Где находится тмутаракань: взгляд историка на эпизод из нового фэнтези «скиф»

Христианство в Таматархе-Тмутаракани

Зихская епархия Константинопольского патриархата с центром в Никопсисе известна со второй трети VI в., её основная задача — христианская миссия, рассчитанная на проповедь среди населения Северо-Западного Кавказа — зихов.
В конце VIII века впервые упоминается Таматархская епархия в составе Готской митрополии Константинопольского патриархата
В середине IX в. кафедра Зихии была перенесена в Таматарху (Матраху) на Таманском полуострове. В третьей четверти XIII в. архиепископия была возведена в ранг митрополии. При этом архиереи продолжали сохранять титул «Зихийский». С конца XIV в. о митрополии ничего не известно, а уже в 1439 г. в Матрахе присутствует католический архиепископ.

Предстоятели Матрахи известны по сообщениям «Документов синодов Константинопольских патриархов» (для XI—XII вв.) и «Просопографического лексикона Палеологов» (в XIII—XIV вв.).

Анонимный архиепископ Зихии упомянут под 1023 г.

Между 1039 и 1054 гг. известен архиепископ Зихии Антоний. Антонию также принадлежат пять моливдовулов (печатей), обнаруженных на Таманском городище.

Второй половиной XI в. датируются три анонимные печати проэдра (то есть архиепископа) Зихии.

Под 1072 г. упомянут архиепископ Зихии Григорий.

Анонимный архиерей, иерействовал между 1081 и 1084 гг.

Упомянутый в Киево-Печерском Патерике монах Никола (Николай) был поставлен на кафедру Матрахи в конце XI в.

Под 1169 г. известен ещё один анонимный архиерей Матрахи.

Впервые митрополит Зихии — Василий упомянут под 1285 г.

В письме Иоанна Апокавка (ок. кон. XII в.) упоминается церковный архиерей Зихии Феодосий, а в Типиконе Михаила Палеолога под 1394 г. — архиерей Зихии Никодим.

В XIV в. неоднократно упоминаются архиереи без указания имени: 1317—1318 гг. Зихо-Матрахский; 1364 г. Матрахо-Зихийский; 1366, 1382, 1393, 1394 гг. Зихийские.

Наконец, под 1396 г. отмечается последний известный архиерей — Иосиф, митрополит Зихии и Матрахи.

Как хазары уступили Тмутаракань

Тмутаракань в так называемой еврейско-хазарской переписке Х века именуется Самкерцом. Славянское название Тмутаракань — это производное от тюркского «Тумен-Тархан, Тумантархан». Княжество входило в состав могущественного государства хазар. Как сообщается, один из скандинавских предводителей из Руси Хлгу, подкупленый византийским императором Романом Лакапином, напал на Самкерц. В ответ на это правитель племени Черных булгар Песах Булшци (созвучно с тюркским «булышчы, булышучы» — помощник, — прим. ред.) разбил русов и напал на византийское владение Херсон.

В 965 г. князь Святослав разбил правящий народ Хазарского каганата вместе с кавказскими племенами ясами и касогами (экзоэтноним предков современных адыгов, упоминаемый в русских летописях до нашествия монголов). После этого похода Самкерц должен был оказаться под властью Руси.

«И пришед Тмуторокань, заложи церковь Святыа Богородица, и соверши ю, яже стоит и до сего дни Тмутороканю». Фото runivers.org

В 987 г. дербентский эмир Маймун б. Ахмад нанял русов для того, чтобы опереться на них против раисов Дербента. В 989 г. русы помогали эмиру против фанатика-проповедника из Гиляна. После этого они исчезают со страниц хроник, пока князь Мстислав не упоминался в летописи как противник касожского князя Редеде в поединке в 1022 г. Нужно отметить, что черкесских племен было несколько.

Константин Багрянородный знал зихов, касаков и папагов. Грузинские авторы знали кашаков и санигов. О кашаках знал ал-Масуди. В русской летописной традиции были известны только касоги, что скорее всего указывает на таманскую локализацию событий.

Давным-давно

Мы не будем забираться очень далеко в глубь веков, но остановимся на более-менее известных фактах. Считается, что этот город-порт, который назывался Гермонасса, был основан в VI веке до н. э. и входил в состав эллинского Боспорского государства. Соседями у него были Пантикапей и Горгиппия, которые мы сегодня знаем как Керчь и Анапу. Судьба Гермонассы для античного города вполне благополучна, она просуществовала целое тысячелетие, и только в VI веке нового тысячелетия её захватили тюрки, после чего и поселение стало называться Тумен-Тархан. Тюркскому каганату повезло меньше, уже в IX веке он распался, а город перешёл под хазарское правление и получил новое название Самкерц.

На карте хорошо видно местоположение Тмутаракани

Современные изучения артефакта

После 1904 года в русских летописях нет ни одного упоминания о существовании Тмутаракани и Тмутараканского княжества. В настоящее время Таманское городище, на территории которого якобы был обнаружен Тмутараканский камень, все еще изучается. Раскопки там проводятся до сих пор. Тмутараканский камень, фото которого представлено в этой статье, также по сей день подвергается тщательному изучению самых разных ученых-историков и лингвистов. Первым, кто прочел и расшифровал древнерусскую надпись, был А. Н. Оленин. В подлинности этой надписи долгое время сомневались, однако дальнейшее изучение все-таки подтвердило ее историческую значимость. В 1940 году А. Мазоном поднялся вопрос о подлинности «Слова о полку Игореве», в котором также встречается упоминание о Тмутаракани. Его поддержали еще несколько ученых, однако никаких новых фактов и доказательств в поддержку своей теории они не привели и не смогли научно обосновать взгляд на Тмутараканский камень как на подделку. Сомнительные высказывания группы этих историков все-таки подтолкнули представителей научного мира к очередному анализу надписи на камне. А. А. Медынцева провела тщательный палеографический анализ, сопоставила ее с найденными рукописями того времени. Помимо этого, был повторно изучен сам камень, степень его разрушения. В результате этих исследований ученые в очередной раз пришли к выводу, что найденный камень является подлинным историческим свидетельством существования Тмутараканского княжества.

Историческое значение Тмутараканского камня

Обнаружение камня имело в то время важное историческое значение. Екатерина II очень щепетильно относилась к изучению истории Российского государства

Императрица сама интересовалась историей и постепенно ввела моду на старину. К сожалению, первые письменные источники на Руси датировались только XI веком. Отсутствие более ранних исторических свидетельств объяснятся просто. Большинство древнерусских городов были построены из дерева. Часто и повсеместно вспыхивали пожары, в которых и погибали более ранние письменные источники. Именно по этой причине обнаружение Тмутараканского княжества вызвало живой интерес у современников.

История

Город был основан греками с острова Лесбос и получил название Гермонасса (др.-греч. Ἑρμώνασσα) в VI веке до н. э. С IV века до н. э. входил в состав Боспорского царства. С самого начала имел двухэтажные каменные дома с печами и хранилищами зерна. Здания крылись черепицей и содержали по пять комнат. В центре его располагался акрополь. Неподалёку от города был храм Афродиты. В VI веке Боспор стал федератом или частью Византийской империи Юстиниана I.

В VI столетии город был завоёван Тюркским каганатом и, вероятно, с этого времени получил новое название Тумен-Тархан, которое, как предполагается, происходит от тюркского слова тумен, обозначавшего войсковое подразделение в десять тысяч человек, и титула тархан. Относительно первой части названия есть и другие этимологии.

Вскоре после распада Тюркского каганата город стал хазарским и в источниках IX—X веков иногда именуется Самкерцем. В это время под воздействием набегов он превратился в крепость. Византийское влияние не оборвалось: земляночные и юртовые постройки для города не характерны. Население города было полиэтничным. Здесь селились греки, зихи, армяне, хазары, аланы. Основная часть населения была занята в торговле. Занимались его жители и виноделием.

После разгрома Хазарского каганата в (или, по другим данным, в —) году киевским князем Святославом Игоревичем город перешёл под власть Руси. Тмутаракань (Тмуторокань, Тмутороконь, Тьмуторокань, Тмуторотань, Торокань) — столица древнерусского Тмутараканского княжества (вторая половина X — XI). В это время известен как крупный торговый город с гаванью. Через Тмутаракань поддерживались экономические и политические связи между русскими княжествами, народами Северного Кавказа и Византией. В городе продолжали жить зихи, греки, аланы, хазары, славяне и армяне. В 1022 году князь Мстислав Владимирович, правивший в Тмутаракани с по 1036 год, построил здесь церковь Богородицы. Князь Ростислав Владимирович самостоятельно правил в Тмутаракани в 1064—1066 гг. В 1068 году князь Глеб Святославич «измерил море» от Тмутаракани до Корчева (Керчи) (о чём сохранилась надпись на Тмутараканском камне). В 1079 году правивший в Тмутаракани Олег Святославич Черниговский был схвачен местными жителями — хазарами, и по соглашению с императором Никифором III Вотаниатом, с которым киевский князь Всеволод Ярославич был в союзе, сослан на Родос. После этого Тмутараканью три года управлял посадник Всеволода Ратибор. Володарь, сын отравленного византийским катепаном Херсонеса Ростислава, и Давид Игоревич изгнали посадника Ратибора (). В 1083 году при поддержке Византии Олег Святославович захватил Тмутаракань. С этого времени, и пока Олег Святославович не вернул себе Черниговское княжение (), Тмутаракань находилась под контролем Византии. Сохранившиеся печати Олега подтверждают сложившуюся ситуацию: Господи, помоги Михаилу, архонту Матрахи, Зихии и всей Хазарии, а также: Господи, помоги Михаилу, архонту и дуке Матрахи и всей Хазарии. Причём печати Олега, в крещении Михаила, принадлежат к типу печатей наместников византийских императоров.

После 1094 года упоминания о Тмутаракани исчезают из русских летописей. На протяжении XII века в византийских источниках Таматарха и окрестности упоминались как принадлежащие империи. В 1040-х годах Иоанн Цец писал о «стране матархов» как о части империи. Период господства Византии закончился с падением Константинополя () в ходе 4-го крестового похода.


Матрега в зоне генуэзского влияния

В XIII—XV веках город является колонией Генуи, одновременно им управляют адыгские князья. Под 1419 год упомянут династический брак знатного генуэзца Винченцо де Гизольфи и дочери адыгского князя Берозоха — Биха-ханум. Правителем города стал сын от этого брака Захария де Гизольфи. Однако в 1475 году турки захватили Матрегу и присоединили к своим владениям. Тем не менее, дипломатическая активность Захарии помогла ему сохранить за собой пост главы города. Турецкая крепость Хункала была построена к востоку от города, на развалинах генуэзской крепости, сам город получил название Таман (XVI — конец XVIII).


Монета Тмутараканского княжества. Подражание византийскому миллиарисию. Медь. X—XI век

Значение Тьмутаракани для Руси

Значение Тьмутаракани, как города, для Руси огромно в этот период – он является центром связи между кавказскими племенами, Византией, русскими княжествами. Современники описывают его как город с гаванью, от которой корабли доплывали и до Керчи. Русские князья правили, строили церкви, плавали по морю, воевали.

Устройство города было следующим: княжеский терем, помещения для слуг и дружинников, церковь, хранилища для припасов, а также пресной воды на случай осады или нападения. Все это было обнесено стеной, около которой беспорядочно были расположены саманные дома горожан. Улицы были мощенные, а сам город обнесен мощной внешней стеной из кирпича. Тьмутаракань была не только торговым, но и культурным центром, оказывающим значительное влияние на культуру живущих в этом регионе племен – здесь была в том числе распространена и письменность.

История правления князьями иногда была драматичной и запутанной – так, князь Олег Святославович, правивший в одиннадцатом веке, по указу киевского князя Всеволода был пленен и отослан в ссылку на остров Родос. На тьмутораканское княжество был посажен ставленник Всеволода Ратибор. На этом посту он удержался всего три года и был свергнут правнуком Ярослава Мудрого Володарем. Его отец был отравлен византийцами.

Вместе с волынским князем Давидом они изгнали в 1082 году посадника. Но ссыльный князь Олег сумел договориться с византийцами, заручиться их поддержкой и вновь вернул контроль над тьмутараканским княжеством, но правил уже как византийский наместник. Последние упоминания о княжестве как об автономной территориальной единице в летописных источниках датируются 1094 годом.

История

О времени завоевания Тмутаракани Древнерусским государством в источниках сведений нет. Считается, что оно произошло либо во время восточного похода Святослава в 965 году, либо во время корсунского похода Владимира в 988 году. Ранее эта территория входила в состав Хазарского каганата, а до того была ядром Боспорского царства.

Во второй половине X века в составе Тмутараканского княжества и под его контролем находились — Северное Причерноморье, Приазовье, Восточный Крым с Керчью (Корчевым), крепость Белая Вежа и Тамань.

В /—1036 годах княжество было во владении Мстислава Владимировича (умер в 1036). В 1022 году Мстислав Владимирович покорил касогов, убив в поединке их князя Редедю

После этой победы в Тмутаракани им была основана церковь Богородицы, которая представляла сооружение столь же важное для древнерусского зодчества как Десятинная церковь, так как, в отличие от первых русских храмов, также была каменным сооружением с фресками и размером длиной 16,5 м и шириной в 10,65 м.

В 1024 году состоялась битва при Листвене, которая закрепила авторитет Тмутараканского княжества. В 1030 году Мстислав Владимирович совершил поход на Ширван. В 1032 году в союзе с сарирцами и аланами — второй поход на Ширван. В 1033 году, в союзе с аланами, князь совершил третий, неудачный, поход на это закавказское государство.

С 1054 года Тмутараканское княжество входило во владения черниговского князя Святослава Ярославича. Во 2-й половине XI века в княжестве правили его сыновья Глеб, Роман и Олег Святославичи. В поздний период оно неоднократно захватывалось другими князьями. В XI веке половецкие кочевья отрезали с севера Тмутаракань от Руси.

В 1083 году с помощью византийского флота в Тмутаракани воцаряется Олег Святославич — последний летописный тмутараканский князь. Он же под именем Михаила фигурирует как византийский архонт Матархи, Зихии и всей Хазарии.

Мстислав Владимирович

Его сын Мстислав регулярно вел войны со своими соседями. Так, в 1022 году он организовал поход против горных алан. В войне Мстислав был союзником Византии, которая также боролась в этом регионе против грузинского царства. Этот конфликт стал известным благодаря тому, что в фольклоре осталась память о дуэльном поединке русского полководца и Редеди. Это был князь местного племени касогов. Согласно местным обычаям, конфликты между войсками могли быть улажены после дуэли между их лидерами. Таким образом, победитель в единоборстве между Редедей и Мстиславом мог получить все, чем владел его противник. Русскому князю удалось победить касога. Мстислав объяснил этот исход тем, что за него заступилась Богородица.

После победы тмутараканский правитель забрал себе жену и детей Редеди. Кроме того, он обложил данью всех касогов. Дуэль фигурировала в нескольких древних летописях и была упомянута в «Слове о полку Игореве», благодаря чему и стала широко известной. Знаменитый художник Николай Рерих запечатлел этот сюжет на холсте в 1943 году, во время Великой Отечественной войны, передавая в нем крайнее напряжение боя и предрекая победу над ненавистным врагом.

Война с Киевом

Амбиции Мстислава не останавливались на далеком Тмутараканском княжестве. Он хотел заполучить Киев. Через несколько лет после смерти своего отца Владимира Святославича Мстислав объявил войну брату Ярославу Мудрому. Ему не удалось заполучить Киев, однако он завладел Черниговом, который и сделал своей резиденцией. Тем не менее, Мстислав не забывал о Тмутаракани. Он организовал еще несколько походов в горы. В 1029 году он воевал с ясами. Еще через несколько лет русский флот оказался в Каспийском море, а славянское войско даже отправилось в Закавказье, в древнюю область Арран. В это время Тмутаракань поддерживала алан. Город стал домом для самых разных авантюристов и наемников со всего света.

Мстислав Смелый был ревностным христианином. После победы над Редедей он заложил в Тмутаракани первый каменный храм. После запустения города он разрушился – его руины были обнаружены современными археологами. После гибели Мстислава на охоте в 1036 году княжество Тмутараканское вновь отошло к киевским князьям.

Белая Вежа

В 965 году языческая Русь стала абсолютным доминантом Восточной Европы. Тогда князь Святослав разгромил Хазарский каганат — сильную волжскую державу. Этот поход изучен не очень хорошо, ведь письменных источников о нем не так уж и много, и главный из них — «Повесть временных лет», которому сегодня историки доверяют все меньше.

Возможно, походов даже было два — один на Волгу, а другой на Дон и в Дагестан. Однако множественные археологические находки подтверждают: русские разбили хазар и их союзников, и захватили у них ряд территорий. В 965 году Святослав захватил две хазарские крепости — Саркел и Тмутаракань.

Саркел, хотя по-хазарски правильнее «Шаркил», что переводится с хазарского как «белый дом», находился в устье реки Цымла. Сейчас крепость находится на дне Цымлянского водохранилища. Она была построена хазарами в 830-х годах, в строительстве участвовали византийские инженеры, которых хазарские правители выписали из Греции.

Большинство историков считает, что Саркел был нужен Каганату для защиты крупного торгового перекрестка, на котором сходились морские и сухопутные торговые трассы. Недалеко от Саркела находился волок между Волгой и Доном.

Однако некоторые, например, М.И. Артамонов и В.И. Войтович полагали, что она предназначалась для защиты этого региона от западных и северных соседей — русичей и викингов, которые иногда заплывали в эти края по речной системе и Черному морю.

Стены крепости были толстые — около 4 метров и высокие — около 10 метров. Святослав сделал ее русским владением, хотя захватить территории вокруг нее было невозможно. Получалось, что крепость находилась в нескольких сотнях километров от юго-восточных границ Руси, Переяславской земли. Русские воспользовались удобствами Саркела и превратили его в крупный торговый пункт, через который на Русь шли товары из Византии и с Кавказа.

В 1103 году Владимир Мономах населил город печенегами и торками, которые вместе с русскими, стали его гарнизоном. Но одинокая крепость в сердце степи простояла недолго: в 1117 году его разорили половцы, и оставшиеся жители были вынуждены покинуть город.

Исследования

Таманское городище (площадь около 35 га) раскопано частично, так как большая часть его находится под жилой застройкой или разрушена водами Таманского залива. Толщина культурного слоя достигает 12−14 метров.

Раскопки производятся с XIX века (А. Фиркович, К. Р. Бегичев, В. Г. Тизенгаузен и др.) и до настоящего времени. Исследовано экспедициями А. А. Миллера (1930−1931), Б. А. Рыбакова (1952−1955). С 1965 г. здесь работает археологическая экспедиция, которой последовательно руководили И. Б. Зеест, А. К. Коровина, С. И. Финогенова, а с 2007 г. — Т. А. Ильина и В. Н. Чхаидзе.

На памятнике открыты фундаменты храма начала XI века (отождествляются с построенной в 1022 г. Мстиславом Владимировичем церковью св. Богородицы) с примыкающим христианским кладбищем, остатки сырцовой оборонительной стены, развалины большого шести- или семиугольного сооружения (башня-донжон?). В пределах стен открыты резервуары для воды, давильня для винограда. Выявлена регулярная городская планировка: мощёные улицы, поставленные на каменный цоколь сырцовые дома с печами из сырцовых кирпичей. Со второй половины X в. городская планировка меняется — дома ориентированы углами по сторонам света. К жилищам примыкали небольшие дворики или хозяйственные сооружения без крыши, где размещались ямы-погреба и зернохранилища. Город был окружён несколькими кладбищами. За городищем находилась внутренняя гавань, соединённая с морем протокой. К югу от городища, на вершине горы Зеленской исследованы остатки монастыря XI в.
К востоку от городища, под современной станицей расположены остатки генуэзской и турецкой крепости.

Находки материальной культуры (амфоры, высокогорлые кувшины, кухонная, столовая, поливная керамика и пр.) в основной своей массе имеют греческое (византийское) происхождение и традиции. Большинство памятников эпиграфики также выполнено на греческом языке. Предметы славянской культуры очень малочисленны и связаны с пребыванием в городе русских князей, дружинников, монахов и торговцев.

В настоящее время территория городища объявлена музеем-заповедником.

Оспаривая первенство Москвы

Великое княжество Тверское на протяжении почти всего XIV века боролась с Московским княжеством за первенство. В это время северо-восточная Русь оправилась от монгольского нашествия, начался экономический рост, сопровождавшийся укреплением политического могущества. За контроль над этой территорией и боролись Москва с Тверью. Дело доходило до междоусобных битв, в которых верх брала то одна, то другая сторона. Никоновская летопись пестрит подробностями усобицы.

Централизация была выгодна и Орде – так поступало бы больше налогов, а дело иметь пришлось бы не с десятком князей, а одним. С другой стороны, Орда не допускала чрезмерного укрепления русских земель. Тем не менее, именно московский князь Иван Калита выступил на стороне татаро-монголов для подавления восстания тверичей, и получил возможность собирать налоги от имени Орды. Именно Калита окончательно закрепил превосходство Москвы. Последний крупный конфликт относится к 1360 году, когда тверичи вместе с литовцами осадили Москву. Князь Дмитрий Иванович, будущий Донской, отбил нападение и принудил к миру.

Автор кавказской политики

В итоге на Тамани появилось далекое владение Руси — Тмутаракань. В Тмутараканском княжестве помимо русов обитали касоги, аланы, хазары, греки, армяне, обезы (абазинцы), евреи, тавры.

Нужно отметить, что в ХІ в. русы упомянуты как участники событий, связанных с Южным Кавказом. В 1030 г. русы прибыли на 38 суднах в Дербент. Они противостояли ширваншаху Минучехру б. Йазиду и была у них с ним битва вблизии Баки. Ширванцы были побеждены, а русы поднялись вверх по реке Куре до слияния ее с Араксом. Муса б. Фадл сын арранского правителя нанял русов для участия в междусобице с братом Аскарийа, и они воевали у Байлакана. После этого русы вернулись в свою страну. В. Минорський считал, что это — Тмутаракань.

В 1032 г. русы вновь вторглись и опустошили Ширван. Но на обратном пути, который проходил через горы, воины Мансура б. Маймуна напали на них и забрали у русов добычу. В 1033 г. русы вместе с аланами совершили поход мести против Дербента, но вблизи Караху были побеждены Хайсамом б. Мамуном. По мнению В. Минорского и А. Новосельцева, походы на Южный Кавказ стали возможны благодаря помощи кавказских аланов. Мы не видим причин с ними не согласиться.

Монеты Тмутараканского княжества. Фото museum.com.ua

В хронике Абу-л-Фадла Мухаммеда б. Хусейна Байхаки было указано, что один из мусульманских эмиров (султан Масуди) в 1035 г. увидел на Абескунском (Каспийском) море корабли русов. По мнению О. Прицака эти судна были посланы на помощь союзным русам огузам против Махмуда Газневи. Управлять русами в этом походе должен был Ингвар. Исландские летописи датировали гибель Ингвара в 1041 г., что может свидетельствовать в пользу того, что Ингвар находился в Средней Азии несколько лет и погиб в битве под Асибом. В этом нет ничего удивительного, если упомянуть, что, например, в 922 г. скандинавы находились на территории Волжской Булгарии. Скандинавы приезжали на мусульманский восток как торговцы и воины. Наемничество было у них распространенной практикой. На рунических камнях, где размещены надписи в честь участников экспедиции Ингвара, указано что скандинавы погибли в Серкланде. Серкландом скандинавы обычно называли мусульманский восток, частью которого и был Хорезм.

Олег Святославич

Из-за грабежей половцев новый император Алексей Комнин в 1081 году решил снять опалу с Олега. К этому времени черниговский изгнанник успел жениться на гречанке и породниться со знаменитыми константинопольскими аристократическими семьями. В 1083 году благодаря поддержке императора ему удалось отвоевать древнерусское Тмутараканское княжество. Олег получил титул архонта (то есть имперского наместника). Такое положение дел сохранялось на протяжении десяти лет, когда провинция наслаждалась миром и прибыльной торговлей.

Однако в 1094 году Олег решил вернуться на родину. Он собрал войско, состоявшее из половцев, и отправился покорять Чернигов, которым когда-то правил его отец. Так началась война Олега с Владимиром Мономахом. Из-за того, что тмутараканский изгой привел на Русь орды кочевников и начал беспощадную войну, он получил прозвище Гориславича. В 1097 году Олег окончательно получил Новгород-Северский. До самой своей смерти он больше не возвращался в далекую Тмутаракань.

История

Город был основан греками с острова Лесбос и получил название Гермонасса (др.-греч. Ἑρμώνασσα) в VI веке до н. э. С IV века до н. э. входил в состав Боспорского царства. С самого начала имел двухэтажные каменные дома с печами и хранилищами зерна. Здания крылись черепицей и содержали по пять комнат. В центре его располагался акрополь. Неподалёку от города был храм Афродиты. В VI веке Боспор стал федератом или частью Византийской империи Юстиниана I.

В VI столетии город был завоёван Тюркским каганатом и с этого времени получил новое название Тумен-Тархан, которое, возможно, происходит от тюркского титула тархан и слова тумен, обозначавшего войсковое подразделение в десять тысяч человек.

Вскоре после распада Тюркского каганата Тументархан стал хазарским и в источниках IX—X веков иногда именуется Самкерцем. В это время под воздействием набегов он превратился в крепость. Византийское влияние не оборвалось: земляночные и юртовые постройки для города не характерны. Население города было полиэтничным. Здесь селились греки, зихи, армяне, хазары, аланы. Пёстрой была и религиозная ситуация: христианство соседствовало с иудаизмом и тенгрианством. Основная часть населения была занята в торговле. Занимались его жители и виноделием.

После разгрома Хазарского каганата в (или, по другим данным, в —) году киевским князем Святославом Игоревичем город перешёл под власть Руси. Тмутаракань (Тмуторокань, Тмутороконь, Тьмуторокань, Тмуторотань, Торокань) — столица древнерусского Тмутараканского княжества (вторая половина X — XI). В это время известен как крупный торговый город с гаванью. Через Тмутаракань поддерживались экономические и политические связи между русскими княжествами, народами Северного Кавказа и Византией. В городе продолжали жить зихи, греки, аланы, хазары, славяне и армяне. В 1022 году князь Мстислав Владимирович, правивший в Тмутаракани с по 1036 год, построил здесь церковь Богородицы. Князь Ростислав Владимирович самостоятельно правил в Тмутаракани в 1064—1066 гг. В 1068 году князь Глеб Святославич «измерил море» от Тмутаракани до Корчева (Керчи) (о чём сохранилась надпись на Тмутараканском камне). В 1079 году правивший в Тмутаракани Олег Святославич Черниговский был схвачен местными жителями — козарами, и по соглашению с императором Никифором III Вотаниатом, с которым киевский князь Всеволод Ярославич был в союзе, сослан на Родос. После этого Тмутараканью три года управлял посадник Всеволода Ратибор. Володарь, сын отравленного византийским катепаном Херсонеса Ростислава, и Давид Игоревич изгнали посадника Ратибора (). В 1083 году при поддержке Византии Олег Святославович захватил Тмутаракань. С этого времени, и пока Олег Святославович не вернул себе Черниговское княжение (), Тмутаракань находилась под контролем Византии. Сохранившиеся печати Олега подтверждают сложившуюся ситуацию: Господи, помоги Михаилу, архонту Матрахи, Зихии и всей Хазарии, а также: Господи, помоги Михаилу, архонту и дуке Матрахи и всей Хазарии. Причём печати Олега, в крещении Михаила, принадлежат к типу печатей наместников византийских императоров.

После 1094 года упоминания о Тмутаракани исчезают из русских летописей. На протяжении XII века в византийских источниках Таматарха и окрестности упоминались как принадлежащие империи. В 1040-х годах Иоанн Цец писал о «стране матархов» как о части империи. Период господства Византии закончился с падением Константинополя () в ходе 4-го крестового похода.


Матрега в зоне генуэзского влияния

В XIII—XV веках город является колонией Генуи, одновременно им управляют адыгские князья. Под 1419 год упомянут династический брак знатного генуэзца Винченцо де Гизольфи и дочери адыгского князя Берозоха — Биха-ханум. Правителем города стал сын от этого брака Захария де Гизольфи. Однако в 1475 году турки захватили Матрегу и присоединили к своим владениям. Тем не менее, дипломатическая активность Захарии помогла ему сохранить за собой пост главы города. Турецкая крепость Хункала была построена к востоку от города, на развалинах генуэзской крепости, сам город получил название Таман (XVI — конец XVIII).


Монета Тмутараканского княжества. Подражание византийскому миллиарисию. Медь. X—XI век

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector