Музей подводных лодок в балаклаве: наследие холодной войны

Объект 825 ГТС

Описание и назначение

Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты — вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.

Объект 825 ГТС был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих подлодок. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указанных проектов. Глубина канала достигает 8 м, ширина колеблется от 12 до 22 м. Общая площадь всех помещений и ходов завода 9600 м², площадь подземной водной поверхности равна 5200 м². Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов.

Историческая справка

В период после Второй Мировой войны обе сверхдержавы — СССР и США — наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара[источник не указан 1027 дней]. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус — город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь. Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200—400 м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз — со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом.

В 1953 году было создано специальное строительное управление № 528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения. Подземный комплекс строился 8 лет — с 1953 по 1961 год. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы. После закрытия в 1993 году большая часть комплекса не охранялась. В 2000 году объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины.

В 1993—2003 годах бывшая база фактически разграблена, демонтированы все конструкции, содержащие цветные металлы.

Музей база подводных лодок в Балаклаве (Объект 825 ГТС) на интерактивной панораме

Изображение на панораме можно перемещать курсором мыши, а также отдалять-приближать (колёсиком).

Противоатомные защитные ворота — двустворчатые арочные. Предназначены для перекрытия проема размером 4х5,6 м. Ворота представляют собой сварные коробки из стали, заполненные внутри бетоном и подвешенные на петлях к закладной раме. Части ворот приводили в движение гидравлические механизмы. Общий вес одной «дверцы» около 10 т. Ворота впечатляют, все-таки подлодки были на ядерном топливе, лучше лишний раз обезопаситься.

Всякие разные рубильнички с циферблатиками и стрелочками, ух!

Есть муляж военного корабля? Давай сюда, у нас тут места много, а посетителям на радость, лишь бы глазу было за что зацепиться.

Периодически в коридоре включали красные лампочки и делали «пип-пип-пип», чтобы посетители могли сделать прикольненькое фотки в тоннеле с аварийной подсветкой.

Маленькая ракета на большой тележке на перекрестке рельсовых путей.

Если ясно показать на лице подлодников морскую болезнь, будет более натурально. Все-таки месяцами плавать в тесной железной коробке удовольствие не для клаустрофобов.

— Сейчас я нажму большую кнопку и эта ракета будет преследовать вражеский корабль! Вечно! Ну и что, что она без начинки…

Оранжевая подлодка — это стильно.

Красный флаг и кусок подлодки. Ну а куда его еще, не на цветмет же!

Наверное, если подлодники знают о такой толщине металла и воздушной прослойки, отделяющих их от смерти, им становится не так страшно.

А тут можно выбрать себе любую понравившуютя каюту.

У каждого посетителя базы обязательно есть фотография с пультом управления, а рычажки там, пожалуй, иногда все-таки да отваливаются.

А вот подводная лодка в разрезе — уже интересно, ну как, как они там все умещались?

Квартирка как в лучших традициях Японии и Гон-Конга.

На «окнах» виднеется что-то вроде занавесок, чтобы светящиеся монстры морских глубин не мешали спать по ночам?

Не черный ящик а оранжевый шар, в жизни должно быть больше необычного и позитивного.

Визир батарейный командирский ВБК-1. Визир использовался для наблюдения за стрельбой, а также для автоматической передачи направления до цели (азимута) на центральный пост. На колонне расположены монокуляр и бинокуляр. Возможность 5х и 12х увеличения.

О как, а ты всю жизнь не знал, зачем нужен силикогель, а здесь его еще и сушат.

В конце маршрута традиционные сувениры

На выходе из музея можно встретить маленький голубенький самолетик. ЯК-38 — советский палубный штурмовик, серийный самолет вертикального взлета и посадки. Всего было построено 231 самолетов ЯК-38 различных модификаций в 1974-1989 годах. Серийный выпуск машины осуществлялся на Саратовском авиазаводе. Самолет базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143 («Киев». «Минск», «Новороссийск», «Баку»).

Вот так закончилась целая страница истории нашей страны, холодной войны и когда-то один из самых секретных объектов страны был разграблен только чудом и остался музеем.

Посещение Музея подводных лодок

Хотя бывшая база подводных лодок ныне не имеет военного значения (хотя периодически слухи об этом появляются), все же это военный режимный объект. Даже в качестве музея он не позволяет многого из того, что в других собраниях считается совершенно естественным. Потенциальным гостям надо это учитывать.

Музей работает круглый год, но режим его функционирования зависит и от сезона, и от особенностей нагрузки, и от внутренних работ. Поэтому лучше выяснить расписание по телефону или на официальном сайте непосредственно перед посещением – время и количество выходных могут сильно меняться. Но не это главное – для посетителей бывшей секретной базы действует еще целый ряд ограничений:

  1. Музей нельзя посетить индивидуально и самостоятельно – только с экскурсией и в составе группы. Группы формируются как заранее (по предварительным заказам), так и на месте – из индивидуальных экскурсантов.
  2. В музее туристы передвигаются только по установленным экскурсионным маршрутам – из соображений безопасности.
  3. Посетителям следует довольно тепло одеваться или иметь теплые вещи с собой (если лето и на улице жарко). Под землей температура не поднимается выше +17 даже в самую жару.
  4. Музей имеет ограниченную пропускную способность – около 1500 человек в день. Поэтому в разгар сезона лучше приезжать пораньше, и все равно быть готовым к тому, что придется подождать.
  5. Дети до 5 лет включительно на экскурсии не допускаются.

Экскурсантам следует учесть и другие нюансы. Например, на территории музея нет туалетов для посетителей. Некоторые экскурсии требуют прохождения определенного расстояния пешком (оно невелико, около километра, но все же) – это тоже нужно знать. Правда, есть и другая экскурсионная программа, но для нее придется особенно тепло одеться – она проводится с катера по воде подземного канала.

Цены на билеты нельзя назвать низкими, но они доступны. Предусмотрены льготные детские билеты. Также 2 раза в месяц (когда именно – лучше уточнить) школьникам и студентам разрешен бесплатный вход при наличии документа. Однако и в этом случае придется становиться участником экскурсионной группы. Есть также целый ряд льготных категорий посетителей, которые могут пройти в музей бесплатно в любой день (при наличии подтверждающих документов). Полный список представлен на официальном сайте.

Организационные трудности делают особенно удобным посещение музея в составе организованной группы от туристического агентства. В этом случае турбюро возьмет на себя все проблемы с согласованием и доставит экскурсантов в музей к заказанному времени проведения экскурсии. Такие поездки предлагают буквально все крымские туристические бюро. Полезно будет заранее выяснить, будет ли экскурсия пешей или на катере – чтобы одеться соответственно.

В музее не разрешено проводить видео- и аудиозапись, но фотографировать можно бесплатно и без дополнительных разрешений. Правда, при этом действует запрет на использование вспышки.

Музей подводных лодок в Балаклаве

Балаклавский музей расположен настолько глубоко в скалах, что даже атомная бомба не способна разрушить его стены. От поверхности горы до места, где размещались лодки, — 126 метров.

Притом площадь сооружения — более 5000 квадратных метров. Включает подземную часть завода, морской причал, несколько зданий и арсенал. К осмотру доступна транспортная потерна, сухой и подземный док длиной 505 метров и арсенал, в помещении которого хранились боевые части ракет.

Потерна представляет транспортный коридор, ведущий в производственные помещения. Раньше его использовали для доставки торпед и оборудования, в качестве убежища для персонала. Сегодня здесь располагается выставка «Подводные силы России».

Подземный док — это помещение, где обслуживались подводные лодки. Сухой док был отгорожен от канала, а перед входом субмарины он быстро наполнялся водой. На преддоковой площадке посетители могут увидеть сверхмалую подводную лодку проекта «Титон 1 М».

Арсенал музея подлодок бетонирован со всех сторон. Раньше он выступал как место для хранения торпед, боевых и ядерных частей. Это было самое секретное место на всей территории. Теперь здесь можно осмотреть макеты крылатой ракеты, торпеды с ядерной боеголовкой, атомохода проекта 941 «Акула».

Географические координаты музей подводных лодок в Балаклаве на карте Крыма GPS: N 44.497362, E 33.596749.

Хотя сама Балаклава функционирует в качестве военного порта в течение многих столетий, база подводных лодок была построена в 1957 году. Это было во время холодной войны, на фоне бряцания оружием между США и СССР, Сталин издал директиву о создании парка атомных подводных лодок в Черном море. С этого указа и началось монументальное строительство подземного парка. Поскольку объект был секретный ему присвоили название «Объект 825 ГТС»

Эта идея стала главным атомным проектом СССР Лаврентия Берии. По приказу Берии провели растянувшиеся на годы исследования Крыма, прежде чем в конечном итоге решили остановиться на тихой бухте Балаклавы. Бухта врезаясь в береговую линию делает поворот почти под углом 90 градусов, что с моря делает ее практически незаметной, а шторм и непогода разбиваются о прибрежные скалы, делая бухту абсолютно тихой.

Началось грандиозное строительство секретного объекта. Этот объект строили четыре года, более 120 тонн породы были вырезаны и кропотливо удалены, чтобы сформировать огромные подземные камеры, открытые для воды помещения.
После окончания строительства было рассчитано, что база подводных лодок в Балаклаве практически не поддается разрушению: ее доки и коридоры защищены оболочкой из бетона и стали, способны выдержать прямой ядерный удар до 100 килотонн.

Между тем, сам город Балаклава стал одним из самых закрытых мест в СССР. Вход в Балаклаву был так ограничен, что даже родственники рабочих не смогли посетить город, не предоставивших обширную документацию, подтверждающую их обоснованность для въезда.
База подводных лодок в Балаклаве
интенсивно использовалась в течение всего периода холодной войны. В тесном сотрудничестве с Черноморским флотом, дислоцированного в Севастополе. Во время кубинского ракетного кризиса, размещение США ракет «Геркулес» в Турции, спровоцировали СССР ответить ядерным вооружением в Кубе, а также привести в боевую готовность подводные лодки в Балаклаве в ожидании приказа о контратаках на Турцию.
Вплоть до распада Советского Союза, объект в Балаклаве оставался одним из сильнейших сдерживающих факторов СССР, чтобы играть против своих врагов в Европе.

В отличие от многих подобных объектов, секретный объект базирования подводных лодок в Балаклавской бухте пережил распад СССР. Он оставался в использовании до 1993 года. Последняя русская подводная лодка выплыла из Балаклавской бухты в 1996 году. В течении долгого времени комплекс был не охраняемым, подвергался постоянному разграблению.

В Балаклаве Военно-морской музейный комплекс был основана Министерством обороны Украины 30 декабря 2002 года и открыт для посещения 1 июня 2003 года. План музея включает части 600-метрового центрального тоннеля, пустое хранилище ядерного арсенала, а также ряд жилых кварталов и подсобных помещений, доки подводных лодок.
Военно-морской музейный комплекс
находится на западной стороне бухты, которая проходит практически через весь город. Комплекс пещер объекта, тянется на расстояние более 600 метров, до входа из второго отверстия на противоположной стороне горы Таврос.
Военно-морская база, та часть которая относится к музею — это примерно 30% всего комплекса. Эта часть сейчас отремонтирована и поддерживается при постоянной температуре 15 градусов Цельсия.

Весь комплекс состоит из изогнутых тоннелей и огромных отсекающих дверей, которые были нацелены в случае ядерного удара гасить ударную волну.
На базе не только размещались подводные лодки, а еще были влажные и сухие доки, ремонтные мастерские, торпедные склады и конечно же арсенал ядерных боеголовок. Хотя база подводных лодок Балаклава была предназначена для размещения и защиты всех сотрудников доков, но в случае необходимости в ней могли укрыться и жители всего города.
В музее находится целый зал посвященный истории подводных лодок и морскому флоту, макеты кораблей, части вырезанные из подводных лодок и много всего прочего.

В одной из частей музея осталась надпись на стене той эпохи: «Не все говори что знаешь, но всегда знай, что говоришь!»

Музей подводных лодок в Балаклаве одна из потрясающих воображения достопримечательностей Крымского полуострова, один из самых посещаемый музеев Севастополя и Балаклавы.

Западная сторона Балаклавской бухты

Заселяемся на западной стороне бухты в отель Мрия. Быстро размещаемся и собираемся к пляжу на Таврической набережной.

По дороге на скалах цветут маки и каменная роза. А самым ярким впечатлением на протяжении всего нашего отдыха были дельфины (порода азовский — они небольшие, мы даже подумали сначала, что это детёныши). Не нужно даже выходить в открытое море, чтобы увидеть дельфинов: целый день в бухте вы будете наблюдать выпрыгивающие спинки этих милых млекопитающих.

В бухту они заплывают полакомиться рыбой. Рыбаки очень не любят дельфинов, считают, что они съедают их улов. Но я думаю, что рыбы в Балаклавской бухте хватит на всех, некоторым она уже даже не лезет в горло: «Ленивые, объевшиеся рыбой коты с распухнувшими животами валяются поперек тротуаров, и когда их толкнешь ногой, то они нехотя приоткрывают один глаз и опять засыпают». («Севастопольские рассказы», А.Куприн).

Эта касатка наша.

На Таврической набережной увидите памятник — обелиск «Мужеству, стойкости советских подводников». В небольшом скверике — памятник матросу-подводнику Борису Нечаеву. 8 мая 1966 года на подводной лодке С-384 возникла аварийная ситуация. Из-за распространения перекиси водорода на субмарине начался пожар. Борис Нечаев ценой своей жизни предотвратил взрыв боезапаса и тем самым спас не только подлодку, но и стоявшие рядом корабли. За подвиг, совершенный в мирное время, старший матрос Борис Нечаев был награжден орденом Красной Звезды (посмертно).

Рядом с пляжем каякинг — прокат морских каяков (можно с инструктором, который будет плыть в каяке рядом с вашим каяком). Но как меня сын ни уговаривал, я не согласилась на такой экстрим).

Вечером прогуливаемся по набережной и останавливаемся у каждого рыбака — интересно посмотреть, расспросить. На протяжении всего дня рыбаки ловят ставриду, некоторые вытаскивают целые гирлянды с рыбками.

За неимением спиннинга сыну куплен сачок — очень хотел поймать тоже рыбку, но поймал медузу. Позже на восточной стороне мы увидели, как нужно ловить сачком — загребать со дна все водоросли, вытягивать их и искать в них креветок, крабиков, рыбок, как это делали опытные в этом деле дети.

На второй день первым нашим экстримом был поход по горе на пляж Васили (ударение на второй слог). Немного поблуждали из-за разветвления дороги, никаких указателей нет, Яндекс-карты тоже не помогли — пришлось возвращаться. Итого дорога с остановками заняла около часа, но зато полезно для здоровья и красивые пейзажи с видом на бухту и море.

Пляж Васили — чистейшая вода, ледяное море в этот период, скалы и галька, по которой невозможно ходить босиком…

Отправляем в свободное плавание наш катерок с запиской внутри ( идея сына!). На разные пляжи (Васили, Серебряный, Яшмовый, Золотой, Инжир) с восточной стороны бухты доставляют катера. Поэтому назад мы вернулись на прибывшем с новой группой отдыхающих на Васили катере.

Бухта загадочна тем, что со стороны моря не видно входа в неё.

Вечером идём в Музей подводных лодок Балаклавы — объект 825 ГТС. «Сложное фортификационное сооружение создавалось подземным способом в толще горы, что давало возможность врезать входы в сооружение в горные склоны и развивать сеть подземных галерей на заданной глубине от поверхности земли. Прокладка тоннелей производилась с помощью взрывов направленного действия. В толще восточного склона горы Таврос были построены подземные дороги, шлюзовые камеры, цеха завода, арсенал, хранилища горючего, кабинеты, причалы, глубоководный канал и сухой док и уже в 1961 году в доке стояла первая подводная лодка».

Желающих посетить музей очень много. В музее температура воздуха 15 градусов, а экскурсия длится 1 час 20 минут, поэтому с собой лучше взять теплые вещи.

Как доехать до Балаклавского музея подводных лодок

Дорога до музея для туристов, пользующихся общественным транспортом, состоит из двух этапов. Проезд от авто или ж/д вокзала Севастополя, до остановки «Пятый километр Балаклавского шоссе» (конечная). Для этого подойдут автобусы и маршрутки под номером 17, 20 или 26, троллейбус № 17 и 20. Затем надо пересесть на 9, 94 или 99 маршрут, выйти на остановке «Оболонь». От нее свернуть вправо и пройти в западную часть Балаклавской бухты, минут 10 – 15 ходьбы.

Мне проще путешествовать на автомобиле. Если вам тоже – ориентируйтесь по координатам на карте. Точное место, координаты и карта ниже. Кстати, я в основном передвигаюсь на своем авто, но, иногда, моя «ласточка» остается дома. В таких случаях можно воспользоваться выгодной услугой «Аренда авто в Крыму».

Куда сходить, что посмотреть в Балаклаве

Крепость ЧембалоХрам Двенадцати АпостоловНабережная НазукинаЮжный и северный фортыБочка смертиОбъект 10019-я орудийная батареяКадыковский карьер

Взгляд с другой стороны

Хотя Балаклава – древнее поселение, но музей в основном сосредоточен на периоде Крымской войны. Но это не единственная его особенность. Событиям 1852-1856 гг. и Первой севастопольской обороне в Крыму посвящено много экспозиций. Но балаклавская отличается от них тем, что посвящена более противной стороне.

Основной акцент тут сделан на отображении быта и воинских традиций англичан, чьи позиции как раз располагались в районе Балаклавы. В этих местах произошла знаменитая «атака легкой бригады», ставшая фактическим концом легкой кавалерии в британской армии (Лермонтова надо было читать и не нарываться на «русский бой удалый»). На полях вокруг города осталась масса английских артефактов – оружия, бытовых вещей, элементов обмундирования.

Та война давно закончилась, стороны помирились, теперь активно и охотно сотрудничают в вопросах изучения общей истории. Некоторые экспонаты музея (подлинники!) приобретены в Англии и Франции. Специалисты из этих стран проявляют большую заинтересованность в сотрудничестве и даже по-белому завидуют балаклавскому учреждению, располагающему образцами воистину уникальными.

Создатель музея Сергей Гонтарь – не только успешный предприниматель, но и знаток истории. Он подбирает в свою команду соответствующих сотрудников, так что отзывы о работе экскурсоводов просто восторженные. Приятным дополнением служит оригинальная музейная кофейня – кафе, но выдержанное полностью в духе середины позапрошлого века, с соответствующими рецептами.

Система доказательств

Не все экспонаты в музее представляют собой подлинники – есть и реконструкции либо просто современные изделия, посвященные событиям Крымской войны. Но Гонтарь утверждает, что сотрудникам оказалось проблематичным доказывать подлинность отдельных истинно исторических артефактов.

Так, посетители упорно не верили, что печка-«буржуйка», выставленная тут, полтора столетия пролежала в земле. Ее принесли Гонтарю сотрудники пункта сбора металлолома – не пойми, как она туда попала. По сведениям самих приемщиков, нашли ее на месте бывшего британского лагеря. Проведенное исследование показало – подлинник, печка для английского офицерского жилого блиндажа. Тогда в британскую армию как раз поступили такие.

Но вот посетители решительно не верили в это. Печь выглядела слишком хорошо – хоть сейчас тащи дачу зимой отапливать. Пришлось Гонтарю в Британии покупать подлинник (со всеми регалиями) гравюры, изображающей как раз бытовую сценку из жизни офицеров-англичан того времени – в качестве экспертного подтверждения. Печка на ней изображена – ну точно балаклавская художнику позировала.

Не верят многие гости и в подлинность бутылочки из-под французской парфюмерии – какой-то щеголь-офицер притащил ароматную воду с собой на бой. Тончайшее стекло весит меньше современного бутылочного пластика – но при этом склянка цела-целешенька. В планах музея – запросить подтверждения по этому артефакту у французских производителей. Они до сих пор разливают такую воду под той же маркой и во флаконы подобного дизайна.

Музей

Открытие и история

Севастопольское «Морское собрание» во главе с Владимиром Стефановским предложило балаклавской мэрии проект создания в противоатомном Укрытии подводных лодок историко-заповедной зоны «Подземелье „холодной войны“». В неё бы вошли тематические экспозиционные залы, размещённые в бывших цехах и арсеналах, подводная лодка, стоящая у подземного причала, туристский центр, кинозал с хроникой времен активного военного противостояния двух политических систем, наконец, подземный мемориал, где была бы увековечена память подводников, погибших на той — без выстрелов — воистину холодной войне в океанских глубинах.

Открытие военно-морского музейного комплекса «Балаклава» произошло 1 июня 2003 года.
Комплекс к тому времени входил в состав Музея военно-морских сил Украины.

В состав военно-морского музейного комплекса входят подземная часть завода, арсенал, а также морской причал и несколько зданий. К осмотру доступны зоны вокруг искусственного канала, который проходит гору насквозь, несколько цехов завода и арсенал, где хранились торпеды и ядерные боеголовки.

План развития экспозиции музея предусматривает создание подводной экспозиции в канале завода, осушения сухого дока и установку в него списанной подводной лодки; восстановление помещений завода и минно-торпедной части, создания в них экспозиций, посвященных периоду «холодной войны», истории военно-морской базы и подземного завода.

Десятилетний юбилей музея праздновался в июне 2013 года с участием ветеранов-подводников, бывших работников подземного завода, а также представителей властей, вооружённых сил и школьников. В 2014 году объект перешёл под юрисдикцию России и стал южной площадкой Военно-исторического музея фортификационных сооружений Российской Федерации. Согласно сообщениям в прессе от марта 2014 года, Россия рассматривает возможность восстановления военной базы подводных лодок в Балаклаве.

Экспозиция

В музее действует экспозиция — «Подводные силы Черноморского флота 1944—1994 гг.»

На базе сохранившихся подземных сооружений организованы экспозиции об истории Военно-Морского Флота, о подводных силах Черноморского флота бывшего СССР, о военных и политических аспектах «холодной войны». Для осмотра открыты зоны вдоль подземного канала, бывшие цеха завода и арсенал. Представлены модели боевых кораблей, образцы техники и вооружения. В одной из штолен находится выставка раритетов Крымской войны 1853—1856 годов.

Режим работы

Время работы музейного комплекса с 10:00 до 15:00. Выходной день — понедельник.

Продолжительность экскурсии — один час.

Добраться до музея из центра Севастополя лучше всего автобусом на Балаклаву с 5-го километра (конец проспекта Генерала Острякова).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector