одним словом, указать точную дату возникновения культуры пока не удалось.

Племена не продвинулись дальше европейской границы, поэтому их влияние на развитие соседних цивилизаций является лишь поверхностным. Свое название данная археологическая культура получила благодаря способу захоронений, которые имели огромное количество отличий. К примеру, если сравнивать катакомбные и ямные племена, то у последних для похорон достаточно было вырыть небольшую яму. Глубина захоронения первых же располагалась на уровне 3-5 метров. Более того, эти курганы нередко имели несколько ответвлений, они уходили вглубь или просто в бока. Считается, что в таких катакомбах хоронились либо люди из одной семьи, либо одинаковые по рангу или статусу.

Бытовые приборы катакомбных племен тоже довольно-таки сильно отличались. Во-первых, они почти не имели плоского дна. Однако это можно объяснить тем, что племена еще не поняли всего удобства такого производства или же у них не было таковой возможности. Во-вторых, вся посуда имела приземистые формы. Даже если взять в руки кувшин, то его высота – очень маленькая. Присутствовал и примитивный орнамент. Как и у всех племен того времени, он выполнялся при помощи оттисков шнура. Украшалась только верхняя часть изделия.

Орудия выполнялись в основном из кремня. Этот материал использовали в производстве наконечников стрел, ножей, кинжалов и так далее. Некоторые искусные мастера в племенах применяли дерево для изготовления посуды. Бронзу же использовали только для производства украшений.

Ямная культура

Племена, относящиеся к ямной культуре, появились на правобережной Кубани в начале III тысячелетия до н. э. Кроме прикубанских степей они занимали огромную территорию от междуречья Урала и Нижней Волги на востоке до Среднего Дуная на западе и юго-востоке. Поселения этих племён до сих пор не обнаружены. Единственными их памятниками остаются подкурганные погребения.
Название ямной культуры связано с особенностями погребального обряда. Умерших хоронили в простых ямах с закруглёнными углами, перекрытых сверху мощными брёвнами. Иногда роль перекрытия выполняла разобранная деревянная повозка. Рядом с погребёнными находят вылепленные вручную сосуды (иногда они украшены орнаментом в виде треугольников или зигзагов), бронзовые ножи и каменные топоры.
В богатых погребениях встречаются украшения: височные кольца из бронзы, серебряной и золотой проволоки, костяные булавки. Рядом с ямой ставили целую или разобранную повозку с деревянными колесами, основным занятием племен ямной культуры было кочевое скотоводство. Но им были известны также ткачество, плетение, изготовление глиняной посуды.
Орудия труда они изготавливали из бронзы и, возможно, уже начали осваивать земледелие.
Между племенами ямной культуры и их соседями — племенами майкопской культуры — существовал обмен. Предметами обмена были каменные и бронзовые орудия труда, украшения, продукты земледелия и скотоводства.

Ямная культура

По окончании бронзовой эпохи в силу вступает ямная археологическая культура. На территорию России рассматриваемые племена приходят с востока, и их отличительная особенность – раннее скотоводство. Многие народы начинали развиваться с земледелия, эти же сразу перешли к разведению животных. Свое название культура получила из-за погребальных ям. Они были простыми и примитивными, однако именно это их и отличало.

На данный момент ямная археологическая культура является наиболее изученной. Курганы располагались на вершинах плато, их старались максимально удалить от рек. Вполне вероятно, что когда-то поселение затопило во время половодья, поэтому люди стали более аккуратными. Редко обнаруживались захоронения непосредственно возле рек. Все могилы располагались вдоль течения, небольшими группами (примерно по 5 умерших). Расстояние от одного захоронения до другого могло быть совершенно различным, от 50 до 500 метров.

Бытовые приборы ямные племена производили из глины. Как и в прошлой эпохе, это были плоскодонные сосуды разных размеров. Встречались громадные амфоры, в которых, предположительно, хранились крупы и жидкости, а также небольшие горшочки. Орнамент на посуду наносился при помощи прочных шнуров, их оттиски и составляли весь декор.

Из кремня производили наконечники стрел, топоры и другие орудия. Надо отметить, что ямы не рылись человеком вручную, создавались примитивные установки для сверления, которые утяжелялись при помощи камней, если земля была твердой.

Племена использовали в производстве и дерево, из него они делали довольно-таки сложные для того времени конструкции. Это были носилки, сани, лодки и небольшие повозки.

В ходе исследования все ученые отмечали самобытность ямной культуры, племена ответственно относились к телам умерших, поэтому им приписываются не только материальные, но и духовные ценности. Более того, эти народности распространили свое влияние и на соседние поселения.

Вполне вероятно, что колесницы первоначально производились вовсе не для завоевательных целей. Поскольку андроновцы, как и множество других культур, были скотоводами, такие примитивные машины должны были помогать им в выпасе животных. Позже племена обнаружили продуктивность колесниц в военной сфере, чем незамедлительно воспользовались.

Покровская срубная культура

Покровская срубная культура распространена в степной и лесостепной полосе от Северского Донца до Урала. Эпонимным памятником является Покровский могильник в саратовском Поволжье, который был исследован П. С. Рыковым в 1920-х годах у г. Покровск (ныне — Энгельс). Датируется культура XVIII—XV вв. до н. э. Выделяют два периода её бытования: ранний (XVIII—XVI вв. до н. э.) и поздний (XVI—XV вв. до н. э.). Сформировалась в Доно-Волжской лесостепи на основе доно-волжской абашевской, синташтинской культуры Северного Урала и памятников потаповского типа Среднего Поволжья. Комплексы покровской срубной культуры выделили исследователи Н. М. Малов и О. В. Кузьмина в 1990-х годах. Памятники покровской срубной культуры представлены поселениями, могильниками, кладами, рудниками, мастерскими и единичными случайными находками. Поселения располагались в непосредственной близости от рек на береговых террасах и небольших возвышениях в пойме. Наиболее изученные — Покровск, Вишнёвое, Нижняя Красавка, Усово озеро, Янохино, Капитаново, Шиловское и Мосоловское поселения. В большинстве случаев жилые и хозяйственные постройки на поселении образуют линию вдоль края террасы или возвышения. Центральная часть поселения имела менее плотную застройку. Количество жилищ на поселении могло достигать от 10 до 20 единиц. Жилища представлены наземными постройками, полуземлянками и землянками каркасно-столбовой конструкции с двускатной или шатровидной крышей. Стены сложены из дёрна, брёвен, редко — камня. Большинство жилищ представлено однокамерными постройками, порой с пристроенной хозяйственной частью. В больших постройках жилая часть чаще всего обособлена от подсобно-хозяйственной. Внутри жилищ находились один или несколько очагов, которые располагались преимущественно в центре, хозяйственные ямы, реже фиксируются жертвенники и колодцы. Погребальные памятники представлены курганными и грунтовыми могильниками. Курганные некрополи размещаются преимущественно на террасах или возвышенностях по берегам рек, реже — на водоразделах. Наиболее изученные — Покровский, Натальинский, Бородаевский (Калмыцкая гора), Золотая гора, Кочетное, Староюрьевский, Староябалаклинский, Селезни, Лузановский и Новопавловский могильники. Курганные некрополи покровской культуры включают небольшое количество насыпей — от 2 до 15. Одиночные курганы и огромные некрополи являются редкостью. Могильники покровской срубной культуры вначале функционировали как грунтовые вокруг мемориального комплекса (кенотаф, вторичное захоронение) и лишь в конце функционирования могильника перекрывались курганной насыпью круглой или удлиненной формы. Количество погребений в кургане варьирует от 1 до 100. Усопших хоронили в скорченном положении, на левом боку, головой на север, преимущественно в прямоугольных ямах, перекрытых деревом, реже — в установленных на дне ямы срубах. В качестве погребального инвентаря выступают сосуды баночной или острорёберной формы, реже фиксируется оружие и украшения. В могилах также фиксируются кости животных — остатки мясной пищи. Керамический комплекс культуры представлен преимущественно острорёберными горшками с внутренним ребром в привенчиковой части и толчёной раковиной в примеси, с геометрическим орнаментом в виде горизонтальных и наклонных линий, каннелюров, меандра, зигзагов, ёлочек и прочих геометрических фигур, нанесённых зубчатым штампом. Иногда на сосудах, преимущественно в их верхней части, встречается шнуровой орнамент и разнообразные знаки в виде крестов, солярных знаков, прямоугольников, схематических антропоморфных и зооморфных изображений. Ряд исследователей видит в них примитивное пиктографическое письмо. Содержание этих знаков пока не расшифровано. Орудия труда, оружие и прочие предметы из камня представлены разнообразными топорами и булавами, наконечниками стрел, скреблами, молотами, ножами, наковальнями, рудотёрками и абразивами. Известны и украшения — фаянсовые бусины, желобчатые височные подвески и браслеты. Широко распространены изделия из кости: щитковые псалии, шилья, лощила, проколки, иглы, спицы, наконечники стрел. Орудия из металла представлены литыми копьями (часто с ушком), топорами, серпами, тёслами и долотами, стрекалами, проколками, черенковыми ножами с широким ромбическим перекрестием и кинжалами с прилитой рукоятью. Распространены и украшения из бронзы, сурьмы и золота: кольца, височные серьги, бляшки и браслеты. Основу хозяйства носителей покровской культуры составляло стойловое и отгонное скотоводство.

