25 затонувших кораблей со всего мира и их увлекательные истории

Бискайский залив, ближе к испанскому побережью

Живописный Бискайский залив, простирающийся между испанским и французским побережьем, моряки считают проклятым. Из-за бурных подводных течений и переменчивой погоды в заливе погибло более 200 испанских, турецких, французских и английских торговых судов. Также здесь покоятся и военные фрегаты, потопленные в период англо-французских войн.

Крушение французского судна в Бискайском заливе

Кладбище кораблей в Бискайском заливе собиралось веками, поэтому здесь под водами скрыты значительные сокровища и исторические памятки.

Вино с затонувшего корабля

К примеру, из одного корабля удалось поднять на поверхность редкие вина, изготовленные в XVI веке. Стоимость бутылки вина, пробывшей под водой 400 лет, на аукционе достигла цены в 2000 английских фунтов.

Прощальный круиз

Круизный лайнер «Адмирал Нахимов» 29 августа вышел из Одессы, зашел в Ялту и Новороссийск, потом должен был через Сочи идти в Батуми и вернуться назад в порт приписки. Время в пути — семь дней. На борту находилось 897 пассажиров и 343 члена экипажа. Погода стояла теплая, море было спокойным. Судно прибыло в Новороссийский порт по расписанию в 14:00 31 августа, пассажиры отправились гулять по городу. В 22:00 корабль должен был выйти в море и направиться в Сочи.

Нахимов_2

Круизный лайнер «Берлин». 1920-е годы

Фото: The Library of Congress/loc.gov

Это был последний, прощальный рейс лайнера — еще в июле в Черноморском пароходстве подписали решение о списании судна на металлолом. Дело в том, что пароход уже разменял седьмой десяток — он был построен в 1925 году в Германии и первоначально ходил по Северному и Балтийскому морям под именем «Берлин». Во время войны он был переоборудован в плавучий госпиталь и уже в 1945-м подорвался на мине и затонул. Судно было поднято советскими водолазами, отремонтировано, переименовано в «Адмирал Нахимов» и превращено в круизный лайнер. Несколько десятилетий он бороздил океанские просторы, но когда в мире были приняты новые стандарты безопасности, с международных линий его пришлось снять. Так корабль оказался запертым в Черном море и стал выполнять внутренние круизы. Проблемой было то, что моряки неохотно шли на внутренние рейсы. В итоге «Адмирал Нахимов» превратился в этакий «штрафной батальон», куда отправляли нарушителей дисциплины или тех, кого по разным причинам не допускали до работы на заграничных линиях. Впрочем, это не значит, что экипаж был неквалифицированным, скорее он был недостаточно сработавшимся.

Нахимов_1

Круизный лайнер «Адмирал Нахимов» в Черном море

Фото: РИА Новости/Юрий Каплун

Командовал судном 56-летний Вадим Марков — опытный моряк, много лет водивший океанские лайнеры. Говорили, что он попал под подозрение в контрабанде валюты, поэтому ему временно закрыли выезд и отправили на «Адмирал Нахимов». В 22 часа, строго по расписанию, капитан приказал отдать швартовы, и корабль приступил к развороту. Уже во время движения судно на короткое время застопорило машины и взяло на борт догнавшего его на катере пассажира, которым оказался генерал КГБ Крикунов. Впрочем, на общую ситуацию десятиминутная заминка повлиять не могла. Капитан Марков запросил обстановку, и ему сообщили, что навстречу лайнеру со стороны Босфора движется сухогруз (балкер) «Петр Васев». Других кораблей поблизости не было. С Поста регулирования движения судов (ПРДС) капитану «Петра Васева» предложили пропустить пассажирский пароход, на что капитан сухогруза Виктор Ткаченко ответил согласием.

«Фрегат 356», Кайман-Брак

Основной компонент судна – алюминий. Благодаря ему корпус практически не тронут ржавчиной.

В водах Кайман-Брак в 240 км на юг от Кубинских островов, на глубине от 11 до 28 метров, покоится Фрегат 356, призрачный затонувший корабль, который раскололся на две части. Судно построили в Союзе в начале 80-х годов, когда «холодная война» подходила к своему завершению.

Фрегат переводили в кубинский военно-морской флот, когда рухнул СССР. 10 лет судно простояло в качестве металлолома у берегов Кубы. В итоге его продали Кайманским островам, которые специально затопили Фрегат 356 для привлечения дайверов.

Опыт в регионах

Несмотря на сложности, у регионов уже есть положительный опыт подъема затонувших кораблей. По словам Каюмова, Нижегородская область одна из первых начала заниматься подъемом плавсредств со дна Волги, потому что их было очень много.

«Большая часть этих судов откуда берется: у нас на самом деле весь Волжский флот процентов на 80 нуждается в замене, поэтому есть часть судов, которые уже нельзя эксплуатировать и собственники их бросают. Потому что утилизировать такое судно — это уже пошли затраты. Если его нельзя просто разрезать на металлолом, а надо куда-то везти на утилизацию — это тоже затраты. <…> В большинстве случаев, когда находится затонувшее судно — в этих случаях или собственника нет, или денег нет», — сказал Каюмов.

Как положительный пример подхода региональных властей к мониторингу затонувших плавсредств в Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре приводят Татарстан. Там на выделенные по решению президента республики средства уже проведено обследование брошенных и затонувших судов.

«Мы сделали водолазные отчеты, видеосъемки со сканера эхолота, то есть фрагменты совместно с экологами Татарстана — они делали обследование на предмет негативного воздействия на водную среду», — рассказал Паромов.

Спикер признается, что очистить реку от затонувших судов быстро не получится. На это нужны и большие ресурсы, и большие средства, а работа должна быть системной и рассчитана на несколько лет. «И, естественно, начинать нужно с самых востребованных для подъема судов, в любом случае, эффект будет положительный. Потому что мы понимаем, что есть затонувшие суда, которые наносят экологический вред», — добавил Паромов.

В погоне за сенсацией

В 2019 году СМИ разразились сенсацией: на пароходе «Генерал Коцебу» нашли картины Ивана Айвазовского, которые провели под водой  124 года с 1895 года! Впрочем, принадлежат ли картины кисти великого мариниста учёным ещё предстоит выяснить. Обывателям кажется, что за каждым затонувшим судном стоит сенсация, что, мягко говоря, не совсем так.

— Археологи всякой научной проблемой занимаются длительное время, — говорит заместитель директора Черноморского центра подводных исследований Виктор Вахонеев. — К примеру, один археологический памятник можно раскапывать всю свою жизнь. И за эту жизнь один или два раза можно сделать какую-то сенсацию. Даже если археологи не находят в этом полевом сезоне чего-то, это совсем не означает, что не было сделано какое-то открытие. Мы сделали открытие, что здесь ничего не тонуло, к примеру. Дело в том, что за границей есть такое определение «Treasure hunter» — охотники за сокровищами. И вот они как раз стремятся к каким-то сенсациям. Мы же, открыв какой-то корабль, начинаем его планомерно исследовать многие и многие годы. Мы ставим целью качество проведённых исследований, а не их количество, — подчёркивает учёный.

Несухие цифры. Сколько объектов находится на дне Чёрного моря?

Летом 2015 года на глубине 80 метров у берегов Балаклавы в Крыму подводные археологи обнаружили остатки деревянного корабля, который относится к периоду средневековья. На корабле хорошо сохранился груз амфор. Таких находок вдоль крымского побережья — сотни. Многие суда ещё ждут своего часа, поскольку подводная археология — наука достаточно молодая.

— По нашим предварительным подсчётам, — говорит заместитель директора Черноморского центра подводных исследований Виктор Вахонеев, — у побережья Крыма затонуло чуть больше 2000 объектов. С древнейших времён до конца Великой Отечественной войны. Большая их часть — в XX веке: это корабли, суда и самолёты периода Первой мировой войны, Гражданской войны в России и Великой Отечественной. По ним более-менее статистика понятна, потому что есть архивные данные. А все кораблекрушения ранее XVIII века в источниках нам неизвестны. Но при этом ежегодно учёные и страстные дайверы совершают всё новые и новые открытия. К примеру, в последние годы в акватории Крыма на больших глубинах найдено несколько объектов кораблекрушений Византийского периода, средневековых. Из тех, что найдены, у нас осмотрено чуть больше сотни, археологически изучено чуть больше десятка, — резюмирует учёный.

Подъем грузов, ныряние, рифы, охота и рыбалка в Лост Арк

Затонувшие корабли

Так называемые рифы – основной источник Древних камней маны (до обновления Рохэндель в Лост Арк они назывались «Старинный амулет»), нужных для покупки «Песни Резонанса». Жетоны Гивэны и Процея, реакторы ПТ-7, рунные коробки, эскизы гравировок и многое другое тоже можно найти, обшарив затонувший корабль.

Искать их лучше всего в опасных водах, вдали от оживленных морских путей, меняя каналы и взяв наградного моряка (вместе с Каравеллой) за семена мококо. У него 3-й уровень умения подрыва рифов, а чем выше уровень, тем существеннее будет добыча.

Рыбалка

Для рыбалки лучше всего подойдет Джонка. Укомплектуйте команду матросами, повышающими уровень рыбалки, и исследуйте Мутные воды под Ардетайном или неподалеку от Рохэнделя.

Добычу можно менять в любом порту на «Джонке гильдии рыбаков», получая довольно ценные призы за свой улов.

Джонка рыбаков и Каравелла гарпунеров меняются в портах каждые десять минут.

Но по сути рыбалка – это фарм пиратских дублонов. На рыбалку есть еженедельное задание Эфонского союза «Золотой рыболовный участок». Для него необязательно искать именно золотые лунки, достаточно синих и фиолетовых.

Гарпунная охота, карта морских существ

Гарпунная охота – один из источников сбора «Беспокойных душ», падающих с морских существ, за которые на острове «Маяк звездного света» можно купить некоторые классовые гравировки и моряков на корабль-призрак, а также фарм пиратских дублонов.

На фарм марлинов неподалеку от Йона нужно купить двух универсальных моряков: Китобой Эвид (порт Йона, 1500 дублонов) и Висельник Дилан (остров Наварос, 4000 дублонов), и нужен корабль с устойчивостью к штормам.

Трофеи (в том числе и редкие «Эссенции океана») можно обменять в любом порту на Каравелле гильдии гарпунеров. Лучшие места для одиночной гарпунной охоты – акулы в водах между Берном и Лютерией, ближе к завесе Процея, скаты в Мертвых морях.

Еженедельные задания Эфонского союза на гарпунную охоту разнообразны. Нужно «лопнуть» 30 медуз в океанах Гивэны или Проциона, настрелять три десятка любых акул.

Большие оранжевые медузы водятся в Лост Арк вокруг Флече (море Гивэны), а большие зеленые (море Процея) – ниже острова Наруни между морем Сирен и Штормовыми водами.

Поиск подводных сокровищ

С помощью поиска подводных сокровищ из лунок синих, фиолетовых и золотых можно добыть два сердца великана. Но в основном это лучший способ фарма пиратских дублонов, 7-13 с каждой точки, что-то другое из лунок дайвинга падает редко.

Если ваш уровень экипировки 545+ к нырянию в море Процея добавляется приятный бонус в виде небольшого количества соляритов.

Для поиска подводных сокровищ лучше всего приспособлен Галеон, и будет замечательно, если вы улучшите его до 5-6 уровня, прокачаете репутацию с губернатором форта Ройял и посадите его на свой корабль в качестве матроса, чтобы ходить в штормах, как в обычных водах.

Нырять лучше всего в Штормовых морях, самое «щедрое» – море на востоке от Лютерии, где находится остров Свободы. В морях Сирен тоже немало нужных лунок.

Еженедельное задание Эфонского союза называется «Подводное исследование» – нужно успешно достать сокровища 60 раз. Будьте внимательны при получении задания – целью может быть дайвинг в море Проциона, а ныряние в океане Гивэны не будет засчитываться.

Подъем затонувших грузов

Сундуки – пожалуй, один из самых выгодных видов деятельности в море. Рунные сундучки, редкие и обычные игральные карты мира Лост Арк, которые можно продать на аукционе, множество «хлама», который можно сдать вендорам за неплохие суммы серебра. Из синих и выше лунок добывается одно сердце великана.

Для подъема сундуков, пожалуй, лучшим вариантом является ледокол. На него нужно посадить Гретту, контракт с которой покупается за 200 древних камней маны на обоих круизных лайнерах или у торговца Алексиус на острове Наварос.

Для дополнительной награды и увеличения расхода удачи в два раза приобретите Контракт моряка: наемница Нелл в гавани Шувьерда на купеческом корабле за 600 дублонов.

С обновлением Рохэндель подъем затонувших грузов стал не только выгодным делом, но и лучшим способом быстро потратить очки удачи. В обычном море неподалеку от берегов Рохэнделя обычные зеленые лунки дают очень ценные награды, включая «золотые» чертежи, которые раньше можно было получить лишь с фиолетовых точек.

Погибаю, но не сдаюсь!

Чтобы сохранить видимость соблюдения условий Брестского мира, Москва одновременно с секретной директивой отправила в Новороссийск и другую – несекретную, в которой предписывалось отвести флот в Севастополь. Оставшийся после отъезда вице-адмирала Саблина в Москву старшим офицером флота командир линкора «Воля» капитан первого ранга Александр Тихменев решил озвучить морякам оба требования. Но тем самым только усугубил разброд и шатание. Все громче стали раздаваться голоса тех, кто хотел сохранить корабли любой ценой, в том числе и ценой позора. Но в противовес им, как писал в своей книге «Правда о гибели Черноморского флота» бывший командир эсминца «Керчь» Владимир Кукель,

Но этим офицерам не удалось переломить ситуацию. 14 июня капитан первого ранга Александра Тихменев приказал командирам кораблей проголосовать за поход в Севастополь или затопление в Новороссийске. Формально большинство выступило за первый вариант, и уже 16 июня был отдан приказ разводить пары. Это распоряжение окончательно раскололо укрывшиеся в Новороссийске остатки Черноморского флота. В итоге в ночь на 17 июня в сторону Севастополя ушли линкор «Воля», шесть эсминцев, вспомогательный крейсер «Троян» и плавбаза «Креста». Перед выходом их экипажам пришлось пережить неприятные минуты. На эсминце «Керчь» был поднят сигнал: «Судам, идущим в Севастополь: позор изменникам России!» После этого оставшиеся на новороссийском рейде корабли начали готовиться к затоплению…

Утром 18 июня в Новороссийск прибыл из Москвы заместитель наркома по военным и морским делам Федор Раскольников с единственной целью: руководить затоплением остатков Черноморского флота. Поскольку за время стоянки в новороссийской гавани подавляющее большинство матросов и многие офицеры попросту дезертировали, вывести далеко в море оставшиеся корабли было невозможно, их решили топить прямо на рейде. Команду удалось сохранить только на эсминце «Керчь»: именно его командир и стал ответственным за проведение операции.

Она началась в 16.00 с поднятия на всех кораблях и судах Черноморского флота, выстроившихся в Новороссийской бухте, сигнала «Погибаю, но не сдаюсь!». После этого «Керчь» выпустила торпеду по эсминцу «Фидониси», что стало сигналом для остальных вымпелов: на них остатки команд подорвали основные механизмы и открыли кингстоны. А «Керчь» ушла к «Свободной России», чтобы своими торпедами потопить и ее. Правда, сделать это удалось далеко не с первой попытки. Из двух первых торпед в цель попала только одна, взорвавшись под боевой рубкой. Тогда «Керчь» выпустила третью, попавшую в корму линкора, но и это не пустило бывшую «Императрицу Екатерину Великую» на дно. Четвертая торпеда взорвалась в районе кормовой башни главного калибра, тоже не причинив кораблю видимых повреждений, пятая и вовсе вошла в режим циркуляции и повернула на обратный курс. И только шестым выстрелом «Керчь» сумела, пробив корпус, уничтожить сопротивлявшийся гибели линкор.

Завершив свою трагическую работу, экипаж эсминца «Керчь» оставил бухту, ставшую братской могилой для кораблей Черноморского флота, и увел свой корабль в Туапсе, где и затопил его 19 июня 1918 года. В тот же самый день линкор «Воля» в сопровождении шести эсминцев вошел в бухту Севастополя и сдался немцам, которые тут же подняли на кораблях свои военно-морские флаги. Это действительно была «черноморская Цусима», по степени позора сравнимая со сдачей кораблей отряда 2-й флотилии Тихого океана контр-адмиралом Николаем Небогатовым в 1905 году.

… Линкор «Свободная Россия» и эсминец «Громкий» до сих пор лежат на дне Новороссийской бухты. Остальные корабли и суда полностью или частично были подняты, некоторые из них даже приняли участие в Великой Отечественной войне и с честью погибли. А суда, сданные немцам в Севастополе, в конце концов оказались во французской Бизерте, откуда им так и не довелось вернуться на родину.

«Мэри Роуз»

Судну «Мэри Роуз» около 500 лет. После его постройки английский король Генрих VIII поэтично назвал его «самым чистым цветком из когда-либо плававших кораблей». Но уже год спустя, в 1545 году «цветок» успел поучаствовать в трёх войнах, увеличился в размере и был модернизирован. Ему предстояло сразиться с французской флотилией возле острова Уайт. Но англичане перестарались, нашпиговывая его тяжёлыми пушками, в результате чего он сидел слишком низко в воде, а когда дал крен под воздействием ветра, то черпнул воду нижней палубой и затонул.
Глубина в данном месте была всего 12 метров, поэтому поначалу «Мэри Роуз» было отлично видно с поверхности. Предполагают, что вместе с кораблём на дно ушли примерно 700 матросов. Затем местоположение корабля было потеряно и найдено вновь лишь в 1970 году. В 1982 году британцы подняли обломки судна со дна, восстановили, и теперь его реконструкция выставляется в музее города Портсмут.

«Аризона»

Этот американский военный корабль, построенный в начале ХХ века,  был потоплен при атаке японцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года. На его остове позже был установлен мемориал. На «Аризону» дружно напали 10 японских бомбардировщиков, которым удалось сделать 4 прямых попадания. Шансов выжить у линкора не было, поскольку одна из бомб угодила в отсек с боеприпасами. В результате произошёл чудовищный взрыв, взрывная волна от которого потушила пламя на горящем невдалеке судне «Вестал».
В этот мрачный для Америки день погибло 1177 моряков «Аризоны», что составляет примерно половину всех жертв той знаменитой атаки на Перл-Харбор. Из затопленного моторного отсека корабля до сих пор ежедневно вверх всплывают пузыри машинного масла, образуя на поверхности радужные пятна, которые демонстрируют отдыхающим на Гавайях туристам.

О месте Затонувший корабль Лара

Одним из самых привлекательных мест для дайвинга в Египте считается затонувший корабль Лара вблизи острова Тиран. Этот остров находится неподалеку от города Шарм-эль-Шейх в заливе Акаба. Он стал пристанищем для военной базы ООН и высадка на этот участок суши запрещена властями Египта. Однако подводный мир вблизи Тирана (который считается одним из красивейших в стране) целиком и полностью открыт для туристов.Последние гавани кораблей Следует отметить, что прибрежные территории острова стали последней пристанью не для одного затонувшего корабля. Все дело в том, что в проливе возле острова находятся 4 коралловых рифа: Гордон, Вудхаус, Томас и Джексон. Последний из них стал причиной затопления некогда кирпского судна «Лара». Подплывая к острову Тиран, сложно не заметить поднимающиеся из воды останки затонувших кораблей «Лара» и «Луллия», потерпевших крушение в один и тот же год. Они служат своеобразным ориентиром расположения рифов Джексон и Гордон, а также отправной точкой для погружения дайверов. Сейчас это разрушенные временем, ветром и водой каркасы некогда больших судов. В былые времена затонувший корабль «Лара» был огромной грузовой баржей с водоизмещение в 4752 тонны. Построен он был в Германии, а спущен на воду в 1956 году. В начале 80-х годов ныне затонувший корабль вблизи острова Тиран после отправления из порта Акаба налетел на риф Джексон. Существовала версия о том, что судно преднамеренно пустили на мель, чтобы получить внушительную страховку. Однако доказательств этому так и не нашлось. В середине 90-х годов затонувший корабль демонтировали и частично пустили на дно. Глядя на затонувший корабль «Лара» вблизи острова Тиран со стороны, может показаться, что он лежит на мелководье и под его разрушенным каркасом уже не на что смотреть. Но это обманчивое впечатление. Водами пролива Акаба скрыты лестницы, гребной винт, большие секции и другие элементы огромного судна.Таинственный подводный мир Решив заняться подводными экскурсиями возле затонувшего корабля «Лара», следует понимать, что это место больше подходит для технического дайвинга. Для новичков, без соответствующей подготовки, подводные прогулки в этих местах могут оказаться крайне рискованными. Глубина погружения составляет от 25 до 60 метров. Под водой у затонувшего корабля «Лара» вблизи острова Тиран открывается таинственная и пленительная картина. В обросших водорослями и ставших постоянным убежищем для морских жителей огромных элементах смутно угадывается творение человеческих рук. Морские глубины, приняв в свой плен останки судна, потерпевшего крушение, превратили их в причудливые коралловые островки. От старых, покрывшихся ржавчиной винтов и каркасов затонувшего корабля вблизи острова Тиран веет некой затерянной таинственностью. На фоне громадных элементов затонувшего корабля «Лара» человеческие фигурки дайверов кажутся крохотными. Путешествуя под водами залива неподалеку от острова Тиран, сложно не поддаться очаровательной красоте коралловых рифов и яркому разнообразию фауны в этих местах. На северной стороне рифа Джексон, там, где находятся останки затонувшего корабля «Лара», есть возможность наблюдать за жизнью такого представителя морских глубин, как акула молот. Дайвинг с этой стороны рифа возможен только в тихую погоду. Поскольку во время сильных вол и течений погружение здесь становится опасным. Любителям дайвинга погружение к затонувшему кораблю вблизи острова Тиран доставит массу удовольствия. А соприкосновение с тайной, сокрытой водами залива Акаба на протяжении более 30 лет, оставит в памяти неизгладимое впечатление.

И снова Крым

Противолодочный корабль «Очаков» был спущен на воду 30 апреля 1971 года в рамках проекта 1134-Б (или «Беркут-Б»). Всего в 1960—1970-х годах было построено семь таких кораблей — шесть из них в 2011 году признаны окончательно устаревшими и отправлены на слом, лишь БПК «Керчь», пройдя плановый ремонт, продолжил службу в российском ВМФ. «Очаков» же был выведен из состава флота и в течение трех последних лет с демонтированным вооружением стоял на вечном приколе в Севастополе. В ночь с 5 на 6 марта 2014 года он был отбуксирован к выходу из бухты озера Донузлав и затоплен; его огромный, 162-метровый корпус перекрыл узкий судоходный канал наполовину.


Ввиду того что затонувшие корабли являются привлекательными объектами для дайверов, в разных странах списанные суда иногда затапливают намеренно в качестве «парков развлечений». Наиболее известный прецедент — это затопление бывшего американского корабля слежения General Hoyt S. Vandenberg, спущенного на воду в 1943 году. В разных качествах, в том числе в роли кинематографического судна, он служил вплоть до 2008 года, а в 2009-м был затоплен у города Ки-Уэст (Флорида) в качестве развлекательного объекта для дайверов. Предварительно с него было снято все, что могло повредить туристам — от дверей, могущих стать ловушками, до проводки, — а затем он был подорван равномерно распределенными зарядами, что позволило опустить его на дно в горизонтальном положении.

Затопление корабля произвели с помощью взрыва — сперва корпус дестабилизировали, наполнив водой с помощью пожарного судна, а затем подорвали, благодаря чему судно легло на борт поперек канала в самой мелкой его части (глубиной 9−11 м). «Очаков» наполовину находится над водой, тем не менее его эвакуация — это сложнейшая инженерная операция.

Диверсия или полный туман?

Когда читаешь заявленную официальными представителями военных сил причину того, почему затонул российский корабль в Черном море, испытываешь недоумение, оторопь и стыд. Именно в такой последовательности. Оказывается, напичканный секретным электронным дорогим оборудованием военный корабль-разведчик не разглядел в тумане судно-скотовоз.

Может быть, поэтому так хочется верить Движению поддержки флота, которое заявило о возможной диверсии. По их мнению, «Лиман», который эффективно работал у берегов Сирии, вызывал недовольство американских военных сил, присутствовавших здесь же. Для того чтобы помешать разведчику появиться в конкретной точке в конкретный час, ему изощренно подставили под удар скотовоз. Адмирал В. Кравченко считает гибель «Лимана» событием из ряда вон выходящим.

В том, что в Черном море затонул российский корабль, есть только один неопровержимый факт: команда жива. Наверное, мы ничего и никогда больше не разглядим в этом тумане.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector