Современные казаки: виды, классификация, подразделения, устав, награды история и исторические факты

Северские казаки или севрюки

Основная статья: Севрюки

Севрюки (сиврюки, реже севруки, позже саяны) — потомки северян, в Московском государстве с конца XVI века считались служивым сословием из Северской земли. Проживали на территории современных Украины и России, в бассейнах рек Десны, Ворсклы, Сейма, Сулы, Быстрой Сосны, Оскола и Северского Донца. Упоминаются в письменных источниках с кон. XV до XVII вв.

В XV—XVII веках севрюки представляли собой военизированное пограничное население, охранявшее границы смежных частей Польско-Литовского и Московского государств. Судя по всему, они были во многом похожи на ранних запорожских, донских и других подобных казаков, обладали некоторой автономией и общинной военной организацией.

Как представители служилого люда (казаки), севрюки упоминаются ещё в начале XVII века, в эпоху Смутного времени, когда они поддержали восстание Болотникова, так, что война эта довольно часто называлась «севрюковской». Московские власти отвечали карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей. После завершения смуты севрюкские города Севск, Курск, Рыльск и Путивль подверглись колонизации из Центральной России.

После раздела Северской земли по соглашениям Деулинского перемирия (1619), между Русским царством и Речью Посполитой имя севрюков практически исчезает с исторической арены. Западная часть Северской земли подвергается активной украинской экспансии, северо-восточная заселяется служилыми людьми и крепостными из Русского царства. Большая часть северских казаков перешла в положение крестьянства, некоторые влились в запорожское казачество. Некоторая часть переселились на Нижний Дон.

Кто мог стать казаком?

Так что феномен казачьего самосознания действительно имеет место быть. Только он никак не может свидетельствовать в пользу «автохтонной теории» происхождения казачества, ибо причины «эволюции» казачьего самосознания вполне объяснимы и элементарны.

Уже давно приобрела хрестоматийный характер та справка о донских казаках, которую дал в своем сочинении в 1666 г. бывший подьячий Посольского приказа (ведавшего тогда связями и с вольным казачеством) Григорий Котошихин: «А люди они породою москвичи и иных городов, и новокрещеные татаровя, и запорожские казаки, и поляки, и ляхи, и многие из них московских бояр, и торговые люди, и крестьяне, которые приговорены были х казни в розбойных и татиных и в ыных делах, и покрадчи и пограбя бояр своих, уходят на Дон; и быв на Дону хотя одну неделю или месяц, а лучитца им с чем-нибудь приехать к Москве, и до них вперед дела никакова ни в чем не бывает никому, что кто ни своровал, потому что Доном от всяких бед свобождаютца»)17.

В Киргизии отметили 150-летие Семиреченского войска казаков

Но и по множеству других источников хорошо известно, что в самой крупной области формирования русского казачества — на Дону — до начала XVIII в. казаком мог стать фактически любой дееспособный, годный к воинскому делу мужчина, а «Войско», будучи кровно заинтересованным в пополнении своих рядов, тающих в боях и походах, во взаимоотношениях с Москвой твердо придерживалось принципа «С Дона выдачи нет!..». О невозможности «службы великому государю» без пополнения извне казаки открыто говорили московским властям в ответ на требования выдать тех или иных беглецов. Такая ситуация была типичной и для других «казачьих рек», и она не могла не вызывать массового оттока на них населения из коренных русских областей, особенно усилившегося во второй половине XVII в.18

Примечания

  1. Илл. 98. Генерал, числящийся в Армейских Казачьих частях. (В парадной форме) 18 марта 1855 года. // Перемены в обмундировании и вооружении войск Российской Императорской армии с восшествия на престол Государя Императора Александра Николаевича (с дополнениями) : Составлено по Высочайшему повелению / Сост. Александр II (император российский), илл. Балашов Петр Иванович и Пиратский Карл Карлович. — СПб.: Военная типография, 1857—1881. — До 500 экз. — Тетради 1—111 : (С рисунками № 1—661). — 47×35 см.
  2. Лопатин А. «Москва» — М., 1948. — С. 57.
  3. Перемены в обмундировании и вооружении войск Российской Императорской армии с восшествия на престол Государя Императора Александра Николаевича: составлено по Высочайшему повелению: тетради 1−111 : (с рисунками № 1−661). — СПб.: Военная типография, 1857−1881. — Илл.
    ,
    .
  4. Иллюстрированное описание перемен в обмундировании и снаряжении войск Императорской Российской армии за 1881–1900 гг.: в 3 т.: в 21 вып. — Сост. в Техн. ком. Гл. интендантского упр. СПб., 1898–1903. — Илл. 123.

Низшие чины

Все казачьи чины, в том числе и низшие, присваивались в соответствии со специальной подготовкой и обучением военной службе, заслугами и выслугой лет.

Казак

Казак относится к самой низшей ступени иерархической лестницы. Его функции совпадают с задачами рядового армейской пехоты.

Погоны казака отличаются по следующим особенностям:

  • форма прямоугольника;
  • треугольный верхний край;
  • васильковый или зеленый цвет сукна;
  • наличие серебристой пуговицы;
  • лычек (нашивок) нет.

Одежда казаков отличалась практичностью и эстетичностью. Она подчеркивала народность и связь с военной службой. Традиционными были следующие элементы одежды:

  • свободные шаровары;
  • фуражка;
  • ноговицы или сапоги;
  • шинель;
  • теплая гимнастерка.

Деталь мужского наряда включала лампасы и серьги.

Приказный

Приказные (первый раз попавшие в приказ) имели немного больше полномочий. Их круг обязанностей соответствовал функциям пехотных ефрейторов, матросов первой статьи.

Погоны приказного отличаются от наплечных знаков казака наличием одной узкой поперечной лычки. Такой вид эмблемы был введен в 1843 году.

Младший урядник

Младшему уряднику в ВС РФ соответствует разряду «младший сержант». Это звание позволяло командовать взводом из 25-ти всадников. Сегодня оно соответствует современному сержантскому составу.

Погоны имеют две серые поперечные полосы. Вдоль полевых наплечных эмблем нашиты лычки цвета хаки.

Урядник

Звание урядник соответствует унтер-офицеру. Согласно старославянскому значению это слово означает «чиновник». Урядниками называли квартирмистров и десятников над работниками.

На погонах есть три узких полосы серого цвета. У полевых знаков они цвета хаки.

Старший урядник

Погоны старшего урядника отличаются наличием широкой поперечной лычки серого цвета. Это звание соответствует старшему унтер-офицеру.

Атаман: В России соединили 11 казачьих войск, которые и так уже были соединены

«То, что сегодня произошло, по сути никак не влияет на процессы в казачьем движении. Соединили 11 войск, которые были в реестре. Соединили то, что и так уже соединено», – заявил газете ВЗГЛЯД верховный атаман Союза Казаков-Воинов России и Зарубежья Виктор Водолацкий. Так он откликнулся на создание Всероссийского казачьего общества.

«То, что сегодня произошло, не служит объединению казаков. Это касается только для тех, которые и так находятся в реестре, а это все 20%. Остальные 80% как были так и остались сами по себе», – сказал Виктор Водолацкий, зампред комитета Госдумы по делам СНГ, бывший атаман Всевеликого войска Донского – сейчас верховный атаман Союза Казаков-Воинов России и Зарубежья. Он добавил, что все 11 атаманов и так уже избирались казаками и назначались президентом.

«Они как были под одной системой управления, так и остались, просто создали механизм, который будет системно, постоянно управлять всеми 11 казачьими войсками. Раньше это было главное управление администрации президента по взаимодействию с казачеством. Сегодня пришли к другому формату, в рамках НКО создан штаб, но он никак не влияет на процесс объединения», ­– пояснил атаман.

Напомним, основной проблемой казачества в России считается раскол на реестровые войска и на казачьи общественные союзы.

«До сих пор не хватало ресурсно-исполнительной власти, до этого не было органа, который бы взаимодействовал с казачеством – Федерального агентства по делам национальностей, не было донского казака Игоря Баринова. Они появились и это произошло. Агентство как орган исполнительной власти, отвечающий за взаимодействие с казаками, теперь должен создать рабочую группу или экспертный совет, посадить за один стол реестровых и общественных атаманов, – и вернуться к единой форме управления. Когда-то она существовала в России. Это когда казаки живут на земле, в станице, на хуторе один атаман и все казаки ему подчиняются. Нужен государству казак на госслужбу? Атаман отправляет президенту лучших казаков. Нет службы? Казак возвращается на свою историческую родину, в свою станицу. Сегодня, наоборот – в каждой станице на 7 казаков 10 атаманов. Это неправильно», – возмущается депутат Госдумы.

«Федеральному агентству необходимо взять за основу историческое прошлое, переложить на сегодняшнее положение и создать этот механизм. Надеемся, что в ближайшие год-два это произойдет», – надеется Водолацкий.

Ранее во вторник газета ВЗГЛЯД сообщила, что на учредительном круге (заседании) в Храме Спасителя утверждено создание Всероссийское казачьего общества, в которое вошли представители 11 реестровых войсковых казачьих обществ, казаки Крыма и Севастополя, представители Союза казачьей молодежи и РПЦ.

Около 500 делегатов из всех реестровых казачьих войск единогласно проголосовали за создание общества и утвердили его устав и структуру. Решение приветствовали возгласом «Любо!», передал ТАСС. «При объединении всех реестровых войсковых казачьих обществ мы получим всероссийское казачье войско численностью около 200 тыс. человек», – сказал глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов.

Атаман кубанского казачьего войска, председатель Совета войсковых атаманов Николай Долуда пояснил, что во Всероссийском казачьем обществе будет правление из 43 человек и наказной атаман, который будет назначаться указом президента России сроком на шесть лет.

———————-

В современной России

После Октябрьской революции произошло расформирование казачьих войск, которые в основном стали на сторону Белого движения. В Гражданскую войну казаков подвергли репрессиям. Лишь в 1992 году прошла реабилитация жертв террора.

С 1980 по 1990 год произошло воссоздание и создание казачьих войск, которых насчитывается около двадцати. Они объединены в Союз казаков России. В общей сложности на сегодняшний день в него входит более чем 1,5 млн человек по всем организациям.

Поэтому он представляет собой самую крупную казачью организацию во всем мире. Участники Союза казаков России принимали участие в вооруженных конфликтах в районе Приднестровья и на Донбассе.

А также казаки объединяются по территориям их проживания для организации самоуправления, хозяйствования, чтобы сохранять и развивать традиционный быт и культуру. Такие объединения называются казачьим общинами или обществами.

Кто может вступать в них и как это сделать? Чтобы ответить на этот вопрос, далее поговорим подробнее о том, как вступить в казачество.

Главные чины

Ранее в состав казачьих войск входили атаман, гетман, кантерей, десятник. Позже появились такие чины, как есаул, полковник.

Есаул

Есаул – самое высокое звание обер-офицера в дореволюционной России. Сейчас оно относится к специальным чинам и приравнивается к майору ВС РФ. К 1800-му году этот разряд был приравнен к чину кавалеристского ротмистра.

Есаулы были следующих видов:

  • войсковые;
  • генеральные (высший чин после командующего армией);
  • сотенные;
  • станичные;
  • артиллерийские;
  • походные;
  • полковые.

В мирный период генеральный есаул занимался инспекторскими задачами. На войне же он руководил полками, а при отсутствии командующего – армией. Такая система характерна для запорожцев.

Войсковых есаулов можно было встретить в Оренбургском, Волжском и Донском Кругах. Им поручали административные функции.

Полковой есаул выполнял функции штаб-офицера и являлся приближенным командира. Сотенный чин характерен лишь для Донского войска. Там есаулы были помощниками атаманов.

Погоны имеют два широких просвета. Звезды на них не изображаются. Есть серебряные пуговицы на концах.

Войсковой старшина

В конце 18 века войсковые старшины были командирами полков. Их чин приравнивали к майорскому, а с 1884 года – к званию подполковника. Применялся он до 1922 года, а позже был воссоздан для служащих в казачьих сообществах.

Погоны войскового старшины имели гербовую пуговицу, широкие канты. Также их украшали три золотые звезды.

Казачий полковник

Погоны казачьего полковника имеют следующие особенности:

  • верхний край в виде трапеции;
  • гербовая пуговица;
  • поле из галуна с двумя просветами;
  • широкие канты;
  • без звезд.

Историческая память и беспамятство

Н.А. Мининков, исследуя менталитет донских казаков XVII в., делает вывод, что они тогда «одинаково ощущали свою принадлежность и к России, и к Дону, и к русскому народу», что в исходивших от Войска Донского документах «никогда не проявлялось стремление противопоставить казачество русскому народу, а Дон — России», и донское казачество «ощущало себя частью общерусского единства»12.

Примечательно также, что потомки казаков-некрасовцев, покинувших российские пределы в 1708 г. после подавления Булавинского восстания и осевших в конце концов в Турции, сохранили историческую память о своем русском происхождении и вплоть до конца XIX в. считали себя русскими13.

На Кубани в станице местные подвижники издали книгу о судьбе казака

В России же в XIX в. складывалась иная ситуация. Вспомним Л.Н. Толстого, его повесть «Казаки», написанную в 1863 г. Из нее следует, что уже в середине XIX в. на Тереке казаки смотрели на русского мужика как на «какое-то чуждое, дикое и презренное существо»14. В конце XIX в. аналогичные настроения отмечались исследователями у казаков на Урале и даже за Уралом, где казачьи войска формировались искусственно, по постановлениям правительства с массовым переводом в них именно крестьян. Там казаки тоже стали смотреть на «мужиков» свысока, «как на низшую породу», всячески дистанцировались от «русских», а браки с «мужиками» или «мужичками» вообще были у казаков неслыханным событием15. В дальнейшем утверждения о происхождении от беглых русских людей стали в казачьей среде порой восприниматься уже как прямое оскорбление, ибо трактовались как попытка вывести казачество из «московских отбросов»16.

История возникновения

Первое официальное упоминание в российских источниках о «казаках» относится к XVI веку, в частности, в грамоте ногайского князя Юсуфа русскому царю Ивану Грозному. В грамоте, датированной 1550 годом, князь пишет: «Холопи твои, нехто Сарыазман словет, на Дону в трех и в четырех местах городы поделали, да наших послов и людей наших, которые ходят к тебе и назад, стерегут, да забирают, иных до смерти бьют… Этого же году люди наши, исторговав в Руси, назад шли, и на Воронеже твои люди — Сары азманом зовут — разбойник твой пришел и взял их». Различные историки, опираясь на российские источники, до сих пор не могут прийти к единому мнению о происхождении казаков, единственное, что можно достоверно утверждать о происхождении казаков, это то, что казачество возникло в зоне этнических контактов различных этносов. В частности, этноним «казак» имеет однозначно тюркское происхождение.

Испытательный срок и голосование

Рассматривая вопрос о том, как стать казаком, нужно сказать о том, что кандидату обязательно назначат испытательный срок. Во время его прохождения он обязан:

  1. На общих основаниях участвовать в деятельности станичного общества. Но при этом не иметь права голоса и права избрания или назначения на какую-либо руководящую должность.
  2. Изучать устав общества, а также правовые акты, принятые относительно российского казачества.

Прием в казаки происходит на общем собрании после того, как истечет испытательный срок. Решение принимается большинством голосов, поданных казаками, которые на нем присутствуют. Однако уставом могут быть предусмотрены и другие условия голосования.

Его результаты (о приеме или отказе) оформляются решением, которое утверждает атаман. Копии решения и приказа направляются в штаб районного (юртового) или же окружного (отдельского) общества.

Есть ли у казаков «московские» корни?

Действительно, среди донских казаков мнение о своем происхождении не от «московских людей» было широко распространено уже в конце XVIII в., и хотя в других казачьих «войсках» подобные представления возобладали много позднее, казачьи идеологи толкуют их как бесспорное свидетельство принадлежности казаков к «особому этносу»: народная-де память не ошибается. Некоторые авторы, кроме того, заявляют, что казаки являются автохтонным населением традиционных мест своего обитания и никогда не связывали свою историю с какими-либо переселениями. «Казаки от казаков ведутся», — вот лейтмотив их заявлений по этому поводу (обычно в сопровождении ссылки на соответствующий эпизод из «Тихого Дона» М.А. Шолохова)3.

Насчет «никогда» — это просто неправда. Донские казаки в знаменитой «Повести об Азовском осадном сидении«, созданной в 1642 г., так высказывались о своей родословной: «Отбегаем мы ис того государьства Московскаго, из работы вечныя, ис холопства неволнаго, от бояр и от дворян государевых, да зде прибегли и вселились в пустыни непроходней…»4 И это не было чье-то частное мнение, как пытаются доказать некоторые казачьи активисты: «Повесть» передавала настроения и чувства большинства казаков, иначе не была бы в свое время так широко (и в нескольких «редакциях») распространена в их среде, и написана была явно патриотом Донского края.

В Ростове опубликовали неизвестные фотографии Первой мировой войны

Яицкие казаки в 1721 г. по прибытии «по войсковому делу» в Москву рассказывали: «В прошлых давних годах прадеды и деды… то есть первыя яицкия казаки, пришли и заселись здесь, на Яике-реке… собравшись русския с Дону и из ыных городов, а татара из Крыму и с Кубани и из других магометанских народов», а от начала «их заселения или, паче, на Яик-реку приходу ныне будет гораздо более двухсот лет»5. Казаки Терека в XVIII в. тоже говорили, что «начались от беглых российских людей и от разных мест пришельцев от давних годов»6.

Эти факты давно известны профессиональным историкам и трактуются ими однозначно. А.Л. Станиславский подчеркивал, что в XVII в. казаки «осознавали себя частью русского народа, а места своих поселений считали частью России» («Московского государства»)7. О.Ю

Куц обратил внимание на то, как остро реагировали донские казаки на «росхищенье» православного населения Руси во время татарских набегов, и, подчеркивая кровное родство с угоняемыми с русских земель в «бусурманское» рабство полоняниками, называли их «отцами своими, и матерями, и сестрами единоутробными»8. Это находило поддержку и понимание у московского правительства, хвалившего казаков за то, что они государю служат, «помня …свою природу»9

При исследовании на солидной документальной базе социально-психологического облика донских казаков XVII в. О.Ю. Куц приходит к заключению, что в общем и целом им было присуще сознание своей принадлежности к православному миру, к Русскому государству и русскому населению10. «Будучи в массе своей выходцами из России, — пишет О.Ю.Куц, — казаки сохраняют сознание своей принадлежности к ней: донское казачье сообщество по своему мироощущению, зафиксированному как в казачьих войсковых отписках в Москву, так и в документах внутридонского характера… предстает перед нами в значительной мере как часть русского общества»11.

Знаки различия российских полицейских

Главный знак различия российских полицейских — погоны. На них могут располагаться звезды и полоски, а у курсантов учебных заведений буква «К».

Первые погоны появились еще при Петре I. Тогда они служили для поддержания лямок рюкзаков и сумок у солдат. Со временем погоны приобрели другую функцию. Они стали демонстрировать ранг того, кто их носит.

Погоны российской полиции множество раз меня свой внешний вид. В 1969 году согласно Приказу МВД СССР № 230 погоны (на тот момент советской) милиции изменились в последний раз. Тогда были учреждены те погоны и звания, которые существуют на сегодняшний день, несмотря на то, что милиция стала полицией.

Помимо погонов есть шевроны. Все нагрудные нашивки (шевроны) различаются в зависимости от того, в каком Министерстве внутренних дел служит сотрудник. Все нашивки можно разделить на три группы:

  1. Нарукавные шевроны МВД. Форма нашивки овальная, с сужением к низу. Вверху написано «Полиция», а внизу — «МВД». В центре — эмблема МВД. Курсанты учебных заведений тоже носят нарукавные нашивки, но они могут отличаться по форме: быть в виде щита, капельки или круга. У сотрудников юстиции шевроны на рукавах отличают более меньшим размером.
  2. Нагрудные и наспинные шевроны МВД. Выполнены в виде прямоугольника, внутри которого написано должность сотрудника или указана его принадлежность к тому или иному органу правопорядка. Наспинные нашивки отличаются от нагрудных только большим размером.
  3. Дуговые нашивки. Они содержат только название подразделения. В современной полиции РФ такие шевроны практически не используются. В советской милиции номер подразделения и его название указывали на шевронах и погонах.

На левом рукаве располагается общий шеврон МВД, а на правом — тот, что говорит о принадлежности к определенной структуре полиции. Общий нарукавный знак выглядит как треугольный щит со скошенными верхними углами. На красном фоне изображен синий крест, четыре стороны которого расширяются к концам. В центре — эмблема МВД РФ. Шевроны носят все сотрудники полиции, ГИБДД, кинологических служб, органов госнаркоконтроля и других подразделениях поддержания порядка и безопасности в государстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector