Национальный греческий костюм
Содержание:
Украшения
Золотые украшения в Афинском музее
Благодаря археологическим раскопкам учёным удалось получить довольно полное представление о древнегреческих ювелирных украшениях (коллекцией такого рода обладает, в частности, Государственный Эрмитаж).
Излюбленным украшением греческих женщин были ожерелья. Их составляли из бусин (золотых или выточенных из самоцветных камней) или чеканных пластинок, декорировали цветной эмалевой инкрустацией, переплетёнными цепочками, небольшими подвесками в виде бутонов, фигурок и розеток. Застёжки ожерелий обрамлялись мелкими жемчужинами. Красивые и изящные ожерелья были найдены в местах захоронения в Северной Греции, а также в некрополях античных городов Северного Причерноморья и при раскопках скифских курганов.
Популярным украшением были также серьги. Известно было не менее 17 различных типов серег, и мода на них довольно часто менялась, но самыми распространёнными обычно были серьги, состоявшие из двух элементов — диска и подвески. Поверхность диска покрывалась тонким филигранным узором, мельчайшей зернью, припаянными украшениями в виде розеток и пальметок, часто с цветной инкрустацией. Подвески были самой разнообразной формы — в виде летящих эротов, сидящих сфинксов, полумесяцев, женских головок и т. п. Зачастую подвеске придавали полулунную форму и прикрепляли к ней многочисленные переплетённые цепочки, которые, в свою очередь, заканчивались мелкими подвесками в виде бутонов цветов или вазочек.
Височные украшения, составляющие часть женского головного убора, создавались по тому же принципу, что и серьги, отличаясь от них только размерами.
Браслет с тритоном, держащим путти, 200 г. до н. э.
В моде были витые браслеты, иногда перетянутые жемчужной нитью или сплетённые из двух проволок и заканчивающиеся скульптурными изображениями животных или сказочных существ. Браслеты носили на руках (на запястьях и выше локтя), а также на лодыжках.
Ювелирные изделия в Элладе любили не только женщины, но и мужчины (исключение составляли спартанцы, которым законы запрещали украшать себя золотом и серебром). Представители сильного пола предпочитали массивные золотые перстни-печатки и лишь в особо торжественных случаях надевали золотые венки, а парадную одежду расшивали золотом. В греческих городах Малой Азии (вероятно, под влиянием обычаев соседних народов) мужчины носили даже серьги и браслеты.
Драгоценные украшения не только подчёркивали красоту владельца, но и указывали на его социальное и материальное положение. Золото дарилось по случаю рождения ребёнка, служило свадебным или любовным подарком. Существовало поверье, что золото обладает особой магической силой и способно защитить от различных напастей. Древние греки помещали золотые украшения и в погребения, стремясь тем самым воздать последние почести умершему и отогнать от него злые силы. Помимо ювелирных изделий, которыми усопший пользовался при жизни, в захоронения обычно клали золотые венки, сосуды, нагубники, наглазники, а также погребальные
маски, закрывавшие лицо покойного.
Мужчины в классический период не носили никаких украшений, кроме колец на пальцах. У Ксенофонта шпиона-лидийца опознали по проколотым мочкам ушей (Анабасис).
Одежда
Одеяния античных греков сильно отличаются от современного греческого костюма. Это объясняется влиянием других культур, постоянно проникающих на земли, заселенные греками. В древности наряды были очень простыми. Мужчины и женщины носили свободные туники, подпоясывая их или оставляя материал спадающим вниз. Ткань скреплялась у плечей, образовывая драпировку. Женские туники были длиной до пола, они красиво облегали фигуру, подчеркивая все ее прелести. Мужские хитоны представляли собой более короткие одеяния с простым горизонтальным кроем. Головные уборы отсутствовали, их заменяли повязкой, сдерживающей волосы. На ногах носили сандалии. Современный национальный костюм имеет несколько вариантов. Праздничная одежда мужчин включает такие элементы:
- Белая рубашка с широкими рукавами, воротником-стойкой.
- Черные, темно-синие брюки, широкие в бедрах и зауженные к низу.
- Широкий длинный пояс.
- Жилет темного оттенка, иногда украшенный отделкой.
- Небольшая круглая шапочка из мягкого материала.
Это традиционный мужской наряд, который может отличаться в зависимости от региона. В некоторых областях мужчины носят укороченные широкие штаны, наподобие шаровар. На шею иногда повязывают яркий платок.
Национальные женские костюмы напоминают народную одежду многих европейских стран. Они состоят из блузы-рубашки с длинным рукавом, расклешенной юбки, передника. Воротник, края рукавов, полочки блузы украшается вышивкой, шитьем, лентами. Юбки могут быть разных цветов: белые, красные, зеленые, синие. В некоторых регионах под низ надевается платье из тонкого материала, а на него сарафан с приталенным лифом и широкой нижней частью. Поверх блузы носят короткий жакет, украшенный золотистой тесьмой, расшитый узорами. Обувь — туфли на низком каблуке.
Девушки носят сложный головной убор, который представляет собой особым образом завязанный платок, украшенный бусами, монисто, цветами. Также его декорируют бахромой, кистями, вышивкой. Костюм дополняется большим количеством украшений. Это монисто, браслеты, во множестве надетые на каждую руку, подвески, серьги.
Очень интересный и необычный парадный костюм имеют военные, служащие в Национальной гвардии. Он сильно отличается от армейской одежды других стран. Верх костюма составляет рубашка белого цвета с непомерно широкими рукавами. Своей пышностью они напоминают женские праздничные платья. Поверх рубашки надевается укороченная безрукавка, вся расшитая золотистым гарусом или тесьмой. Спереди она плотно застегнута на пуговицы.
Самая необычная деталь гвардейского костюма — широкая плиссированная юбка. Ее длина — гораздо выше колен. Она называется «фустанелла». Костюм Фустанелла Цолиас традиционно носят политики и воины Греции. Считается, что такая одежда происходит от римской тоги, подобие которой носили древние греки. Юбка имеет 400 складок, что символизирует 400 лет османского ига. Обувью служат туфли на плоской подошве с гигантскими помпонами. Каждая туфля весит до 5 кг. Подошвы подкованы металлическими гвоздиками, для того чтобы шаги гвардейцев звонко звучали при соприкосновении стопы с мостовой.
Кроме того, все гвардейцы носят плотные белые гетры и длинные гольфы до колен такого же цвета. Вверху они стянуты черной резинкой с объемными кистями. Поверх юбки надет ремень с пряжкой. На голове — маленькая красная шапочка, с которой свисает длинный черный хвост из тонких веревочек, доходящий до пояса. Благодаря такому наряду, греческие воины на параде выглядят очень экстравагантно.
Украшения в древней Греции
Развитое ювелирное искусство позволяло грекам изготовлять сложные и элегантные изделия как для употребления в самой Элладе, так и для продажи в варварском мире (например Скифам), вкусы которого приходилось удовлетворять ремесленникам грекам. Вот почему в могильниках скифской знати в Северном Причерноморье встречается так много изделий эллинского производства. Мужчины эллины были крайне сдержанны в выборе украшений, они почти не носили драгоценностей. Максимум, на что хватало их воображения, — камень с гравировкой в простой оправе. Оттиск этой резной печати воспринимался как подпись владельца. В афинских лавках нельзя было найти ни одного мужского ожерелья или браслета.
Совсем иная картина представала в колониях, соприкасавшихся с варварским миром. Здесь богатые горожане Пантикапея или Ольвии под влиянием местной культуры поддавались желанию выглядеть не менее импозантно, чем заезжие кочевые царьки. Знать варварских племен в свою очередь перенимала обычаи греков, эллинизировалась, не отказываясь при этом от страсти к золотым украшениям. Для них греческие ремесленники выполняли ожерелья, браслеты, перстни необычайной красоты и изящества.
Из гробницы Куль Оба близ Керчи или кургана Близнецы на территории древней Фанагории на Тамани при раскопках было извлечено множество ювелирных украшений греческой работы, дающих возможность судить об уровне мастерства золотых дел мастеров той эпохи. Они сопоставимы с украшениями, найденными в городе Фокее в Малой Азии. Например, колье из кургана Близнецы состоит из тройного ряда подвесок, постепенно увеличивающихся в размере. Оно застегивается замочком в виде львиных голов. При изготовлении этого украшения использованы чеканка по золоту, гравировка и пайка филигранных узоров. Круглые пояски больших подвесок в промежутках узора были заполнены синей эмалью, которая подчеркивала блеск темного золота. Другое ожерелье в виде гривны представляет собой золотой перекрученный жгут, с двух сторон заканчивающийся фигурками лошадей с сидящими на них всадниками скифами. Оба украшения мужские и принадлежали явно не эллинам.
Что же касается женщин Греции, то как в Элладе, так и на периферии греческого мира они отличались неудержимым желанием щеголять драгоценностями. Исключительно изящны греческие серьги, цепочки, браслеты, диадемы, пояса, шпильки для волос. Чаще всего браслеты состояли из скрученной проволоки, оба конца которой украшали кольцами с орнаментом и цветной эмалью. Один из таких браслетов IV в. до н. э. найден в Херсонесе, в его кольца впаяны два сфинкса с распущенными крыльями. Другой браслет выглядит как плоское золотое кольцо, к нему на шарнирах прикреплена золотая пластинка с изображениями лежащих львов. Браслет украшен девятью крупными гранатами и чеканными цветами колокольчика. Техника изготовления цепочек не изменилась с тех далеких времен. На Кипре найдены цепочки в виде шнура и плоской тесьмы из пяти рядов колец.
Пояса играли в греческом костюме огромную роль. Один из них, обнаруженный на Итаке, представляет собой золотую ленту с пряжкой, инкрустированной аметистами. С каждой стороны к пряжке прикреплены по три шнурка, украшенных гранатами, их поддерживают золотые маски фавнов.
Женская одежда в Древней Греции
Женской одеждой для гречанки являлась туника. Это мягкая и тяжелая одежда, представляющая собой разновидность хитона. Туника струилась и спадала до самых пят.
Обычно женские одежды были белого цвета с использованием цветной каймы. Туника подпоясывалась, а драпировку формировали самыми различными способами
Это было настолько важно, что складки крахмалили и утюжили
Идеалом женской красоты были златокудрые волосы, голубые глаза и светлая кожа при правильных чертах лица и прямом носе.
Незамужние девушки носили пояс на талии, а выходя замуж – под грудью. Кстати, вы можете почитать, как выдавали замуж в Древней Греции.
Когда женщина выходила из дому, она надевала гиматий, верх которого можно было набрасывать и на голову. Гиматий обычно был белого или розового цвета с красной или черной каймой. Гиматий носили по-разному, в зависимости от погодных условий и времени суток. Иногда такой плащ мог играть роль обычного шарфа, а иногда гречанка могла закутаться в гиматий полностью.
В Древней Греции женщины часто пользовались голубыми веерами в форме лотоса.
Гречанки носили как короткие стрижки, так и длинные волосы. Если это была короткая стрижка, то ее украшали лентой или обручем. Традиционной женской прической был греческий узел, который используется и сегодня. Волосы расчесывались на пробор, завивались волнами и низко спускались на лоб, а на затылке завязывались в узел.
Среди украшений для волос в обиходе были сеточки из шнуров, шпильки, диадемы и гребни.
Ювелирные украшения особенно ценились у богатых слоев населения. Часто, наряду с богатыми одеждами, именно украшения подчеркивали статус и отличие человека в положении от бедняка.
Ценились ожерелья, пряжки, серьги, перстни, украшения для волос с камнями и драгоценными металлами.
Нужно отметить, что одежда древних греков из бедных слоев населения повторяла костюм богатых людей, но была меньшей по объему, более дешевой по качеству и не так дорого украшенной.
Рабыни в Древней Греции носили преимущественно костюмы, которые были характерны для их родного края.
Жилище
Древнегреческие дома представляли собой примитивные строения. Они были глинобитные или сложенные из кирпича-сырца. Плоскую крышу крыли тростником, соломой. Постройки имели один этаж, одну небольшую комнату. Она разделялась на мужскую и женскую половины. Маленькие окна выходили во двор. Стена, обращенная на улицу, окон не имела. Жилища в городе располагались хаотично, без всякой планировки. Улочки имели извилистый вид. Часто по ним нельзя было пройти, чтобы не задеть чью-то открытую дверь. Канализация и водопровод отсутствовали. Воду приносили в кувшинах с источника. Пищу готовили на свежем воздухе.
Обстановка в доме была бедной, с минимальным наличием предметов быта. Часто единственной мебелью становилось ложе. Находясь на нем спали, отдыхали, писали, разговаривали с гостями. Древние греки ели, пили вино полулежа. Вещи хранили в сундуках, корзинах. Из утвари имелась глиняная или железная посуда. На стенах висело оружие. Таким же образом жили и богатые люди. С течением времени жилье богачей стало приобретать другие черты. Дома стали делать гораздо просторнее, с широким входом, который вел во двор. Через арки двора можно было попасть в комнаты. Главная из них принадлежала мужчине — главе семьи. Жена имела свою комнату. Отдельно располагались спальни, комнаты для гостей, кладовки. В богатых домах делали погреба для хранения продуктов и вин. Неподалеку располагалась баня. Переходы между комнатами не имели дверей, их закрывали тканями.
В городах жилье строили двухэтажным. Верхние комнаты сдавали внаем. В деревнях все было гораздо проще. Жилища долгое время строили без фундамента и потолка. Полом служила утоптанная земля. Окна на ночь закрывали досками. Еду готовили внутри дома, в очаге, сложенном из камня. В одной комнате жили, спали, ели, держали припасы. Сюда же брали на ночь домашнюю птицу. У древних греков имелись частные и общие бани. Первые были доступны только богатым, но в общественных могли мыться бедные граждане за небольшую плату. В бане делали не только душ, но и ванны. В некоторых даже проектировалась проточная вода. Мыло заменяла сода, смешанная с глиной. Также тело натирали маслами.
Аксессуары
В древние времена в начале 5 в. до н.э. среди женщин считалось недопустимым выставлять на показ свое богатство. Но по мере того, как росло богатство и увеличивалось имущественное расслоение древнегреческого общества, все меньше оставалось последовательниц таких древних обычаев.
Форма и линии женской прически всегда гармонировали с одеждой. Высокоразвитое чувство красоты, большая наблюдательность, художественный вкус, открыли грекам все те приемы, которые могли сделать женщину более красивой. Это было не только использование подкладок и высоких толстых подошв, но и форма прически. Поднятые на затылке волосы – от чего шея казалась длинней. Пряди волос спереди низко закрывали лоб (высокий лоб у женщин греки не считали признаком красоты). Расположение волн завитых волос перекликалось с драпировками одежды. Прически были разнообразны, но подчинялись единому композиционному принципу.
Сандалии женщин были более мягкими, чем у мужчин. Кроме сандалий гречанки носили шнурованные башмаки из красной кожи, плотно облегавшие ноги.
Благодаря многочисленным археологическим раскопкам мы имеем представление об украшениях, которые носили гречанки. Тончайшая ювелирная работа – диадемы, шпильки, сетки для волос из золотой и серебряной проволоки, серьги – достигла в Древней Греции совершенства. Тонкие и изящные они оттеняли красоту дочерей Эллады, облик которых долгое время был идеалом красоты для европейцев…»
<<след. пред.>>
Прически в древней Греции
Прически жителей Греции, которые запечатлены на вазах и фресках, поражают своим многообразием. Ассирийские моды господствовали во времена архаики. Волосы в этот период также предпочитали не стричь, а тщательно завивать, а потом переплетать между собой. По критской моде, юноши предпочитали носить волосы, которые разделяли на пряди, по длине доходившие до локтей.
Мужчины Греции носили длинные и густые бороды. Они шли от висков к щекам и сильно выступали вперед, оставляя полосу вокруг рта свободной. Зачастую бороду выстригали так, чтобы она топорщилась книзу гребешком, и завивали. Густая борода у греков считалась признаком мужественности ее носителя. Однако после Греко-Персидской войны ее начали несколько укорачивать, а с периода Александра Македонского греки вообще предпочитали бриться. Впрочем, эллинам бритва была известна еще с микенского периода. Позже некоторые афинские модники, еще во времена Перикла, выщипывали или брили волосы, за что и подвергались осмеянию горожанами.
Долгое время длинные волосы считались признаком знатного происхождения. Однако к 4 веку до нашей эры мужское население стало остригать волосы сравнительно коротко так, чтобы они могли лежать вокруг головы естественными кудрями. Локоны оставляли только детям, а пока юноша обучался в гимназии, короткая прическа была обязательна. Позднее, когда он становился гражданином, в его воле было выбирать любую длину, и в большинстве случаев останавливались на средней.
В Греции существовало множество вариантов женской прически. После войн с персами они утратили ту громоздкость, которой славились на востоке. Спартанские девушки носили длинные волосы, не заплетенные в прическу, но в день свадьбы им приходилось обривать голову. В иных регионах волосы завязывали на затылке узлом, зачесывали наверх, укрепляя венком или несколькими витками ленты, укорачивали сзади и прятали в некоторое подобие сетки или сумки.
С помощью растительных веществ волосы красили и осветляли в золотистый цвет. Редко достижимым идеалом были белые локоны. Однако большинству греческих модниц приходилось быть довольными тем или иным оттенком рыжего цвета волос. Для завивки использовали щипцы.
Как показывают раскопки, в Афинах было множество парикмахерских. Там волосы не только красили, стригли и завивали, но и душили. Кроме того, могли заказать парик или же прикрепить к прическе искусственные пряди. Чужие локоны – один из самых ходовых товаров всей Греции, кроме Спарты. Там женщины славились своими густыми прическами.
Общая характеристика костюма
История древнегреческого античного общества начинается с 11 в. до н. э. со времени переселения в Грецию дорийского племени. С 11 по 8 в.в. до н. э. произошел распад первобытнообщинного строя греческих племен, возникла частная собственность, родовая аристократия. Постепенно сложились рабовладельческие отношения. Этот период называют гомеровским (архаическим), поскольку он воспет в бессмертных поэтичных творениях Гомера «Эллада» и «Одиссей», в которых изображены условия жизни дорийских греков.
7 — 6 вв. до н. э. считаются в истории искусств Древней Греции периодом ранней и зрелой классики, «золотым веком», периодом расцвета рабовладельческой демократии.
5 — 4 вв. до н.э. – это период расцвета античного искусства, который часто называют эпохой Перикла.
После восстановления над Грецией гегемонии Македонии (3 в. до н.э.) и военных походов А. Македонского появляются первые признаки спада древнегреческой античной культуры. Распространение античной культуры на восток и запад сопровождалось одновременно и ее распадом под влиянием культуры завоеванных государств. В 1 в. до н.э. Греция утратила свою политическую независимость и стала римской провинцией, а с покорением Римом основной части эллинского востока заканчивается самостоятельная история древнегреческой античной культуры. Этот период носит название эллинского периода. Хронологически он отсчитывается с конца 4 в. до н. э. и до конца 1 в. до н.э.
Древнегреческие полисы представляли собой рабовладельческое общество. Широкие слои вольных граждан, которые назывались дэмос, имели доступ к управлению полисами. Поэтому этот режим носил название рабовладельческой демократии. Примером такого полиса были Афины (5 в. до н. э.). Особый строй рабовладельческой демократии создал условия для мощного развития античной культуры, которая в дальнейшем оказала большое влияние на всю будущую культуру человечества. Именно в этом общественном строе получило развитие научное познание мира с помощью философских наук и сформировалось жизнеутверждающее оптимистическое мировоззрение, которое основывалось на идеях физической и духовной культуры человека, свободы и гражданской доблести.
В тесной зависимости от этих особенностей общественного строя развивался древнегреческий костюм. Свои основные национальные особенности древнегреческий костюм неизменно сберегал до эллинского периода. После этого он начал постепенно видоизменятся за счет влияния восточных культур и культуры Древнего Рима. На начало н.э. древнегреческий костюм утратил свою самобытность и слился с римским костюмом. Представление о человеческом теле, как о гармонии красоты в природе, глубокое понимание его пластических форм и высокоразвитая физическая культура тела, обусловили древнегреческий стиль, заключающийся в гармонии ткани и форм человеческого тела, подчеркнутой естественности и пропорциональности фигуры.
Первым древнегреческим костюмом была обертывающая и драпирующая одежда. Этот вид одежды приобретал формы лишь после ее драпировки на фигуре человека. Одежда закреплялась разными способами. Сначала без помощи иголки и нитки, а различными заколками, узлами, бляхами, фибулами. Прямоугольные куски ткани драпировались свободно, создавая просторную, не прилегающую, не мешающую движениям, одежду. Пояс чаще одевался для поддерживания одежды, для более мягкой драпировки складок, нежели чем для стягивания фигуры. Даже своеобразный бандаж с тончайшей кожи – стафион (широкая нагрудная повязка) у гречанок был способом для подчеркивания фигуры. Вся красота древнегреческого костюма заключалась в свободно и мягко спадающих скульптурных складках, которые подчеркивали общие контуры тела, одновременно скрывая его недостатки.
В античном костюме главную роль играл культ красоты и гармонии тела. Поэтому его оголенность не вызывала чувства стыда и неприличия. Костюм сам по себе не имел особого значения, а был лишь дополнением к обнаженному телу. Не нарушая меры пристойности, древнегреческий костюм мог оголять руки, плечи, ноги, и даже бедра.
Мужской и женский древнегреческий костюм в своей основе были практически идентичны. Даже способы драпировки мало, чем отличались. Социальные различия в костюме античности также были мало значимы.
Это интересно: 540,ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ (видео)
Женщины в греческой мифологии
О главенстве и былом величии женского начала можно судить по таким образам греческой мифологии, как Лето, Афина, Гера и Афродита.
С появлением культа богини любви происходит скачок в развитии искусства: в Древней Греции начинают уделять внимание изображению нагого тела в скульптуре, фресках и картинах. На первоначальном этапе богиня Афродита отличалась от остальных богов греческого пантеона тем, что она изображалась абсолютно обнаженной
Это была прекрасная дева с длинными волосами, похожими на жидкое золото, с тонкими и нежными чертами лица и глазами изумрудного цвета. К тому же она обладала вечной юностью и была грациозна и изящна, словно лань.
Женская одежда древних греков
Женщины древней Греции знали десятки способов, как превратить простые одежды, такие же, как у мужчин, в изысканный костюм. Туника — разновидность хитона — из мягкой, но тяжелой шерстяной ткани ниспадала до пят. Обычно ее делали белой, с цветной каймой. Тунику стягивали поясом, который удерживал складки, драпируемые множеством способов. Их тщательно фиксировали при помощи крахмала и утюгов. Девушки носили пояс на талии, замужние женщины — под грудью. Настоящим искусством считалось умение так шнуровать сандалии, чтобы ножка казалась почти голой. Когда женщины выходили из дому, они накидывали поверх туники гиматий, край которого можно было набросить на голову. Самыми популярными расцветками в классическую эпоху были белый и розовый с контрастной черной или красной каймой. Рисунки на вазах и терракотовые фигурки демонстрируют бесконечное множество вариантов ношения гиматия. В жаркую погоду это был не более чем шарф, перекинутый сзади через согнутые в локтях руки. Но при желании эллинка могла закутаться в него целиком так, что даже часть лица, по фиванской моде, оказывалась скрытой. Знали гречанки и веера в форме листа лотоса, обычно голубого цвета.
Свободная одежда греков предоставляла большой простор для всевозможных уловок по моделированию фигуры. Под тунику подшивались специальные вставки из материи, чтобы сделать бедра округлыми, а грудь пышной. Выпуклый живот могли плотно перетянуть полосами льняного холста. Высокие женщины древней Греции носили обувь на очень тонкой подошве, а низенькие, напротив, на высокой.
Причёски
Вазопись, 5 в. до н. э.
Если головные уборы древних греков были просты и непритязательны, то причёски, напротив, отличались изысканностью. Парикмахерское искусство в то время достигло уже высокого уровня развития. Причёсывание, окрашивание волос, завивка производились специально обученными рабами — каламистрами, каждый из которых выполнял только одну определённую операцию.
Формы и линии причёсок всегда гармонировали с одеждой, создавая ощущение законченности и цельности внешнего облика.
В I в.до н. э. в моду вошли парики. Чтобы удовлетворить растущий спрос, на острове Лесбос были организованы специальные мастерские по изготовлению париков из натуральных женских волос. Тонко и тщательно выполненные изделия местных мастеров, несмотря на свою дороговизну, быстро завоевали рынки не только Древней Греции, но и многих других стран. У состоятельных людей было принято иметь по нескольку париков разного фасона и цвета для разных случаев.
Мужские причёски
Герма, 5 в. до н. э.
Согласно Фукидиду, писавшему в 420-х годах до н. э., афиняне из числа богатых «только недавно перестали носить льняные хитоны и укреплять себе волосы на голове в кробил с помощью золотых цикад» (I, 6, 3). Далее сообщается, что ионийцы использовали эту причёску дольше, чем афиняне.
Точное устройство упомянутой Фукидидом мужской причёски «кробил» неизвестно. По мнению исследователей XIX (19) века, это мог быть «высокий шиньон, собранный повязками на затылке или темени, или такая прическа, при которой волосы собирались на шее и стягивались повязкой либо металлическим обручем, или такая прическа, при которой две длинные косы заматывались в виде венка вокруг головы и завязывались на лбу в узел».
Некоторые современные исследователи определённо утверждают, что до персидских войн греческие мужчины делали причёски из длинных, тщательно завитых волос, которые спадали на плечи и спину или собирались в пучок. Очень распространена была причёска из кос, заплетённых за ушами. Косы в два ряда кольцом обвивали голову. При этом на лбу волосы укладывались в густую чёлку из мелких кольцеобразных или серповидных локонов.
В V—IV (5-4) вв.до н. э. вместо длинных волос мужчины стали носить аккуратные маленькие причёски из подстриженных крупно завитых кудрей. В особо торжественных случаях молодые люди укладывали локоны надо лбом наподобие банта (такая причёска называлась «цикада», возможно, из-за сходства с крылышками этого насекомого).
Густые вьющиеся волосы (желательно золотистые) и ухоженная борода служили лучшим украшением свободнорождённого эллина. Борода символизировала мужественность: её отпускали после 20 лет, предварительно посвятив первый юношеский пушок богам.
Первым, кто продолжал брить бороду и по достижении 30-летнего возраста, был Александр Македонский. Вскоре у него нашлось множество подражателей — и добровольных, и вынужденных (в армии воины были обязаны бриться), так что в конце концов бороды вышли из моды. После эпохи Александра греки, за исключением философов, бород уже не носили.
У спартанцев в классический период сохранялся запрет на стрижку волос и бороды даже в период войны, поэтому на надгробных стелах афинян времен Пелопоннесской войны поверженного спартанца всегда можно отличить по длинным волосам и бороде.
Женские причёски
Гречанка на картине Дж. У. Годварда, 1912
Свободные женщины всегда носили длинные волосы. Самой популярной женской причёской был так называемый «греческий узел». Для этой причёски волосы расчёсывали на прямой пробор, завивали волнами и низко спускали на лоб, так как по эстетическим канонам того времени лоб должен был быть невысоким (между бровями и волосами лоб открывался лишь на ширину двух пальцев). Далее волосы спускали вдоль щёк, а сзади приподнимали и на затылке скручивали в узел, скрепляя шпильками и узкими ленточками. Если узел волос располагался не на затылке, а около шеи, такую причёску называли «коримбос». Для причёски «лампадион» волосы собирали в пучок, придавая ему форму факела.
Оригинальную причёску ввела в моду в середине V в. до н. э. знаменитая афинская красавица — гетера Аспасия: завитые волосы укладывались крупными объёмными валиками вдоль головы ото лба до затылка, наподобие ломтиков дыни, и перевязывались двумя лентами.
Завитые волосы часто убирали в сетку из золочёных нитей. Завершало причёску изящное украшение — стефана, похожая на старинный русский кокошник, или калаф, напоминающий корону, или налобная повязка — диадема.
Рабыни, в отличие от свободных женщин, должны были коротко стричь волосы. Их подрезали примерно на уровне середины шеи, на лоб спускали чёлку.
Особенности греческого стиля в одежде (фото)
Современные дизайнеры не стремятся к слепому подражанию античным формам. Они лишь используют их в качестве базовой основы, украшая многочисленными деталями и разнообразными оттенками. Греческие платья и туники нередко имеют длинные рукава, глубокие фигурные декольте, обнаженные плечи.
Одежду шьют не только из традиционных шелка и льна, также широко используют атлас, ситец, шифон, муслин и прочие великолепные ткани. Вечерние наряды богато украшают многочисленными камнями, стразами, бусинами.
Характерные черты стиля в костюме для женщин:
Завышенная линия талии привлекает внимание к груди и визуально увеличивает ее размеры. Свободно струящиеся вдоль тела ткани оттеняют простые линии силуэта и скрывают изъяны телосложения
Свободно струящиеся вдоль тела ткани оттеняют простые линии силуэта и скрывают изъяны телосложения.
Длина изделий предпочтительна миди или макси.
Большое число драпировок, защипок, плиссированных складок умело создают изящные линии, мягко обтекающие женское тело.
Асимметричная пройма или неравномерная линия подола является эффектным элементом костюма.
Красочная палитра сформирована, в основном, из пастельных оттенков голубого, желтого, розового, белого цвета.
В качестве аксессуаров предлагаются золотые украшения или качественная сияющая бижутерия.