История кубани

Религия и верования

Меоты имели свою систему религиозных культов и верований. Для их верований характерно обожествление сил природы, природных явлений, представляющихся меотам в виде бога солнца света, огня, бога дождя, грозы, бога леса, бога моря и других богов. Этим богам меоты приносили жертвы, сопровождаемые сложным ритуалом.

Состав меотского пантеона отличается большой сложностью и с трудом поддается всеобъемлющей классификации. Меотские боги могли олицетворять собою как природные и стихийные явления — боги неба, земли, солнца, огня, ветра, так и абстрактные понятия: гостеприимство, честность, верность традициям предков, верность клятве и т. д. Существовали также боги-покровители представителей каждого ремесла.

Очень важны для меотов были культы почитания умерших родственников и погребальные обряды. Тело помещали в яму в скорченном положении. В могилу опускали предметы, которые могли бы понадобиться умершему в стране мертвых. Туда же опускали погребальные дары от родных и односельчан умершего — посуду, оружие, одежду, украшения. Над захоронением производили земляную насыпь — курган.

Культура и ремесла

Культура меотов складывается на заре железного века и продолжает развиваться на протяжении более, чем 10-ти веков, претерпевая значительные изменения и испытывая воздействие культур соседних народов и государств. В настоящее время выявлено одно поселение IX — VIII вв. до н. э. у села Красногвардейского (респ. Адыгея). Захоронения в протомеотских могильниках представляли собой неглубокие грунтовые ямы. Умерших хоронили на боку или вытянуто на спине. Рядом с покойником в могиле помещался погребальный инвентарь.

Основой хозяйства меотских племен было земледелие. Они выращивали пшеницу, ячмень и просо. Большое значение также имело скотоводство — разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей.

Меоты знали развитое ремесленное производство и металлургию, их керамика пользовалась спросом у соседних оседлых и кочевых племен. Меоты, находившиеся на торговых путях из античного мира к скифо-сарматским номадам, выступали и в качестве торговых посредников.

Женщины

О красоте черкесских женщин с древности слагали не только легенды, но и стихи. Например, в стихотворении «Черкешенке» поэт Константин Бальмонт сравнивает прекрасную девушку с «тонкой лилией», «нежной ивою плакучей», «юным тополем» и «Индусской баядерой», но в конце замечает:«Я тебя сравнить хотел бы… Но игра сравнений тленна.Ибо слишком очевидно: Ты средь женщин несравненна.»

С двенадцати лет девочка начинала носить корсет. Он обеспечивал правильную осанку, гибкий стан, тонкую талию и плоскую грудь: эти внешние качества высоко ценились не только соплеменниками, но и иностранцами. В первую брачную ночь жених срезал корсет ножом, замужней даме носить его не полагалось. Символом красоты были и роскошные длинные волосы: девушки заплетали их в косы или делали иные прически, а замужние обязаны были прятать под платок.Все народы Евразии стремились иметь жену или наложницу черкешенку. В историю вошла княжна Кученей, дочь знаменитого князя из династии Темрюков: она стала женой Ивана Грозного и получила имя Мария Темрюковна. Во времена работорговли адыгейских женщин продавали в 2 раза дороже, чем других: их было престижно иметь в гареме за красоту, навыки рукоделия, приятные манеры общения и поведения. Адыгских девочек с детства учили рукоделию, правилам этикета, скромности, внушали чувство собственного достоинства. Женщины играли важную роль в обществе, их уважали и почитали, несмотря на патриархальный уклад и исповедование ислама. При женщинах нельзя было курить, сквернословить, ссориться, драться. Мужчины любого возраста при виде них вставали, а всадники спешивались. Встретив даму в поле, в пути или просто на улице принято было предложить ей помощь, если она в ней нуждалась. Существовал и обычай приношения даров: возвратившиеся после военного похода или удачной охоты мужчины собирались на пир в доме самой почитаемой или желанной женщины, где обязаны были принести ей в дар часть полученного в бою. Если такой женщины не было, дары могли вручить любой адыгейке, встреченной на пути.

Воины или рыбаки?

Не менее интересной загадкой Меотиды стало отсутствие собственных письменных источников о жизни этого народа. Несмотря на то, что Танаис являлся крупным по античным меркам городом, его окрестности представляли собой хорошо укрепленные в военном отношении поселки, никаких письменных свидетельств о себе меоты не оставили. В то же время финикийские моряки, контактировавшие с меотами, называли Азовское море – меотским озером из-за большого количества водившейся здесь рыбы. Мео, в переводе с древнегреческого означает рыба, а Меотида – рыбное место. В свою очередь известный историк Старбон считал, что меоты представляют из себя пятнадцать родственных семейств – рыбаков.

Общие данные

Культура существовала примерно с IX до н. э. по II в. н. э., окончательно сформировалась к VIII веку до н. э..
Основа хозяйства прикубанских меотов — земледелие (пшеница, ячмень и просо), у меотов Приазовья и Причерноморья — рыболовство.
Также большое значение имело скотоводство — разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей. Меоты имели ремесленное производство, металлургию, их керамика пользовалась спросом у соседних оседлых и кочевых племён.

Находясь на торговых путях из античного мира к скифо-сарматским номадам, меоты охотно покупали и перепродавали античные товары.

Юрта

Народ – монгольские и тюркские кочевники
Материал: жерди и войлок

Самому старому изображению юрты примерно полторы тысячи лет, но считается, что их массовое строительство началось в XIII веке. Юрту можно назвать большой, удобной складной палаткой, где в центре устраивается очаг, а дым выходит через отверстие в крыше, которое также служит для освещения. В плохую погоду или просто на ночь это отверстие прикрывали куском войлока, просто потянув за аркан. Деревянный каркас юрты делали из решёток, складывающихся на манер гармошки, осями которых были длинные жерди, сходящиеся куполом. Поверх каркас полностью обтягивался войлочной кошмой, благодаря этому в юрте всегда было тепло и отсутствовали сквозняки, а в жару снималась боковая кошма. Пол в юрте застилался коврами.
Помещение делилось на большую по размеру мужскую половину, расположенную на восточной стороне и на меньшую женскую, которые разделялись занавесью. В мужской части стены украшали талисманы, оружие и конская упряжь. В женской части можно было увидеть утварь, запасы провизии, постельное белье и одежду женщин и детей. У входа ставили шкаф для посуды и ступу, в которой взбивали кумыс, всё это символизировало достаток семьи. Многие монголы живут в юртах и сейчас, а в соседнем Казахстане их устанавливают к национальным праздникам или специально для туристов.

Цивилизация колдунов

Кроме воинственного характера и занятия рыбной ловлей меоты, по мнению древних историков, обладали многочисленными магическими способностями. В своих храмах в жертву богам меоты нередко приносили, как животных, так и людей. После священного обряда они изготавливали колдовское зелье, выпив которое могли видеть, как прошлое, так и будущее. Самое удивительное, что древние греки, также имевшие множество оракулов прорицавших грядущее, считали, что информация о будущем, полученная от меотов является более достоверной. Но больше всего ученых поразили захоронения представителей этого загадочного племени. В то время как женщин хоронили вместе с оружием, мужчин опускали в могилу в вертикальном положении со связанными за спиной руками. Зачем это делалось у археологов и историков, правдоподобной версии нет, а письменные источники отсутствуют. Очевидно, это также было связано с магическими верованиями этого народа.
Военная диктатура античных времен
Несмотря на то, что о цивилизации меотов письменных источников практически не существует, по археологическим находкам историки установили образ жизни этой цивилизации. Сегодня бы его назвали военной диктатурой. Каждое из семейств, входившее в данную цивилизацию жило согласно своим правилам и традициям, но при этом подчинялось общему демократически избираемому вождю. Он отвечал за военное командование меотами во время обороны от неприятеля или походов на соседей. При этом воевать меоты любили и умели. Возможно, только по поэтому о них сохранилось так мало письменных упоминаний. Соседи бывать на территории этого народа побаивались, а сами меоты стилу письма предпочитали меч и кинжал. Исчезла эта удивительная цивилизация в III веке н.э.. Причем до сих пор не известно, что стало причиной гибели Меотиды. Природных катаклизмов в это время в данном регионе не наблюдалось. Считается, что меотов уничтожили племена Сартматов. Оставшиеся представители этой древней цивилизации ушли жить на Кубань. Ученые предполагают, что в крови адыгейцев и аланцев и сегодня течет кровь меотов.

Подписи к слайдам:

СакляКаменное жилище кавказских горцев. Строится из глины и керамического кирпича, крыша плоская, узкие окна, похожие на бойницы. Это было и жилище и своего рода крепость. Оно могло быть и многоэтажным, а могло строиться из глины и не иметь окон. Земляной пол и очаг посередине – вот скромное убранство такого дома.РондавельСакляВигвамЭто название знакомо каждому любителю фильмов про индейцев. Шалаш конусной или пирамидальной формы, основа которого – тонкие стволы деревьев. Покрыт корой вяза или березы, а иногда тростником. Это дом индейца Северной Америки. Жилище не было предназначено для переноса, однако, при необходимости, легко собиралось и возводилось потом на новом месте.ИзбаПальясоЭти жилища принадлежали раньше испанским крестьянам. Сейчас в таких домах люди практически не живут, но они остались в виде исторических памятников в испанской деревне Пьорнедо. Строения выглядели неуютно, почти вросшие в землю, словно состояли из одной крыши. Окон не было и, как правило, жилище разделялось на два помещения: в одном жили люди, в другом скот.ИзбаБревенчатый дом, постройка славян. Изба собиралась из бревен (так называемый сруб), бревна укладывались по определенному принципу. В доме выкладывалась печь. Топилась изба по-черному. Трубу на крыше стали ставить позже, и тогда уже дым выводился из дома через нее. Срубы можно было разбирать, продавать и выкладывать вторично, возводя новый дом из старого сруба. До сих пор этот метод используется дачниками.Жилища народов мираВыполнила ученица 5 класса Бабаева Эльвира.ВигвамИглу МинкаЭто жилище японских крестьян. Высокие соломенные крыши, стены из бамбука, травы и соломы, смешанных с глиной. Так как многие японцы простого происхождения занимались выращиванием шелкопряда, при постройке жилища учитывалось, что основное место в помещении выделялось для шелкопрядения. Внутри дома не было перекрытий, стены заменяли раздвижные бумажные панели, которые позволяли изменять форму комнат.Юрта Жилище для кочевников – монголов, казахов, киргизов. Чем удобно оно в условиях степей и пустынь? Собрать и разобрать такой дом – дело пары часов. Основа строится из жердей, сверху покрывается циновками. До сих пор пастухи пользуются такими строениями. Наверное, многолетний опыт подсказывает, что от добра добра не ищут.ПальясоЮрта Иглу Поистине потрясающее изобретение. Придумали его эскимосы Аляски. Сами понимаете, на Аляске со стройматериалами не все хорошо, но люди всегда использовали то, что есть под руками и в большом количестве. А на Аляске всегда под руками лед.  И они стали строить дома из плит льда. Чтобы внутри было тепло всё обвешивали шкурами. Эта идея очень понравилась Финляндии и они стали строить такие дома. ТруллоТипиЖилища коренных жителей Америки. Это строение было переносным и возводилось из жердей, которые покрывались сверху оленьими шкурами. В центре располагался очаг, вокруг которого сосредотачивались спальные места. В крыше обязательно оставлялось отверстие для дыма. Трудно поверить, но и сейчас люди, поддерживающие традиции коренного населения Америки и по сей день живут в таких шалашах. РондавельТрадиционный круглый дом народов Южной Африки. Строительный материал самый, что ни на есть дешевый: песок, навоз, трава, конусная крыша делается из тростника. Чтобы сохранить некоторую этническую традиционность, такую форму зданий используют при строительстве гостиниц в ЮАР. Только, конечно, при постройке обходятся без навоза.ТруллоИтальянское жилище, причисленное в наше время к разряду памятников. Дом примечателен тем, что возводился по методу «сухой кладки», то есть просто из камней. Это делалось не случайно. Такая постройка была не слишком надежной. Если вытаскивался один камень, она могла полностью развалиться

И все потому, что в определенных местностях дома строились незаконно и при любых претензиях со стороны властей, могли легко ликвидироваться.Проверим себя!МинкаТипиСпасибо за внимание!!!

7.

Труллы
Руины нураге
Кто: Итальянцы, испанцы
Материал: Камень, дерево, солома
Европа? Конечно, замки! Простые люди в них не жили, но еще со времен эпохи бронзы жители Апеннин предпочитали строить высокие каменные дома — башни-нураги, круглые в сечении конусообразные постройки. Жили ли в них люди — до сих пор не известно, возможно, нураги были резиденцией исключительно правительственной верхушки, а то и вовсе храмами. Ясно одно: их строили методом сухой кладки, без раствора.
По этому же принципу итальянцы в Средние века стали возводить труллы — каменные дома с конической крышей. Правда, их без раствора сооружали еще и для того, чтобы можно было быстро разрушить, а значит, не платить налоги за проживание на дорогих плодородных землях.
Похожим образом выглядели и традиционные жилища расположенной по соседству Испании. Особенно они были распространены на северо-западе Пиренейского полуострова — в регионе Галисии. Их называют пальясо — что-то среднее между трулло и домом хоббита. Тоже строили из камней, хотя каркас был деревянным, а крыша — соломенной. Частенько она доходила почти до самой земли, отчего домик с единственным отверстием во внешний мир — входной дверью, походил на гномий. Диаметр пальясо был небольшим — от 10 до 20 м, и, как правило, с одной комнатой, но иногда делалась и вторая — для скота.

Жилища народов России

Это строение является одним из древнейших утеплённых жилищ народов России.

Стена и пол землянки представляли собой вырытую в земле на глубине 1,5 метров квадратную яму. Крышу делали из теса и покрывали толстым слоем соломы и земли. Стены также укрепляли бревнами и присыпали снаружи землей, а пол обмазывали глиной.

Недостатком такого жилья было то, что дым от очага мог выходить только через дверь, а близость грунтовых вод делала помещение очень сырым. Однако, преимуществ у землянки было значительно больше. К ним можно отнести:

Безопасность. Землянка не боится ураганов и пожаров. Постоянная температура. Она сохраняется как при сильных морозах, так и в жару. Не пропускает громкие звуки и шум. Практически не требует ремонта. Землянку можно построить даже на неровной местности.

Традиционная русская изба возводилась из бревен, при этом, основным инструментом был топор. С его помощью на конце каждого бревна делали небольшое углубление, в которое закрепляли следующее бревно. Таким образом, постепенно возводились стены. Крышу обычно делали двускатной, что позволяло экономить материал. Для того, чтобы в избе было тепло, между бревнами клали лесной мох. Он при оседании дома становился плотным и закрывал все щели. Фундамент в те времена не делали и первые бревна ставили на уплотненную землю.

Крышу сверху покрывали соломой, так как она служила хорошим средством защиты от снега и дождя. Стены снаружи обмазывали глиной, смешанной с соломой и коровьим пометом. Это делалось с целью утепления. Основную же роль в сохранении тепла в избе играла печь, дым от которой выходил через окно, а с начала 17 века — через дымоход.

Этническая принадлежность

Крым во II веке н. э.  Скифы в Крыму  Боспорское царство  Языги  Роксоланы  Сираки  Меоты  Тавры

Вопрос об этноязыковой принадлежности меотов спорен. Страбон относил к ним зихов (др.-греч. Ζυγοί), синдов (Σινδοὶ), агров (Ἄγροι), тореатов (Τορέται), дандариев (Δανδάριοι), аррехов (Ἀρρηχοί), тарпетов (Τάρπητες), досков (Δόσκοι), обидиакенов (Ὀβιδιακηνοὶ), ситтакенов (Σιττακηνοὶ) и некоторые другие общины.

Иногда полагают, что меоты были индоевропейским населением Приазовья, восходящим ещё ко временам ямной культуры. Ещё в XIX веке Э. И. Эйхвальд провозгласил, что родственные меотам синды — это колония индусов на берегу Чёрного моря. Действительно, Полиен пишет, что «меотиянка Тиргатао (Ира) вышла замуж за грека Гекатея, ставшего царём синдов, которые живут немного выше Боспора». Тиргатао — единственное зафиксированное источниками меотское имя, и оно надежно сближается с индо-иранским женским именем Тиргутавия, зафиксированным на территории Митанни и скифским Таргитаем.

По другой версии, имя Тиргатао имеет происхождение от популярного хаттского или хурритского имени Тиргутавия. Имя было распространено на северной границе хурритов( хуррито-семитское государство Митанни) граничащих с хаттским ареалом.

По мнению доктора филологических наук О. Н. Трубачёва, меоты говорили на реликтовом языке индоарийской группы(также как и тавры).

В Большой советской энциклопедии, напротив, указывалось, что «часть меотов по языку была родственна адыгам (черкесам), часть ираноязычна». По мнению некоторых археологов[каких?], «меоты» — название общин на окраинах Боспорского царства — является синонимом болотных жителей, людей, которые жили у меотидских болот. Такой же выглядит и ситуация с этнонимами «дреговичи» или «меаты» (др.-греч. Μαιάται).

Свадебные традиции

Свадебные традиции адыгейцев во многом сохраняются до сих пор. Часто жениха выбирала девушка, намекая ему о своем желании создать семью небольшим подарком. Начинались переговоры о будущем союзе со сватовства: мужчины со стороны жениха приезжали к дому выбранной девушки и вставали в месте, где колют дрова. Таких визитов совершалось не менее трех: если во время последнего их приглашали к столу, это означало согласие невесты.После родные девушки выезжали на осмотр дома жениха, чтобы оценить его материальное благополучие. Это было необходимо, поскольку создавать семью можно было только с людьми своего социального слоя. Если увиденное устраивало визитеров, обсуждался размер калыма: обычно он состоял минимум из одной лошади и скота, число голов которого определялось в зависимости от богатства семьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector