Памятник екатерине 2 в санкт-петербурге: описание, фото

История появления достопримечательности

Идея первоначальной скульптуры родилась еще в 1895 г. – у скульптора Микешина. Через год был готов генеральный эскиз и заложен постамент. Сюжетом должны были стать Екатерина Великая и ее победоносное окружение, ведь именно названная императрица повелела строить на границе станичных и адыгских поселений Кубани город. Не случайно первоначально он носил имя Екатеринодар. А история сохранила сведения, что просвещенная царица разрешила селиться казакам в этом месте еще в 1793 г. Многие краеведы даже знают дату первого заселения и отмечают.

Стоит рассказать про сам Екатерининский сквер. Его территория официально считается историками точкой основания современного Краснодара – в 90-е гг. XVIII века на месте этой зеленой зоны находился дворцовый парк Черноморского атамана. Окна резиденции выходили на великолепные аллеи и сады. Тут, кстати, росло дерево Гинкго, привезенное из Китая. Тогда его называли «живым ископаемым» или «прародителем всех деревьев». «Зеленый брат», к слову, благоухает здесь до сих пор. Он – единственный обитатель сада, с которым за время жизни ничего плохого не произошло.

Но продолжим освящать историю памятника. После смерти Микешина его дело продолжил Борис Эдвардс. Открытие монумента состоялось лишь в конце весны 1907 г. Позже он был отправлен жадными до металла большевиками на переплавку, простояв всего 13 лет.

Новую ипостась создал уже член СХ России А. Аполлонов. Он изучал бронзовую копию скульптуры, бумаги и чертежи. Объект восстановлен по его проекту в 2006 г. Горожане увидели плоды работы в мастерской, а также триумфальную атрибутику, изготовленную специалистами местного Компрессорного завода. Покрывало сняли под музыку памятного концерта, после пламенной речи краснодарского руководства о «наших предках-героях». В дату высадки первого Черноморского десанта сюда возлагают цветы.

История создания памятника

Идея обессмертить императрицу в камне возникла еще в первые годы ее правления (Екатерина Вторая пришла к власти в 1762 году и правила Российской Империей до своей смерти в 1796 году), но сама императрица тогда категорически отвергла этот замысел. Однако ее заслуги были по достоинству оценены не только ее собственными подданными, но и преемниками. Так, император Александр ІІ  (тот самый, который отменил крепостное право в России и получил за это приставку «освободитель») повелел объявить конкурс на лучший проект памятника Екатерине. Монумент хотели установить в Царском Селе, а проект – доверить художнику Микешину. В итоге памятник по модели художника был отлит из бронзы, благополучно отправился на выставку в Лондон, где удостоился почестей и медали.

В 1863 году князь Суворов (внук знаменитого русского полководца) лично обратился к императору Александру ІІ с тем, дабы установить памятник напротив Александрийского театра. Микешин значительно изменил проект, который уже мало чем походил на предыдущую модель. Примерно через год работы по изготовлению модели были завершены. Было получено разрешение «свыше», и тогда памятник, наконец, начали возводить.

Во главе строительных работ стоял архитектор Давид Гримм. Гранит для пьедестала доставляли водным путем: шел тот достаточно причудливым маршрутом — с Карельского перешейка к набережной Невы у Летнего сада и оттуда уже до нужного места по железной дороге. Создавался не только сам памятник императрице: параллельно с этим обустраивали и прилегающий к памятнику сквер.

В целом строительство заняло чуть больше 10 лет и продолжалось с 1862 по 1873 гг. День открытия памятника был выбран не случайно: торжественная, удивительно пышная, церемония состоялась в день святой Екатерины, тогда же справлялись именины и самой императрицы Екатерины Великой — 24 ноября (6 декабря) 1873 года. В масштабе города это был настоящий праздник: улицами прошел торжественный парад, гремел салют, а в Национальной библиотеке накрыли роскошные столы, дабы по достоинству чествовать авторов памятника и тех, кто принимал участие в этом грандиозном строительстве.

Из государственной казны на создание памятника потратили свыше 300 000 рублей, но в долгосрочной перспективе это обернулось по-настоящему выгодной инвестицией: даже через много лет после открытия монумента тысячи жителей и гостей города с восхищением приходят посмотреть на один из самых видных памятников Старого Петербурга.

Письмо императору

14 декабря 1874 г. Микешин отправил письмо императору с предложением о возведении памятника Севастопольской обороне 1854-1855 гг.: «Великое дело Севастопольской обороны должно быть увековечено в народной памяти. Лучшим же средством для сего без сомнения служат скульптурные памятники. Памятник, трактованный в смысле вышеизложенных народных идей, был бы люб и дорог народу, и служил бы на будущие века назиданием и поощрением ему же, народу, укрепляя его в тех же принципах, кои руководили им в моменты его честного раздражения. Нынешнее время представляется наиудобнейшим для сооружения памятника «Севастопольской обороне»»2. Вместе c письмом в архиве были обнаружены описание проекта и эскизный набросок. Этот проект повлиял не только на карьеру Микешина, но и на развитие эстетики памятников Севастополя, установленных на рубеже XIX-XX вв.

Черновик обращения М.О. Микешина к императору Александру II. 1874 г. Фото: РГВИА

В 1875 г. Городская Дума Севастополя приняла решение никогда не застраивать места бывшей оборонительной линии, отметить ее памятной стенкой, а на местах бастионов разбить скверы и установить памятники. Для этого в 1899 г. был учрежден комитет по восстановлению памятников Севастопольской обороны. Город начал наполняться памятными знаками, воссоздающими места укреплений и событий обороны.

Но еще за год до этого М.О. Микешин, уже получивший всероссийскую известность благодаря своему памятнику «Тысячелетие России» в Новгороде, предложил концепцию памятника, который должен был превратиться в символ трагических событий 1854-1855 гг.:

«Его Величество, возлюбленный Государь наш, утверждая памятник 1000-летия России изволил одобрить мою идею о том, чтобы в этом народном памятнике были помянуты все, кто способствовал славе и величию Нашего Отечества, не глядя на различие как ранга помещаемых личностей, так и способов, которыми личности эти проявили полезность своей деятельности… Нет возможности после сего сомневаться, что и в данном случае в идее о памятнике Севастопольской обороне Его Величество отнесется к значению этой святой раны исторического тела нашей родины с общенародной точки зрения»3.

М.О. Микешин.

Композиция

Бронзовая фигура Екатерины ΙΙ держит в руках скипетр и лавровый венок, с плеч ниспадает складками горностаевая мантия, у ног возлежит корона Российской империи. Императрица изображена с осанкой высочайшей особы, однако без строгости и с лёгкой улыбкой на лице. На груди виден орден святого Андрея Первозванного.

Вокруг пьедестала расположены девять фигур видных деятелей екатерининской эпохи: фельдмаршал Пётр Румянцев-Задунайский, государственный деятель Григорий Потемкин и полководец Александр Суворов обращены к Невскому проспекту, поэт Гавриил Державин и президент Российской академии Екатерина Дашкова — к Аничкову дворцу, князь Александр Безбородко и президент Российской Академии художеств Иван Бецкой — к Публичной библиотеке, полярный исследователь и флотоводец Василий Чичагов и государственный деятель Алексей Орлов-Чесменский — к фасаду Александринского театра. На переднем фасаде памятника помещена бронзовая доска, украшенная атрибутами наук, художеств, земледелия и военного дела. На книге, стоящей среди этих атрибутов, написано слово «закон» и сделана надпись: «Императрице Екатерине ΙΙ в царствование Императора Александра ΙΙ-го 1873 год».

Скульптуры пьедестала памятника
П. А. Румянцев-Задунайский, Г. А. Потемкин, А. В. Суворов А. А. Безбородко, И. И. Бецкой В. Я. Чичагов, А. Г. Орлов-Чесменский Г. Р. Державин, Е. Р. Дашкова
Детали памятника
Голова императрицы. Виден орден Андрея Первозванного Монограмма императрицы Корона у ног императрицы Табличка у подножия пьедестала

Памятник имеет сходство с памятником Тысячелетию России, находящимся в Великом Новгороде, что неслучайно, так как оба они проектировались Михаилом Микешиным. Нельзя не отметить и его сходство с памятником Екатерине II в Краснодаре, это была одна из последних работ скульптора.

По первоначальному замыслу, памятник должен был быть установлен в Царском Селе, однако позже было решено установить его в Петербурге перед Александринским театром. Между Александринским театром и памятником Екатерине II разбит сквер, который называют Екатерининским.

События последних лет царствования Александра II — в частности, Русско-турецкая война 1877—1878 — помешали осуществлению замысла расширения мемориала Екатерининской эпохи. Д. И. Гримм разработал проект сооружения в сквере рядом с памятником Екатерине II бронзовых статуй и бюстов, изображающих деятелей славного царствования. Согласно окончательному списку, утверждённому за год до смерти Александра II, рядом с памятником Екатерине должны были разместиться шесть бронзовых скульптур и двадцать три бюста на гранитных постаментах.

В рост должны были быть изображены: граф Н. И. Панин, адмирал Г. А. Спиридов, писатель Д. И. Фонвизин, генерал-прокурор Сената князь А. А. Вяземский, фельдмаршал князь Н. В. Репнин и генерал А. И. Бибиков, бывший председателем Комиссии по уложению. В бюстах — издатель и журналист Н. И. Новиков, путешественник П. С. Паллас, драматург А. П. Сумароков, историки И. Н. Болтин и князь М. М. Щербатов, художники Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский, архитектор А. Ф. Кокоринов, фаворит Екатерины II граф Г. Г. Орлов, адмиралы Ф. Ф. Ушаков, С. К. Грейг, А. И. Круз, военачальники: граф З. Г. Чернышёв, князь В. М. Долгоруков-Крымский, граф И. Е. Ферзен, граф В. А. Зубов; московский генерал-губернатор князь М. Н. Волконский, новгородский губернатор граф Я. Е. Сиверс, дипломат Я. И. Булгаков, усмиритель «чумного бунта» 1771 года в Москве П. Д. Еропкин, подавившие пугачевский бунт граф П. И. Панин и И. И. Михельсон, герой взятия крепости Очаков И. И. Меллер-Закомельский.

Памятник Екатерине II в Симферополе

Где расположен: Симферополь, улица Ленина

Находится монумент в честь императрицы в Екатерининском саду. Его авторами стали скульпторы из Москвы – К. Кубышкин и И. Яворский. Официальное открытие произошло в 2016 году.

Бронзовая статуя находится на высоком гранитном пьедестале. Сам памятник выглядит величаво, эффектно. Правительниц облачена в мантию, а торс Екатерины Второй пересекает лента ордена Св. Апостола Андрея Первозванного.

Одна рука императрицы вытянута вперед, вторая держит скипетр. Монумент достигает 10 метров в высоту. Вес здесь составляет 4 тонны.

Вот такие памятники одной из самых известных и важных правительниц Российской державы расположены в разных городах. Екатерина Вторая действительно была значимой личностью, помогла развитию страны. Недаром, даже сейчас, многие историки отмечают ее как главную женщину-правительницу в нашей стране.

Фильмы и сериалы про Екатерину Великую

Памятники Нахимову и Тотлебену

В 1898 г. открыли памятник адмиралу П.С. Нахимову у Графской пристани. А в 1909 г. появилась грандиозная многофигурная композиция, увенчанная скульптурой инженер-генерала Э.И. Тотлебена, руководителя севастопольской обороны. Авторами этих произведений стали А.А. Бильдерлинг, глава юбилейной комиссии и художник многих памятников этого времени, а также академик, скульптор И.Н. Шредер, друг Микешина, в молодости консультировавший художника по вопросам скульптуры13.

Памятник графу Э.И. Тотлебену.

Совершенно отчетливо идея участия «простого русского солдата» оказалась реализована в памятнике Тотлебену у входа на Исторический бульвар авторства А.А. Бильдерлинга и И.Н. Шредера. Фигура Эдуарда Ивановича Тотлебена возвышается над скульптурной группой из шести человек: солдат с киркой и лопатой, строящих укрепление, сапера, занимающегося контрминной галерей, матроса-артиллериста и двух солдат с оружием, смотрящих прямо и готовящихся к бою. Именно о них, обычных людях, и говорил Микешин в своем проекте, предлагая разделить реализацию данной части проекта между ведомствами: «На счет же стоимости скульптурного изображения всех видов войск вокруг пирамиды, то нет никакого сомнения, что каждый из этих видов войск, в видах удовлетворения собственного благородного самолюбия и за честь сочтет принять расход изображений своих представителей на свой счет; например пехота, флот возьмут всякий на себя свою часть взноса; казаки свою»14. Остальное — разделить между средствами от всероссийской подписки и частными жертвователями.

Торжественное открытие мемориального комплекса памятников обороны Севастополя в 1854-1855 гг, 1941-1944 гг «Малахов курган». Фото: РИА Новости

Скульптура кареты

Памятник кареты, который установлен на туристической площадки, выполнен из чугуна и повторяет точные формы и размеры оригинала. При этом выглядит максимально реалистично. А настоящая карета сохранилось в непревзойденном виде, даже несмотря на несколько реставраций. Конструкция памятника выполнена в виде двух пар больших и маленьких колес, которые закреплены остовом. Впереди располагается сиденье для кучера, затем кабинка со стенами и дверью, которая украшена росписью в бледно-голубых тонах с рисунками. Рядом с кабинкой расположена приставная лестница, по которой поднималась и спускалась императрица.

Отныне подарок Екатерины придает пешеходной зоне особый колорит. Жители и гости города ежедневно позируют и фотографируются с местной достопримечательностью, садясь в карету и представляя себя в роли Екатерины II, а дети периодически садятся на большие колеса, радуясь и пытаясь залезть на крышу. Возле кареты ежедневно гуляет очень много народу, особенно туристов, каждый из которых хочет лично сфотографироваться на ее фоне. Чтобы не ждать очередь, можно прийти утром, когда нет большого наплыва людей на пешеходной туристической улице.

История памятника

В начале 1860-х годов возникла идея к 100-летию восшествия на престол Екатерины II установить в городе памятник. Один из вариантов памятника, выполненный в масштабе 116 натуральной величины, находится в павильоне «Грот» в Царском Селе. В центре сквера на Александрийской площади памятник императрице Екатерине ΙΙ был открыт в 1873 году. Его автор — художник Михаил Микешин.

Гранит разных пород для пьедестала памятника привезли водным путём с Карельского перешейка к набережной Невы у Летнего сада, а оттуда — по специальной переносной железной дороге, изготовленной на заводе Сан-Галли, доставили на место. Расходы на сооружение монумента составили 316 000 рублей, а вместе с изготовлением памятных медалей, организацией церемониии открытия и переустройством сквера — 456 896 рублей. Памятник сооружали более 10 лет — с по 1873 год. Его освящение прошло 24 ноября (6 декабря) 1873 года.

Торжества у памятника Екатерине Великой. Фото Ивана Бианки

В конце 1960-х годов из рук Александра Суворова вандалы вырвали и украли шпагу. Её воспроизводили заново дважды — покушения на шпагу продолжаются до сих пор.

С декабря 1988 года Екатерининский сад состоит под государственной охраной. В 1989—2001 годах здесь провели реконструкцию с коренным переустройством и возвращением планировки, существовавшей в 1878 году. В 1990-х годах с бронзовой груди императрицы сняли многокилограммовую цепь и орден, а у вельмож, сидящих в ногах Екатерины, украли различные аксессуары. Так, например, Суворов в очередной раз остался без шпаги. По горячим следам вандалов удалось найти, и во время последней реставрации в 2003 году предметы вернули на своё место.

История создания

Приближавшийся 100-летний юбилей со дня восшествия на престол великой императрицы российской Екатерины II позволил Александру II вернуться к планам установки памятника своей царственной прабабушке, которые зародились в умах прогрессивных государственных деятелей России ещё при её правлении. Из-за строгого запрета самой Екатерины II вопрос о памятнике был временно закрыт, но в свете готовившихся торжеств снова приобрёл актуальность.

В 1860 году был объявлен конкурс на лучший проект задуманного памятника. Среди прочих соискателей свою модель представил совсем ещё молодой по тем временам Михаил Микешин. Жюри Академии художеств не сразу допустило его до участия в конкурсе. На это было две причины: возраст, всего 25 лет, и отсутствие образования по скульптурной дисциплине. Михаил с отличием закончил Петербургскую Академию художеств, получив образование художника.


Из всех конкурсных работ Александр II выбрал проект М. Микешина, и через два года художник получил заказ на установку памятника. Осуществление проекта заняло более 10 лет – торжество по случаю открытия памятника состоялись в 1873 году.

Над скульптурной композицией вместе с Микешиным, который получал азы скульптурного дела в процессе работы, трудились известные русские скульпторы:

  • работы над фигурой императрицы проводил М. А. Чижов
  • автором остальных скульптур являлся А. М. Опекушин
  • за декорирование элементов сада отвечал В. А. Шрётер
  • проектирование нижнего яруса монумента было поручено Д. И. Гримму, и он же осуществлял полное руководство по изготовлению и установке памятника

Скульптурная композиция памятника была задумана автором М. О. Микешиным в виде огромного колокола, стоящего на гранитном постаменте и являющегося основанием для фигуры царственной особы. Рост бронзовой скульптуры Екатерины II составляет 4,35 метра, в то время как полная высота монумента достигает немногим более 10 метров.


Императрица изображена в парадном платье с горностаевой мантией, орденской лентой и орденом святого Андрея Первозванного на богато декорированной цепи

Этими символами М. Микешин хотел показать, как уверенно Екатерина II держала бразды правления в своих руках, и как легко и покорно страна подчинялась её царственной воле.

Поза императрицы отмечена горделивой осанкой, ведь ей выпало на долю управлять огромной и сильной державой, но в то же время вся фигура дышит покоем и умиротворением. На губах Екатерины II играет лёгкая полуулыбка, взор устремлён на Невский проспект, но совершенно понятно, что императрица видит не только всю свою столицу, но и огромные просторы управляемой ею страны. И она спокойна за судьбу государства.

Немного ниже императрицы на ободе колокола М. Микешин расположил девять бронзовых скульптур наиболее значимых во время правления Екатерины II государственных деятелей и персон, особо приближенных к царской особе. 

Все фигуры изображены сидящими и стоящими в совершенно естественных позах, как будто скульптор застал их за обсуждением насущных вопросов государственной важности

Колокол с фигурами покоится на гранитном основании с широкими ступенями, с четырёх сторон ведущими к скульптурной композиции. У подножия колокола закреплена мемориальная бронзовая доска, гласящая о том, что памятник установлен при императоре Александре II и посвящён заслугам Екатерины II перед Российским государством.

Композиция

Бронзовая фигура Екатерины ΙΙ держит в руках скипетр и лавровый венок, с плеч ниспадает складками горностаевая мантия, у ног возлежит корона Российской империи. Императрица изображена с осанкой высочайшей особы, однако без строгости и с лёгкой улыбкой на лице. На груди виден орден святого Андрея Первозванного.

Вокруг пьедестала расположены девять фигур видных деятелей екатерининской эпохи: фельдмаршал П. Румянцев-Задунайский, государственный деятель Г. Потемкин и полководец А. Суворов обращены к Невскому проспекту, поэт Г. Державин и президент Российской академии Е. Дашкова — к Аничкову дворцу, князь А. Безбородко и президент Российской Академии художеств И. Бецкой — к Публичной библиотеке, полярный исследователь и флотоводец В. Чичагов и государственный деятель А. Орлов-Чесменский — к фасаду Александринского театра. На переднем фасаде памятника помещена бронзовая доска, украшенная атрибутами наук, художеств, земледелия и военного дела. На книге, стоящей среди этих атрибутов, написано слово «закон» и сделана надпись: «Императрице Екатерине ΙΙ в царствование Императора Александра ΙΙ-го 1873 год».

Первоначально предполагалось поместить барельефы Черкасова, Новикова, Кулибина, митрополита Платона и других. В окончательном варианте было решено сделать барельефы Орлова и Чичагова.

Скульптуры пьедестала памятника
П. А. Румянцев-Задунайский, Г. А. Потемкин, А. В. Суворов А. А. Безбородко, И. И. Бецкой В. Я. Чичагов, А. Г. Орлов-Чесменский Г. Р. Державин, Е. Р. Дашкова
Детали памятника
Голова императрицы. Виден орден Андрея Первозванного Монограмма императрицы Корона у ног императрицы Табличка у подножия пьедестала

Памятник имеет сходство с памятником Тысячелетию России, находящимся в Великом Новгороде, что неслучайно, так как оба они проектировались Михаилом Микешиным. Нельзя не отметить и его сходство с памятником Екатерине II в Краснодаре, это была одна из последних работ скульптора.

События последних лет царствования Александра II — в частности, Русско-турецкая война 1877—1878 — помешали осуществлению замысла расширения мемориала Екатерининской эпохи. Д. И. Гримм разработал проект сооружения в сквере рядом с памятником Екатерине II бронзовых статуй и бюстов, изображающих деятелей славного царствования. Согласно окончательному списку, утверждённому за год до смерти Александра II, рядом с памятником Екатерине должны были разместиться шесть бронзовых скульптур и двадцать три бюста на гранитных постаментах.

В рост должны были быть изображены: граф Н. И. Панин, адмирал Г. А. Спиридов, писатель Д. И. Фонвизин, генерал-прокурор Сената князь А. А. Вяземский, фельдмаршал князь Н. В. Репнин и генерал А. И. Бибиков, бывший председателем Комиссии по уложению. В бюстах — издатель и журналист Н. И. Новиков, путешественник П. С. Паллас, драматург А. П. Сумароков, историки И. Н. Болтин и князь М. М. Щербатов, художники Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский, архитектор А. Ф. Кокоринов, фаворит Екатерины II граф Г. Г. Орлов, адмиралы Ф. Ф. Ушаков, С. К. Грейг, А. И. Круз, военачальники: граф З. Г. Чернышёв, князь В. М. Долгоруков-Крымский, граф И. Е. Ферзен, граф В. А. Зубов; московский генерал-губернатор князь М. Н. Волконский, новгородский губернатор граф Я. Е. Сиверс, дипломат Я. И. Булгаков, усмиритель «чумного бунта» 1771 года в Москве П. Д. Еропкин, подавившие пугачевский бунт граф П. И. Панин и И. И. Михельсон, герой взятия крепости Очаков И. И. Меллер-Закомельский.

Из истории

Можно сказать, что площадь Островского является перекрестком, но не улиц, а достопримечательностей Санкт-Петербурга, одна из которых и названа именем создателя этого архитектурного ансамбля — зодчего Росси.

По замыслу архитектора центром огромного городского ансамбля должен был стать Александринский театр. Перед театром с одной стороны сооружается новый корпус Публичной библиотеки, а с другой, в ограде Аничковой усадьбы, — павильоны.

Позади театра была построена уникальная улица Росси, состоящая всего из пяти строений с единым фасадом, так, что создается впечатление, что на ней находится всего два здания. Улица была названа Театральной, а впоследствии получила имя ее автора — зодчего Росси.

Скульптор

Автором проекта памятника Екатерине II и разработчиком его художественно – композиционного решения является талантливый русский художник, а впоследствии и скульптор, Михаил Осипович Микешин. Волею случая сыну крестьянина удалось поступить в Петербургскую Академию художеств и получить диплом о её окончании с отличием.

Его картины всегда заслуживали высочайшие отзывы ценителей искусства, одну из них приобрёл для своей коллекции Николай I. Участие во всемирных выставках неизменно приносило Микешину похвалу и медали.

shakin.aleksei

andrei_mikhailov

monkey_kristy

owlcoholic_

festivalsveta

_simplewhite_

visitpetersburg

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector