Адыгейская кухня
Содержание:
- РЕЦЕПТ ЧЕРКЕССКОЙ ХАЛВЫ ИЛИ ПО-КАБАРДИНСКИ ХЬЭЛЫУЭ ОЧЕНЬ ПРОСТ!
- Либжэ — мясо тушеное по-кабардински
- Религия
- Традиции рождения
- Лицуклибже. Мелко нарубленное мясо в сметанном соусе.
- Шхушыпс, чесночный соус
- Мужчины
- Адыгская кухня
- Еда
- Внешность
- Традиции адыгейской кухни
- МЯСО В СОБСТВЕННОМ СОКУ (ЛИЛИБЖ) / Адыгская кухня
- Традиции
- Жизнь
- Название
- Где живут, численность
- Топленое масло – 140 гр., мука – 435 гр., вода – 250 гр., сахар – 250 гр. Выход 868 гр.
РЕЦЕПТ ЧЕРКЕССКОЙ ХАЛВЫ ИЛИ ПО-КАБАРДИНСКИ ХЬЭЛЫУЭ ОЧЕНЬ ПРОСТ!
Для этого берем полкилограмма топленного масла, пшеничной муки до густоты замеса и сироп. Для приготовления сиропа нужно подогреть полстакана воды с полкилограммами сахара. Начинаем готовить халву… В казанке (или в неэмалированной посуде) распускаем топленное масло и доводим до кипения. В кипящее масло постепенно помешивая его деревянной лопаточкой засыпаем пшеничную муку, хорошо прожариваем ее в течение 15 минут (муку обжариваем пока не станет рассыпчатой). Затем снимаем с огня и добавляем постепенно сахарный сироп продолжая помешивать до образования равномерной густой массы. Снова ставим на очень маленький огонь и, вымешивая, жарим в течение нескольких минут. Готовую массу выкладываем…читать далее →
28.11.2015, 22:00cheftm_9
Либжэ — мясо тушеное по-кабардински
Обалденное мясо получается…
Баранину (говядину) режем на ровные кусочки.
Режем лук средними кусочками
(по объему столько же, сколько и мяса)
Морковь (1 большая) режем крупной соломкой
Мясо выкладываем на сковороду и заливаем
1 стаканом воды. Перчим красным перцем,
солим.Тушим пока не выпарится вода.
Как только вода выкипит, добавляем к мясу растительного
масла и лук. Перемешиваем. Поджариваем хорошенько.
Потом добавляем морковь, перемешиваем и поджариваем.
Теперь добавим ложку муки и ложку сметаны.
Тушим под крышкой (добавляя немного воды
при необходимости).
Наша задача — добиться густого и ароматного соуса.
Готово!
Кулинарная книга Алии
22.02.2015, 20:35cheftm_9
Религия
Древней религией этого народа является монотеизм — часть учения Хабзэ, которое регулировало все области жизни черкесов, определяло отношение людей друг к другу и окружающему миру. Люди поклонялись Солнцу и Золотому дереву, Воде и Огню, которые, по их верованиям, дарили жизнь, верили в бога Тхьа, которого считали создателем мира и законов в нем. У черкесов был целый пантеон героев нартского эпоса и ряд обычаев, которые своими корнями уходили в язычество.
С 6 века в Черкесии ведущей верой стало христианство. Исповедовали православие, небольшая часть народа приняла католичество. Таких людей называли «фреккардаши». Постепенно, с 15 века, началось принятие ислама, который является официальной религией черкесов. Ислам стал частью народного самосознания, и сегодня черкесы относятся к мусульманам суннитам.
Традиции рождения
У адыгейцев огромное количество ритуалов и обрядов связано с появлением в семье малыша. Сразу после родов над домом вывешивают флаг, символизирующий, что молодая мама и младенец в порядке. Если знамя однотонное, значит, на свет появился мальчик, пестрое – девочка.
До родов никакие вещи малышу не приобретали, считая это дурным знаком. Колыбельку из боярышника делал дедушка со стороны матери. Первой в нее клали кошку, чтобы младенец спал также крепко. |
Новорожденного в колыбель укладывает бабушка со стороны молодого отца. Если во время появления на свет младенца в доме был гость, ему давали право выбрать имя ребенку.
«Первый шаг» или «Встать на Землю»
Когда кроха начинал неумело топать, сразу устраивали торжество, на которое приглашали большое количество гостей. Накрывали праздничный стол с национальными кушаньями, устраивали забавные игры и конкурсы.
Ножки малыша перевязывали ленточкой, старшая женщина из рода перерезала ее со словами: «Расти сильным и здоровым». Обряд направлен на то, чтобы в будущем у дитя не было препятствий на жизненном пути.
В этот же день осуществлял ритуал, направленный на выбор профессии. На столе размещали разные предметы, от ручки до молотка
Затем дитя три раза подводят к нему, если он все время выбирает одно и то же это знак, на который стоит обратить внимание при определении с профессией
Обязательно к празднику пекут круглый хлеб на молоке. Его размещают на ритуальном столике с тремя ножками. Малыша аккуратно ставят на выпечку и вырезают контур стопы. Этот кусочек должен скушать виновник праздника, остатки хлеба раздают гостям.
«Первый раз побрить ребёнка»
Торжество проводят родители отца. До года детей не стригут, локоны с которыми они появились на свет именуют «мышиные волосики». После первого дня рождения согласно древним традициям их необходимо сбривать.
Для проведения ритуала приглашают покладистого человека, на коленях у бабушки кругом кладут веревочку и сажают на нее малыша. Если обряд проведен верно, то у ребенка будут кудряшки. Человек, выполняющий роль парикмахера, в дальнейшем становится неотъемлемой частью жизни мальчика (девочки) и помогает в сложных ситуациях.
«Первый зуб выпал»
Пока малыш не потеряет все молочные зубики, выбрасывать их строго запрещено. Выпавший резец вместе с кусочком древесного угля заворачивают в белую материю и перебрасывают через крышу избы.
Полет кулечка никто не отслеживает и в принципе неважно, перелетит он кровлю или приземлится прямо на нее
Лицуклибже. Мелко нарубленное мясо в сметанном соусе.
Вообще, простота приготовления и минимум продуктов, нужных для готовки блюд — особенность адыгской кухни, в чем ее плюс. Можно приготовить любое кабардинское блюдо как бы далеко ты не находился от дома
Режем мясо баранины на мелкие кусочки.
Наливаем в казан масло и бросаем туда нарезанную баранину.
После того, как оно немного поджарится, добавляем туда воду…
Еще через некоторое время крупно нарезанный лук.
Всыпаем муку, обжариваем ее до светло-желтого цвета, но ни в коем случае не пережариваем, иначе соус будет горчить.
Добавляем красный молотый перец, соль по вкусу.
Разводим полученный соус кипятком или бульоном, кладем сметану, перемешиваем.
Накрываем крышкой и ждем до полного приготовления.
Блюдо готово, можно смело пробовать) Желательно с пастой.
16.10.2017, 10:34cheftm_9
Восточная кухня
Шхушыпс, чесночный соус
Подобный соус весьма распространен во многих мировых кухнях. Чесночный соус на основе кислого молока (либо на натуральном йогурте) является традиционным для народов Кавказа. Его используют во время застолий и для различных национальных ритуалов. Каждая народность имеет свою вариацию этой заправки. В данном рецепте я взял за основу адыгский соус — «шхушыпс» («шху» — кислое молоко, «шыпс» — соус, подлива). К нему добавил зелень кинзы и ботву острого перца (это из осетинской кухни «цахтон»). Получившийся микс понравился не только мне.
ИНГРЕДИЕНТЫ
кислое молоко (йогурт натуральный либо кефир) — 100 г
сметана — 35 г
чеснок — 7 г
зелень кинзы – 2 веточки
молодой куст острого (горького) перца (с…читать далее →
04.09.2018, 13:45cheftm_14
Диетические
Мужчины
Адыгский мужчина — это прежде всего храбрый и бесстрашный войн. С раннего детства мальчиков учили владеть ножом, кинжалом, луком и стрелами. Каждый юноша обязан был заниматься разведением коней и уметь отлично держаться в седле. Черкесские воины с древности считались лучшими, поэтому часто выступали в качестве наемников. Охрана короля и королевы Иордании до сих пор состоит исключительно из представителей этой нации и продолжает носить на службе национальные костюмы.
Мужчин с детства учили сдержанности, скромности в бытовых желаниях: они должны были уметь жить в любых условиях. Считалось, что лучшая подушка для них — седло, а лучшее одеяло — бурка. Поэтому мужчины не сидели дома: они всегда были в походах или занимались хозяйственными делами. Среди других качеств адыгейцев стоит отметить упорство, целеустремленность, твердый характер, настойчивость. Они легко воодушевляются и делают все для достижения своих целей. Остро развито чувство собственного достоинства, почтение своей земли и традиций, поэтому в общении с ними стоит проявлять сдержанность, такт и уважение.
Адыгская кухня
Адыги – общее название многочисленной в прошлом группы родственных по происхождению племен, населявших северо-запад Кавказа.
Основное занятие адыгов – земледелие и скотоводство – непосредственно сказались на особенностях приготовления своеобразных блюд, в составе которых главенствующую роль занимает мясо (говядина, баранина, птица), молочные и растительные (крупа, мука) продукты. Благоприятный теплый климат позволил выращивать широкий ассортимент овощей и фруктов, которые употреблялись как в свежем, так и в сушеном, квашеном, маринованном виде.
С течением времени совершенствовались приемы обработки продуктов, расширялся ассортимент, улучшались вкусовые качества блюд. Благодаря…читать далее →
20.09.2016, 16:26cheftm_9
Восточная кухня
Еда
Традиционная адыгейская кухня состоит из молочных, мучных и мясных продуктов. В повседневной жизни ели вареную баранину с бульоном. Национальное блюдо из мяса птицы либжэ обязательно подавали с пикантным соусом шъыпс, сделанным на основе чеснока и острого перца.
Из молока делали творог, в который добавляли фрукты или зелень, готовили твердые и мягкие сыры. После московской Олимпиады 1980 года на весь мир стал знаменит адыгейский сыр, который специально для иностранных гостей брендировали и разместили на прилавках. Согласно легенде, рецепт сыра рассказал черкесской девушке бог скотоводства Амыш за то, что она во время бури спасла заблудившееся стадо овец.
Внешность
Черкесы храбрые, бесстрашные и мудрые люди. Очень почитают доблесть, щедрость и великодушие. Самый презренный порок для черкесов — это трусость. Представители этого народа высокие, стройные, с правильными чертами лица, темно-русыми волосами. Женщины всегда считались очень красивыми, отличались целомудрием. Взрослые черкесы были выносливыми воинами и безупречными наездниками, в совершенстве владели оружием, умели сражаться даже в высокогорьях.
Одежда
Основным элементом национального мужского костюма является черкеска, которая стала символом кавказского костюма. Покрой этого предмета одежды не изменился спустя столетия. В качестве головного убора мужчины носили «келпак», пошитый из мягкого меха, или башлык. На плечи надевали бурку из войлока. На ногах носили высокие или короткие сапоги, сандалии. Нательная одежда шилась из хлопчатобумажных тканей. Оружие черкеса — ружье, шашка, пистолет и кинжал. На черкеске по обеим сторонам есть кожаные гнезда для патронов, на поясе крепятся жирницы, сумочка с принадлежностями для очистки оружия.
Одежда черкесских женщин была довольно разнообразной, всегда богато украшалась. Женщины носили длинное платье, сшитое из кисеи или хлопка, короткое шелковое платье бешмет. До замужества девушки надевали корсет. Из головных уборов носили высокие шапки конусообразной формы, украшенные вышивкой, невысокие уборы цилиндрической формы из бархата или шелка, украшенные золотым шитьем. На голову невесты надевали вышитую шапочку, отороченную мехом, которую она должна была носить до рождения первенца. Снять ее мог только дядя супруга со стороны отца, но только в том случае, если он приносил новорожденному щедрые подарки, среди которых был скот или деньги. После вручения подарков шапочку снимали, после молодая мать надевала шелковый платок. Пожилые женщины носили платки из хлопчатобумажной ткани. Из украшений надевали браслеты, цепочки, кольца, разнообразные серьги. Серебряные элементы пришивали к платьям, кафтанам, украшали ими головные уборы.
Обувь производили из кожи или войлока. Летом женщины часто ходили босиком. Сафьяновые красные чувяки могли носить только девушки из дворянских семей. В Западной Черкесии был вид обуви с закрытым носом, сшитой из плотного материала, на деревянной подошве и небольшим каблуком. Люди из высших аристократических сословий носили сандалии из дерева, выполненные в форме скамеечки, с широким ремешком из материи или кожи.
Традиции адыгейской кухни
Адыги очень трепетно и уважительно относятся пище. Ни в коем случае нельзя поворачиваться спиной к столу. Если вдруг все встали и вышли со стола, то один человек (как правило старший) обязательно остается сидеть на месте, тем самым отдавая дань уважения столу. Этот народ, как и все кавказцы, очень гостеприимный, поэтому ни в коем случае нельзя отказываться от приглашения отобедать, в противном случае это может положить начало вашей вражде с хозяином.
На адыгейском столе всегда очень много мяса. Предпочтение эта нация отдает курице и баранине. Застольный этикет требует, чтобы первому подавали старшему из гостей, а затем старшему из хозяев и так далее по уменьшению возраста
Очень важно и какой частью курицы или баранины угощают, к примеру, лучшим кусочком курицы считается крыло, а баранины – курдюк
МЯСО В СОБСТВЕННОМ СОКУ (ЛИЛИБЖ) / Адыгская кухня
Адыгская кухня представляет Вашему вниманию отличную ароматную и сытную закуску к столу из мяса на скорую руку. Мякоть баранины или говядины, приготовленная по Адыгскому рецепту, сдобренная чесночком и пряностями, уже при приготовлении вызывает не реальный аппетит.
Состав:
Мякоть баранины или говядины – 500 гр.
Репчатый лук – одна головка
Топленое масло – 100 гр.
Соль с чесноком – по вкусу
Красный молотый перец – по вкусу
Сухая кинза – по вкусу
Вода
Если хотите, чтобы мясо приготовилось быстро и было максимально нежное, то Вам необходимо взять только свежее и молодое мясо на рынке или в специализированных магазинах. Мякоть баранины или говядины очистите от пленки и сухожилий, промойте под проточной холодной водой. Нарежьте порционными, но не слишком мелкими кусочками, пока отложите в сторону и займитесь другими продуктами
Очистите репчатый лук, промойте его и нашинкуйте. Натрите на мелкой терке чеснок или пропустите его через чеснокодавилку. Натертый чеснок положите в подходящую посуду и, добавив соли, тщательно разотрите соль с чесноком до образования однородной массы
Теперь перейдем к приготовлению мяса в собственном соку, так сказать начнем готовить жаркое по-Адыгейски. Для этого нам понадобится средняя сковорода. В сковороду закладываем топленое масло, разогреваем и добавляем нашинкованный репчатый лук. Время от времени помешивая, обжариваем лук до появления золотистого цвета. Как только лук приобрел нужный цвет, добавляем красный молотый перец и сухую кинзу, перемешиваем и обжариваем еще 1 минуту
Ароматная зажарка с пряностями готова и ждет мяса. Приготовленное мясо выкладываем в зажарку, хорошенько перемешайте мясо в сковороде, так, чтобы мясо покрылось со всех сторон зажаркой, а в процессе приготовления, впитала остроту перчика и ароматные свойства лука и кинзы. Накрываем крышкой и, сделав огонь слабее, начнем тушить
Время от времени заглядывайте под крышку сковороды, перемешивайте мясо и следите за уровнем воды и сока. Как только вода и сок практически испарятся, мы солим, приготовленной заранее, солью растертой с чесноком, доливаем немного воды, убавляем еще огонь и тушим мясо на медленном огне до его полной готовности
Горячее, ароматное, пропитанное пряностями и чесноком, нежное и сочное мясо выкладываем на тарелку на широкий лист салата и подаем к столу. Сверху можно посыпать мелко нарезанной зеленью петрушки или укропа. В качестве гарнира обычно подается отварной или жареный картофель, овощная нарезка лишней не будет. Отдельно в пиале у Адыгов подают Кавказский или свой национальный соус к мясу
Приятного Вам аппетита!
10.08.2017, 21:24cheftm_9
Восточная кухня
Традиции
Особое место у черкесов занимает традиция гостеприимства. Гостям всегда выделялось все самое лучшее, хозяева никогда не докучали им своими вопросами, накрывали богатый стол и обеспечивали нужными удобствами. Черкесы очень щедры и готовы накрыть для гостя стол в любое время. По обычаю, любой приезжий мог зайти во двор, привязать к коновязи своего коня, войти в дом и провести там столько дней, сколько необходимо. Хозяин не имел права спрашивать его имя, а также цель посещения.
Молодым не позволительно первыми начинать разговор в присутствии старших. Позорным считалось курить, пить и сидеть в присутствии своего отца, есть с ним за одним столом. Черкесы считают, что нельзя быть жадным в еде, нельзя не сдерживать свои обещания, присваивать чужие деньги.
Одним из главных обычаев народа является свадьба. Невеста покидала родной дом сразу после того, как жених заключал с ее отцом соглашение о будущей свадьбе. Отвозили ее к друзьям или родственникам жениха, где она жила до торжества. Такой обычай является имитацией похищения невесты при полном согласии всех сторон. Длится свадебное торжество 6 дней, но жених на нем не присутствует. Считается, что родные злятся на него за похищение невесты. Когда свадьба заканчивалась, жених возвращался домой и ненадолго воссоединялся с молодой женой. Ее родным он приносил угощения от своего отца в знак примирения с ними.
Комната новобрачных считалась священным местом. Нельзя было около нее делать хозяйственную работу и громко разговаривать. Через неделю пребывания в этой комнате, молодую жену выводили в большой дом, проводили специальный обряд. Девушку накрывали покрывалом, давали ей смесь из меда с маслом, осыпали орехами и сладостями. Потом она уходила к родителям и долго жила там, иногда до рождения ребенка. По возвращении в дом мужа жена начинала заниматься хозяйством. В течение всей супружеской жизни муж к жене приходил только ночью, все остальное время он проводил на мужской половине или в кунацкой.
Жена была хозяйкой на женской половине дома, у нее было свое имущество, это приданое. Но был у жены ряд запретов. Она не должна была сидеть при мужчинах, называть супруга по имени, ложиться спать, пока он не пришел домой. Муж мог без всяких объяснений развестись с женой, она также могла требовать развод по определенным причинам. Но происходило подобное очень редко.
Мужчина не имел права в присутствии посторонних целовать своего сына, произносить имя жены. Когда муж умирал, все 40 дней жена должна была посещать его могилу и проводить около нее некоторое время. Постепенно этот обычай был забыт. Вдова должна была выйти замуж за брата умершего мужа. Если она становилась женой другого мужчины, дети оставались с семьей мужа.
Беременные женщины должны были соблюдать правила, для них существовали запреты. Это необходимо было для того, чтобы оградить будущую мать с ребенком от злых духов. Когда мужчине говорили, что он станет отцом, он уходил из дома и в течение нескольких дней появлялся там только по ночам. После родов, через две недели, проводили обряд укладывания новорожденного в колыбель и давали ему имя.
За убийство наказывали смертью, приговор выносил народ. Убийцу бросали в реку, привязав к нему камни. Существовал у черкесов обычай кровной мести. Если их оскорбили или случалось убийство, мстили не только убийце, а всей его семье и родственникам. Смерть отца нельзя было оставлять без мести. Если убийца хотел избежать наказания, он должен был вырастить и воспитать мальчика из семьи убитого. Ребенка уже юношей возвращали в дом отца с почестями.
Если человека убило молнией, хоронили его по-особенному. Проводились почетные похороны убитых молнией животных. Обряд сопровождался пением и танцами, а щепки от дерева, которое поразила и сожгла молния, считались целебными. Проводили черкесы обряды для вызывания дождя в засуху, перед началом и после проведения сельскохозяйственных работ делали жертвоприношения.
Жизнь
Традиционные занятия адыгейцев — скотоводство и земледелие. Сажали в основном просо и ячмень, позже добавились кукуруза и пшеница. Скотоводство было выгонным, разводили коз и овец, реже коров и яков, в горных районах — ослов и мулов. В подсобном хозяйстве держали птиц: кур, идеек, гусей уток.
Широко было распространено виноградарство, садоводство, пчеловодство. Виноградники были расположены на побережье, в районах современных Сочи и Вардане. Существует версия, что название знаменитого «Абрау-Дюрсо» имеет черкесские корни и обозначает название озера и горной речки с чистой водой. Ремесла у адыгейцев были развиты слабо, однако в одном из них они преуспели значительно лучше соседей. С древних времен адыгские племена умели обрабатывать металл: кузнечное ремесло и изготовление клинков процветало практически в каждом ауле. Женщины владели искусством выделки ткани, славились как прекрасные рукодельницы. Особо ценился навык вышивки золотыми нитями национальными орнаментами, которые включали солярные, растительные и зооморфные мотивы, геометрические формы.
Название
Вокруг названия «адыгейцы» ходит много мифов и споров, а все потому, что фактически это выдуманное в советские годы название, созданное для разделения кавказских народностей по территориальному признаку. С древности на территории современного проживания адыгов, черкесов и кабардинцев обитал единый народ, который сам себя называл «адыгэ». Происхождение этого слова до конца не установлено, хотя есть версия, что оно переводится, как «дети солнца». После Октябрьской революции власти разделили территории адыгов на более мелкие области, чтобы ослабить мощь единого народа включением в состав новых областей разных субэтносов.
- В состав Адыгеи вошли народности, проживавшие на территории Кубани, а позже горные регионы и город Майкоп.
- Кабардино-Балкарию населяли преимущественно адыги-кабардинцы.
- В Карачаево-Черкесскую область вошли адыги-бесленеевцы, схожие по культурным и языковым особенностям с кабардинцами.
Где живут, численность
Наиболее масштабное переселение армян на Кавказ произошло в XV столетии из Крыма. Миграция привела к образованию национальных аулов, среди них:
- В горных районах современной Адыгеи и Краснодарского края: Гяур-Хабль, Шокон, Хатукай, Псехутг, Хаджихабль, Егерухай, Эним.
- В пригородах современного Геленджика: Бзатух, Азатух.
- В районе современной Анапы.
В XIX столетии активная исламизация черкесских территорий привела к притеснениям армян, придерживавшихся христианства. В результате значительная часть черкесогаев переселилась на Закубанские территории, к ним присоединились остававшиеся в Крыму армяне. Последние заселили город Нахичевань-на-Дону (позднее ставший одним из районов Ростова), отказавшись разделить новую территорию с черкесскими армянами. Из-за этого часть черкесогаев мигрировала в Майкоп, Екатеринодар, Темиргоевский, Карагинский, Белореченский, Усть-Лабинский районы. Многочисленная группа горских армян в 1839 г. двинулась в устье реки Уруп — левого притока Кубани. Здесь переселенцы образовывают Армянский аул, защищают его с трех сторон глубокими рвами, валом. С четвертой стороны естественной границей выступила река Кубань. В первый год в новое поселение переехало 120 семей, к 1840 г. их число возросло до 400.
В 1848 г. в честь древней столицы армян Армавира аул получил название Армавирского. Через город здесь проложили железную дорогу, активно развивалась торговля, производство, культура, образование. За счет украинских, русских мигрантов быстро росла численность населения. В 1914 г. село получило статус города под названием Армавир, выступающего центром концентрации диаспоры до сегодняшнего дня. Точная численность черкесогаев неизвестна, по оценкам специалистов, число представителей народности составляет порядка 100 000 человек. Из них большая часть проживает в Майкопе и Армавире. Также представители этноса горских армян проживают в:
- Краснодарском крае;
- Республике Адыгея;
- Карачаево-Черкесии;
- Москве.
Установление точного числа чергесогаев усложняется тем, что многие представители этноса во время переписей относят себя к армянам. Так, численность армян в Краснодарском крае, по официальным данным переписи 2001 г., составляет 275 000 человек, по неофициальным — колеблется от 500 000 до 1 млн человек. Стоит отметить, что армяне, проживающие на Черноморском побережье близ Сочи, Адлера, Туапсе, не имеют отношения к черкесогаям, поскольку появились в регионе позднее с иной волной мигрантов.
Топленое масло – 140 гр., мука – 435 гр., вода – 250 гр., сахар – 250 гр. Выход 868 гр.
В разогретое масло,
перемешивая деревянной лопаткой, всыпают муку высшего сорта. Затем уменьшают
нагрев и пассеруют 25 – 30 мин. до золотистого цвета.
После этого посуду снимают с плиты и вводят, перемешивая, горячий сахарный
сироп до образования однородной массы. Замешанную халву в горячем виде
выкладывают на стол, смазанный маслом, и трамбуют смоченными холодной водой
руками, придавая квадратную форму толщиной 2 – 2,5 см. Нарезают халву в теплом
виде, ромбиками, размером 4 х 4 см.
Приготовление
сахарного сиропа: в теплую воду
добавляют сахар, перемешивая, кипятят 14 – 15 мин. и процеживают.
Хьэлыуэ фlыцlэ
Тхъууэ – гр.
140, гуэдз хьэжыгъэу – гр.
435, псыуэ – гр.250, фошыгъуу
– гр. 250. Хьэзыру къыхокl
– гр.868.
Тхъу къэплъам, бэлагъкlэ зэlащlэурэ, гудз хьэжыгъэ хакlутэри, мафlэ мащlэкlэ ягъажьэ дакъ. 25 – 30-кlэ. Мафlэм къытрахыжри, фошугъупс пщтыркlэ япщ, иужькlэ lэнэм траубэ
см. 2 – 2,5-кlэ и lувагъыу,
икlи см. 4 зэбгъузэнатlэу зэпаупщlыж, lупщlэ – lупщlэу.
Фошыгъупс зэращlыр: псы хуабэм фошыгъу хакlутэ, зэlащlэурэ, дакъ. 14 – 15-кlэ къагъэкъуалъэ, итlанэ языж.
![]() |
Суп
из свежей фасоли
Вода – 725 гр., фасоль – 90
гр., соль – 5 гр., молоко – 250 гр., топленое масло – 20 гр., перец – по вкусу,
лук очищенный – 20 гр., сливки – 50 гр. Выход – 500 гр.
Белую фасоль перебирают, промывают
, закладывают в кипящую воду, варят под закрытой крышкой при слабом
кипении 1 – 1.5 часа. За 20 – 30 мин. до конца варки добавляют соль. После
этого добавляют горячее молоко, перемешивают и еще варят 15 – 20 мин. Готовый
суп снимают с плиты, заправляют пассерованным
репчатым луком, дают отстояться 3 – 5 мин., под закрытой крышкой. Подают в
горячем виде, полив сливками.
Джэш хьэнтхъупс
Джэш хужь лъэсауэ – гр. 90, псыуэ – гр. 725, шыгъуу – гр. 5, шэуэ – гр. 250, тхъууэ – гр. 20, бжьын укъэбзауэ – гр. 20, шыбжийуэ – зэщыщхъу хъухъу, шатэпсу – гр. 50. Хьэзыру гр. 500 къыхокl.
Джэшыщlэ хужьыр
зэхадзэ, псы щlыlэкlэ ялъэс, псывэ щlакlэри,
шыгуныщхьэр тепlауэ, мафlэ мыгуащlэкlэ ягъавэ сыхь. 1 – 1,5-кlэ. Вэн иухыным
дакъ. 20 – 30 иlэжу, шыгъу хадзэ. Иужькlэ зэlащlэурэ шэ гъапщта
щlакlэри, дакъ. 15 – 20 хуэдизкlэ
ягъэвэж. Мафlэм къытрахыж, тхъукlэ гъэлыбжьа
бжьынрэ шыбжий плъыжь хьэжарэ традзэри, и щхьэр тепlауэ
дакъ. 3 – 5 хуэдизкlэ щагъэт.
lэнэм
щытрагъувэкlэ шатэпс хакlэ.
![]() |
Плетеные отварные кишки
Кишки обработанные – 720 гр., вода – 2300 гр.,
соль – 20 гр.
Обработанные говяжьи или бараньи кишки нарезают
длиной 80 – 100 см., складывают штуками по три или шесть, связывая
один конец и плетут, после окончания плетения завязывают второй конец.
Затем плетенные кишки скручивают в виде аркана (или
круга) и кладут в котел, заливают теплой водой, доводят до кипения, снимают
пену, уменьшают нагрев, солят и варят до готовности. Котел снимают с плиты,
дают отстояться 10 – 15 мин., не закрывая крышку. Затем отварные кишки вынимают
из бульона, нарезают как домашнюю лапшу, кладут в тарелку горкой, поливают
чесночным соусом. Подают в горячем виде с теплой пастой.
Кlэтий зэрыхъэ
Кlэтийуэ – гр. 720, шыгъуу – гр.20,
псыуэ гр. 2300, бжьыныхурэ шыбжийуэ – зэщыщхъу хъухъу.
Зи кlыхьагъыр см. 80 – 100 хъу кlэтий лъэсахэр щыуэ е хыуэ зэгуалъхьэ,
я кlапэхэр зы лъэныкъуэмкlэ щыпапхыкlри, щхьэц зэраухуэным
хуэдэу зэрахъэ. Мыдрей кlапэхэри папхыкlыжри, шыуаным иралъхьэ, шыхьауэ. Псы хуабэ щlакlэ, шыгъу хадзэри, ягавэ, хьэзыр хъухъу. Къыхахыжри см 4 – 5 я кlыхагъыу зэпагъэлъэлъ, лэпскlэ щlа бжьыныху шыпс тракlэж. Яшх хуабэу,
пlастэ и гъусэу.
|