Именьковская культура

Именьковская археологическая культура датируется ранним средневековьем (4-7-й века). Она располагалась на территории современного Татарстана, Самарской и Ульяновской областей. Также наблюдаются генетические связи с другими культурами, которые находились по соседству.

После того как на территорию культуры пришли булгары, большинство именьковцев ушли на запад. По прошествии некоторого времени они перешли на новый этап развития – положили начало волынцевскому народу. Оставшаяся часть смешалась с населением и со временем потеряла все свои культурные накопления и знания.

Именьковская археологическая культура занимает особое место в развитии славянского народа. Именно рассматриваемые племена первыми начали практиковать пашенное земледелие. Во время этого процесса они использовали примитивные плуги, на которых закреплялись металлические наконечники. Кроме того, в процессе сбора урожая именьковцы также использовали относительно современные для того времени орудия – железные серпы и косы. Хранение зерна ориентировано на вырытые ямы-кладовки, сродни современным погребам. Измельчение урожая проходило на жерновах в ручном варианте.

Именьковцы быстро развивались не только в рамках своих племен. Они обладали мастерскими, где плавили добываемые металлы, некоторые помещения предназначались специально для ремесленников. Они могли производить посуду, наконечники для плугов или, например, серпы. Положительное влияние племена оказали на соседние поселения, предлагая им свои знания, технологии ремесла, земледелия и скотоводства. Поэтому нельзя недооценивать культурное наследие именьковцев не только россиянам, но и соседним странам.

Как видно, многие археологические культуры славян приходили на территорию современной России с востока или запада. В первом случае люди учились новым формам и особенностям земледелия, осваивали навыки скотоводства. Западные племена же помогали в развитии охотничьего оружия и боевых машин. Одно можно сказать точно — каждая новая культура внесла громадный вклад в общее умственное продвижение целых народностей, независимо от того, какие именно новшества она даровала.

Культура среднекаменного века

Такое понятие, как археологическая культура мезолита, по факту, отсутствует. В это время племена еще не разделялись между собой. Люди пытались выживать, и не было никакой разницы, как именно они это делали. Кто-то постепенно приступал к практике земледелий, кто-то продолжал охотиться, а кто-то приручал животных, задавал темп современному скотоводству. Однако данный промежуток времени откидывать полностью нельзя, поскольку именно он положил начало формированию многих цивилизаций.

На данном этапе появились первые виды археологических культур. Ученые и археологи не считают, что их необходимо разделять столь рано. Но зачатки были положены. Каждое племя отходило от своих бывших сородичей, отделялось по различным признакам, будь это образ жизни, этническая сторона вопроса или, например, способы захоронения умерших предков. Но рассматриваемый этап ни в коем случае нельзя недооценивать, ведь его изучение поможет ответить на вопросы, связанные с возникновением последующих культур.

Срубная культура

Своё название она получила благодаря отличительной особенности погребального сооружения, в котором могильная яма укреплялась деревянным срубом с бревенчатым перекрытием. Время существования этой культуры относят к завершающему (позднему) этапу бронзового века. Племена срубной культуры вытеснили в степях Прикубанья племена катакомбной культуры.
На Кубани изучено около 190 срубных погребений, большая часть которых расположена по берегам степных рек Бейсуг, Кирпили, Понура и др. (станицы Приазовская, Брюховецкая, Батуринская, Днепровская, Старомышастовская, хутора Анапский и Белевцы, окрестности Краснодара) и в Восточном Закубанье (станица Михайловская). В погребениях находят лепную глиняную посуду, ножи, топоры, наконечники копий.
Исследование находок из захоронений даёт представление о развитии различных ремёсел, в том числе ткачества, у племён срубной и других культур эпохи бронзы.
Встречаются и украшения: бусы, подвески, браслеты. «Срубники», как их называют археологи, оставили после себя клады бронзовых изделий — «клады литейщиков».
В «кладах литейщиков» находят бронзовые слитки, топоры, кинжалы, ножи, серпы. Вероятно, литейщики при приближении опасности закапывали их в землю, надеясь вернуться в дальнейшем.
Наличие большого количества серпов и топоров-мотыг позволяет судить о развитии земледелия. Однако жители степной полосы занимались преимущественно скотоводством.

Завершающий этап эпохи бронзы характеризовался активным передвижением племён. Есть предположение, что племена срубной культуры сыграли значительную роль в формировании крупных племенных объединений: и .

Как строили древние дольмены

Стройка начиналась с подготовки строительного материала — камня-песчаника. Необходимо было найти залегание относительно мягких пород песчаника или известняка, выломать камень и доставить на место работ. Доставка осуществлялась с помощью верёвок и катков (одинаковых по размеру брёвен). При этом использовали силу животных. Можно предположить, что к строительству дольменов привлекалось большое количество людей.
Скорее всего, применялись бревенчатые рычаги-ваги, подсыпки, внутренние леса, чтобы плиты не завалились. Немало времени уходило на разметки и производство пазов.
Древние строители дольменов были большими мастерами своего дела, умевшими из нескольких камней создавать архитектурно продуманные сооружения, в которых мы видим и мощь, и грандиозность, и молчаливую суровость. Такое впечатление производят все мегалитические сооружения.
Как правило, вход в дольмен обращён к солнцу, что может свидетельствовать о поклонении строителей небесному светилу.
Племена, строившие дольмены, вели оседлый образ жизни, прекрасно владели мастерством обработки не только камня, но и металла, умели лепить глиняную посуду, украшенную несложным орнаментом. Они занимались также земледелием, разведением крупного рогатого скота, свиней, овец, а в приморской полосе — морским промыслом.

В срубной археологической культуре выделяются три хронологических этапа:

  • Раннесрубная стадия (XVII-XVI в. до н. э.). Предметы, найденные археологами в раскопках, приписывают племенам протоиранцев или ранних иранцев. Племена занимались скотоводством, добычей и обработкой металла. Протоиранцы выкладывали квадратные ямы, для захоронения своих сородичей. Покойников укладывали на бок, головой в сторону севера, скрутив им руки в локтях и разместив их перед лицом. Такая поза, называлась позой адорации. На территории были обнаружены как предметы быта (горшки, банки и керамическую посуду), так и другие предметы, типа оружия или украшений.
  • Стадия расцвета срубной культуры (XV-XIV в. до н. э.). Этот период времени протоиранцы продолжают обитать на территории, но условия захоронения стали не такими пышными. Теперь могилы не украшают, а с покойниками не кладут их вещи.
  • Завершающая стадия срубной культуры на Южном Урале (XIV-XII в. до н. э.). В это время особенно наблюдается воздействие на племена со стороны соседей. У протоиранцев сильно меняется культура материальной и духовной жизни. Количество найденных предметов, относящихся к этому периоду, значительно уменьшается. Все это может быть связано с тем, что племена являются формирующей основой для более поздних времен.

За все время, которое племена протоиранцев провели на территории современной Украины, на них было осуществлено воздействие со стороны коренного населения, что и привело к измене памятников архитектуры.

Майкопская археологическая культура

Памятники майкопской археологической культуры оставлены племенами, населявшими в конце IV — первой половине III тысячелетия до н. э. Прикубанье и другие территории Северного Кавказа. Своё название майкопская археологическая культура получила по самому известному памятнику.
Под насыпью высотой 11 метров находилась могильная яма, разделённая перегородками на три части. Могила была обложена деревом и перекрыта деревянным накатом. В южной камере погребения, самой большой, было, как предполагают, захоронение вождя.
Набор предметов, обнаруженных в Майкопском кургане, выделяется по богатству среди других археологических памятников бронзового века.
Большой интерес представляют два серебряных сосуда с изображениями животных. Верхнюю часть одного из сосудов украшает горный пейзаж. На рисунке легко угадываются очертания Главного Кавказского хребта. Балдахин, сооружённый над телом вождя, поддерживали шесть серебряных трубок. На них были надеты золотые и серебряные фигурки быков.
Помимо предметов из золота и серебра в могиле обнаружено много различных орудий (топоры и долота), а также медные и глиняные сосуды.
В 1898 г. Н.И. Веселовский в урочище с символическим названием Клады, недалеко от станицы Новосвободной, раскопал два кургана племён майкопской культуры. Под курганными насыпями археологи обнаружили каменные гробницы.
Рядом с ними найдены бронзовое оружие, котлы, орудия труда, посуда, предметы из золота, серебра и драгоценных камней.
А в XX в. в этом же урочище была раскопана ещё одна каменная гробница с уникальными росписями на стенах, нанесёнными красной и чёрной краской. На стенах изображались фигуры людей, бегущие лошади, луки и колчаны — футляры для стрел.
Наряду с захоронениями богатых людей найдены и погребения с небольшим количеством вещей, а то и вовсе без них. К настоящему времени открыто уже около 200 памятников майкопской культуры на территории от Таманского полуострова до Дагестана. В одном из погребений был обнаружен настоящий клад: серебряный сосуд, наполненный искусно изготовленными бусинами из золота, серебра и драгоценных камней.
В конце XX века археологи открыли большую группу древних поселений майкопской культуры в бассейне реки Белой и по реке Фарс южнее Майкопа. Среди них — Мешоко, Скала, Ясенева Поляна. Все они расположены в предгорной и нагорной частях Адыгеи. В 1981 г. было открыто поселение в равнинной части, между селом Красногвардейским и хутором Свободным. По нему оно и получило название — Свободное.
Самое известное поселение племён майкопской культуры — Мешоко у посёлка Каменномостского. Оно расположено на высоком плато.
Посёлок был укреплён мощной оборонительной каменной стеной, достигавшей в ширину 4 метров. Жилые помещения строились из самана и прилегали к оборонительным стенам. Большая часть поселения, однако, не была застроена и предназначалась для загона скота и его сбережения в случае внешней опасности.
Во время раскопок археологи обнаружили огромное количество костей домашних животных: коров, овец, свиней. Были найдены также керамические цедилки, использовавшиеся при изготовлении молочных продуктов, зернотёрки и кремнёвые вкладыши для серпов.
Племена майкопской культуры достигли заметных успехов в металлургии бронзы. В ряде погребений археологи нашли бронзовые детали упряжи для животных.
Майкопские племена, по мнению историков, переселились на территорию Кубани из Месопотамии или Малой Азии. Оттуда они принесли помимо гончарного круга и другие достижения древневосточной цивилизации: ткачество, умение художественно обрабатывать изделия из металла. Исследования показывают, что у переселенцев уже произошло разделение на бедных и богатых.

Концепция Отрощенко

В 1990-х гг. исследователь выдвинул теорию возникновения срубной культуры от синташтинской, бабинской, доно-волжской общностей и захоронений потаповского типа в Среднем Поволжье в результате их этнокультурного взаимодействия. Согласно этой концепции, выделялись бережновско-маевская и покровская общности, которые сформировались, по мнению Отрощенко, на разной основе.

Покровская общность развивалась в лесостепном междуречье Волги и Дона в результате культурных и политических влияний представителей синташтинской культуры на позднеабашевские племена. Оттуда она и распространилась в другие регионы.

Протобережновские захоронения распространены на территории Нижнего Поволжья. Здесь, по мнению Отрощенко, на позднекатакомбную общность наслаивается новокумакский компонент, пришедший с востока.

Позднее племена покровской культуры мигрировали к Северскому Донцу, на левобережье. Здесь они полностью ассимилировались с представителями бабинской общности. В результате смешения сформировалась бережновско-маевская культура.

Северокавказская культура

Во Втором тысячелетии до нашей эры по соседству с племенами дольменной культуры, по мнению археологов, появились северокавказские племена. Их территория простиралась от реки Лабы до среднего течения Терека, где ранее обитали племена майкопской культуры.
Памятники северокавказских племён многообразны. Это захоронения в виде курганов, каменных ящиков, склепов. В Прикубанье открыты курганные погребения близ аулов Уляп, Хатажукай, станиц Казанской, Константиновской, села Успенского, у городов Армавир и Курганинск.
Использование камня при возведении погребальных сооружений свидетельствует о связях северокавказских племён с предшествующими племенами майкопской культуры. Об этом также говорит и сходство обнаруженных при раскопках керамических сосудов. Однако сосуды северокавказской культуры выполнены не на гончарном круге, а вручную. В качестве орнамента на многих из них использовались отпечатки шнура.
Основой хозяйства по прежнему были скотоводство и земледелие. Разводили мелкий и крупный рогатый скот и лошадей. Причём лошадь, как и ранее у майкопских племён, использовалась для верховой езды. Землю обрабатывали мотыгой, выращивали пшеницу и ячмень. Урожай убирали составными серпами с кремнёвыми вкладышами. Со временем в обиход вошли бронзовые серпы.
Племена северокавказской археологической культуры занимались также металлургией и металлообработкой. Медь добывали путём разработки местных залежей и в штольнях — подземных горных выработках. В верховьях реки Большой Зеленчук на склоне горы Пастуховой (в 32 километрах от станицы Зеленчукской) были открыты горизонтальная шахта и отходящие от неё вертикальные штольни. Там же обнаружили орудия рудокопов: каменные молоты и тёрочник. Судя по археологическим находкам, у племён северокавказской культуры существовали тесные связи с соседями. Их изделия (орудия труда, украшения) находят в захоронениях на территории Предкавказья.

Примечания

  1. Городцов В. А. Результаты археологических исследований в Изюмском уезде Харьковской губернии, 1901 года // Труды XII АС. — М., 1905 — Т. 1. — С. 174—341.
  2. Березанская С. С., Отрощенко В. В., Чередниченко Н. Н., Шарафутдинова И. Н. Культуры эпохи бронзы на территории Украины. — К., 1986. — 163 с.
  3. Ковальова І. Ф. Маївський локальний варіант зрубної культури // Археологія. — 1976. — Вип. 20. — С. 3-22.
  4. Качалова Н. К. О локальных различиях в лесостепной срубной культуре // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. — Л., 1977. — Вып. 18. — С. 23-28.
  5. Малов Н. М. О выделении покровской культуры // Проблемы культур начального этапа эпохи поздней бронзы Волго-Уралья: Тезисы вторых Рыковских чтений. — Саратов, 1991. — С. 23-28.
  6. Кузьмина О. В. Соотношение абашевской п покровской культур // Конвергенция и дивергенция в развитии культур эпохи энеолита-бронзы Средней и Восточной Европы. — СПб, 1995. — Ч. 2. — С. 27-51.
  7. Зданович Д. Г. Синташтинское общество: социальные основы «квазигородской» культуры Южного Зауралья эпохи средней бронзы. — Челябинск, 1997. — С. 40-102.
  8. ↑ Отрощенко В. В. К истории племен срубной общности // Доно-Донецкий регион в эпоху бронзыю — Воронеж, 2003. — С. 68-96.
  9. Отрощенко В. В. К вопросу о покровской срубной культуре // Эпоха бронзы и ранний железный век в истории древних племен южнорусских степей. — Саратов, 1997. — Ч. 1.
  10. Rykov P. Die Chvalinsker kultur an der Unteren Volga // ESA. — Helsinki, 1927. — T. 1. — P. 112—142.
  11. ↑ Отрощенко В. В. К истории племен срубной общности // Доно-Донецкий регион в эпоху бронзы. — Воронеж, 2003. — Вып. 17. — С. 68-96.
  12. Отрощенко В. В. Історія племен зрубної спільності.: Автореф. Дис. … д-ра іст. наук. — К., 2002. — 33 с.
  13. Отрощенко В. В. О возможности участия полтавкинских и катакомбных племён в сложении срубной культуры // Советская археологи. — 1990. — № 1. — С. 107—112.
  14. Малов Н. М. О выделении покровской культуры // Проблемы культур начального этапа эпохи поздней бронзы Волго-Уралья: Тезисы вторых Рыковских чтений. — Саратов, 1991. — С. 50-53.
  15. Кузьмина О. В. Соотношение абашевской п покровской культур // Конвергенция и дивергенция в развитии культур эпохи энеолита-бронзы Средней и Восточной Европы. — СПб, 1995. — Ч. 2.
  16. Мерперт Н. Я. Из древнейшей истории Среднего Поволжья // Материалы и исследования по археологии СССР. — 1958. — № 61. — С. 45-156.
  17. Археологія України: Курс лекцій. — К., 2005. — 504 с.
  18. Археология. — М., 2006. — 608 с.
  19. Етнічна історія давньої України. — Київ. 2000. — 280 с.
  20. Членова Н. Л. О времени появления ираноязычного населения в Северном Причерноморье // Этногенез народов Балкан и Северного Причерноморья. — М., 1984. — С. 259—268.
  21. Черных Е. Н. Каргалы забытый мир. — М., 1997. — 176 с.
  22. Татаринов С. И. Древние горняки-металлурги Донбасса. — Артёмовск, 2003. — 136 с.
  23. Матвеева Г. И., Колев Ю. И., Королёв А. И. Горно-металлургический комплекс бронзового века у с. Михайлово-Овсянка на Юге Самарской области (первые результаты исследования) // Вопросы археологии Урала и Поволжья. — Самара, 2004. — Вып. 2. — С. 69-88.

Поэтому, срубные памятники делятся на три типа:

  • Сабатиновская группа памятников (XIV-XII вв. до н. э.). В этот период племена протоиранцев попали под воздействие коренных племен Правобережной Украины.
  • Белозерская группа памятников (XI-IX вв. до н. э.). За это время памятники архитектуры меняются под воздействием племен Нижнего Днепра.
  • Собственно срубная археологическая культура (XVI-XII вв. до н. э). Племена этой группы вели оседлый образ жизни, а посему их культура, по большей части, относиться к сабатиновской и белозерской, а не катакомбным культурам. Протоиранцы занимались земледелием и скотоводством в этот промежуток времени.

Важной особенностью срубной, сабатиновской и белозерской культур можно назвать то, как хорошо научились производить племена бронзу. В разных уголках Украины найдены бронзолитейные мастерские, датированные и отнесенные к тем годам

При раскопках найдены, так называемые «клады», которые включают в себя бронзовые изделия, слитки металла. Самым многочисленным кладом считается находка около села Рыбаковка (Николаевская обл.), в ней найдено более пятидесяти бронзовых кельтских топоров. В других регионах Украины тоже произведены многочисленные находки. Так считается, что в позднем бронзовом веке именно здесь находился бронзовый центр. Об этом свидетельствуют обнаруженые при раскопках мастерские. Там же найдены около двух десятков половинок литейных форм, которые применялись для отливок коротких боевых клинков, кинжалов, копей, дротиков и других боевых и хозяйственных орудий.

Помимо бронзовых и керамических изделий, найдены еще костяные и каменные орудия труда. С развитием обработки металла – появляется металлическая посуда, в том числе и клепаные из листов меди казанки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector