Чёрное и азовское моря

Как сохранить Азовское море?

Примеров гибели акваторий множество. Так на грани катастрофы находится Каспийское море, а Аральское и вовсе может исчезнуть в скором времени. Азовского моря существенны, и если не вести активную природоохранную деятельность, проблема данной акватории может тоже приблизится к катастрофе. Чтобы избежать данных последствий, необходимо действовать:

  • контролировать очистку промышленных и коммунальных сточных вод;
  • проводить регуляцию морского транспорта;
  • уменьшать опасные грузоперевозки по морю;
  • разводить морские виды животных и рыб;
  • ужесточать меры наказания браконьеров;
  • постоянно проводить мониторинг водного пространства и побережья моря.

Азовское море является поистине уникальным объектом природы.

Это самое мелкое море планеты Земля, благодаря чему на поверхности находится целебный ил с биоактивными веществами, который используют для лечения людей многочисленные санатории на его побережье.

Значимость сохранения его в чистом виде несомненна: .

Флора и Фауна Азовского моря

В мире сложно найти более разнообразное внутреннее море по количеству
животных и растительных организмов. По продуктивности азовское море в
160 раз превосходит Средиземное море, в сорок раз превосходит Чёрное
море и в шесть раз превосходит Каспийское море. Это действительно
поразительное свойство, учитывая что, площадь Чёрного моря превышает
площадь Азовского моря в десять раз!

В водах Азовского моря
изобилует фитопланктон и бентос. Моллюски занимают доминирующее место и
их остатков как раз, и формируется донный осадок. Ихтиофауна
представлена 103-мя видами рыб (как морских, так и пресноводных).
Проходные виды рыб находятся в море до наступления половой зрелости, и
только на нерест заходит в реки или лиманы. Период размножения в
большинстве случаев не превышает 2-х месяцев. Среди проходных рыб в
Азовском море наиболее ценятся такие: Белуга, Осётр, Северюга, Сельдь.

Полупроходные виды рыб  заходят в реки для размножения, но там они могут
оставаться намного дольше, чем проходные виды рыб. Иногда они могут
оставаться в реках до одного года, а молодняк в большинстве случаев
остаётся в реках на зимний период времени. Наиболее популярные
полупроходные виды рыб в Азовском море: Тарань, Судак, Лещ, Чехонь.

Бычок

Морские виды рыб (постоянно остающиеся в морской воде) делятся на
постоянно обитающие в Азовском море и заходящие из Чёрного моря. К
постоянно обитающим видам рыб мы относим: Все виды бычков, пеленгас,
камбала, калкан, тюлька, рыба-игла, глосса. К группе заходящих в
Азовское море рыб мы относим: Азовская и Черноморская хамса, Сельдь
черноморская, барабуля, лобан, черноморский калкан, скумбрия, ставрида,
остронос итд.

Пресноводная рыба постоянно обитает в одном районе водоема, не совершая перемещения на значительные расстояния. Эти виды рыбы населяют прибрежную акваторию моря содержащие минимальную солёность. Это и серебряный карась, щука, язь, стерлядь, уклейка.

Этимология

В античности Азовское море называлось у греков Меотийское озеро (др.-греч. Μαιῶτις), у римлян Palus Maeotis («Меотийское болото»), у скифов Каргалук, у меотов Темеринда (что значит «мать моря»), у арабов — Бахр аль-Азуф, у турок — Бахр эль-Ассак или Бахр-ы Ассак (Тёмно-синее море; совр. тур. Azak Denizi) а также — Балысыра (Balisira), у генуэзцев и венецианцев — Mare delle Zabacche.

Море переименовывалось многократно (Самакуш, Салакар, Майутис и т. п.). В начале XIII в. утверждается название Саксинское море. Татаро-монгольские завоеватели пополнили коллекцию имён Азова: Балык-денгиз (рыбное море) и Чабак-денгиз (или чебакское, то есть — судакское, лещиное море). По другим данным азак — тюркское прилагательное, означающее низкий, низменный, по другим данным, азак (тюркское устье реки), которое трансформировалось в Азау, а затем в русское Азов. В промежутке вышеуказанных названий море получало ещё и следующие: Бар-эль-Азов (Темно-синяя река); Франкское море (под франками понимались генуэзцы и венецианцы); Сурожское (Судакское)море (Сурожем вероятнее всего назывался современный город Мариуполь); Каффское море (Каффа — итальянская колония на месте современного города Феодосия в Крыму); Киммерийское море (от киммерийцев); Акдениз (турецкое, означающее Белое море). Наиболее достоверно, что современное название моря происходит от города Азова.

По этимологии слова «азов» существует ряд гипотез: по имени половецкого князя Азупа (Азуфа), взявшего крепость на месте современного города в 1067 году; по названию племени осов (ассы), в свою очередь происшедшего будто бы от авестийского, означающего «быстрый»; сопоставляют название и с тюркским словом азан — «нижний», и черкесским узэв — «узкая горловина». Тюркское название города Азов — Аузак. Но ещё в I в. н. э. Плиний, перечисляя в своих трудах скифские племена, упоминает племя асоки, сходное со словом азов. Принято считать, что современное название Азовского моря пришло в русскую топонимию в начале XVII в., благодаря летописи Пимена. Причём вначале оно закрепилось только за его частью (Таганрогским заливом, который до появления города Таганрога называли Донским Лиманом). Лишь во второй половине XVIII века название «Азовское море» закрепилось за всем водоёмом. Море дало название станицам Азовской и Приазовской, и городу Новоазовск, посёлку Приазовское и другим населённым пунктам.

Экономика

Азовское море было весьма важно для России XIX века из-за, с одной стороны, обилия рыбы, а с другой — постоянно увеличивающегося торгового оборота через море. Среднее годовое число входящих в гавани Азовского моря кораблей находилось в 1866—1871 годах в количестве 2662 шт

с общим тоннажем 362 951 тонн. Более половины их приходилось на Таганрог, 558 на Бердянск, 296 на Керчь, 263 на Мариуполь. Береговых лодок в море прибыло 6807, ушло — 6832. В это время русский торговый флот Азовского моря состоял из 1210 кораблей общим тоннажем 40 658.

Более активно торговля на Азовском море стала развиваться в связи со строительством железнодорожных транспортных магистралей:

  • Таганрог двумя железными дорогами (в Харьков и Воронеж) был соединён с остальной частью Российской империи;
  • железная дорога из Калача в Царицын (ныне — Волгоград) — достигнуто прямое сообщение между Доном и Волгой;
  • построена железнодорожная ветка из Бердянска до станции Чаплино (1899).

Кроме расположенного выше дельты Дона Ростова-на-Дону, приходными гаванями были — Таганрог, Мариуполь и Бердянск.

В феврале 2019 года Государственное агентство рыбного хозяйства Украины сообщило о подписании с Россией протокола о лимитах вылова рыбы в Азовском море. Согласно документу Украина имеет право вылова бычка в объёме 9 тысяч тонн, а Российская Федерация — 6 тысяч тонн.

Грузопотоки Азовского морского бассейна

Осуществляется линейное плавание на рудноугольной линии между портами Мариуполь и Поти. Из Мариуполя перевозится донецкий уголь для обеспечения нужд стран Закавказья, а в обратном направлении чиатурская марганцевая руда на комбинат «Азовсталь». Донецкий уголь также перевозится в порты Дуная, Черноморска, Херсона и Николаева; в обратном направлении марганцевая и железная руда перевозится из Херсона и Николаева в Мариуполь. Долгое время существовала регулярная линия по перевозке агломерата между Камыш-Буруном (район Керчи) и Мариуполем. На этой линии впервые в мировой практике была освоена перевозка на судах горячего агломерата при температуре +600. Осуществляется перевалка зерновых и масличных культур. Учитывая, что Азовское море мелкое по сравнению с Чёрным, могут обслуживаться суда с небольшой осадкой, что востребовано определённым кругом стран Ближнего Востока (Ливан) и Северной Африки (Ливия).

Вода на Азовском море

Особенностью побережья являются прекрасные песчаные отмели, отлично приспособленные для семейного отдыха. Климат Азовского моря считается целебным и способен излечивать многие заболевания. Поскольку Азовское море достаточно мелкое, вода в нем прогревается очень быстро, и уже в начале мая здесь можно купаться и принимать солнечные ванны. Если Вы хотите повезти своего малыша к морю, то советуем ехать не на побережье Черного моря, а в Приазовье, за которым прочно закрепилась вполне заслуженная слава детского курорта.
За счёт мелководья Азову цены нет в оздоровлении человека.

Вода Азова — это целебный коктейль, периодическая система Менделеева в жидком состоянии. В азовской морской воде растворены около ста важных для человека веществ из состава таблицы. Обогащённые этим богатством взвеси ила и грязи, благодаря мелководью, поднимаются со дна и впитываются кожей. Дальше — незаметно творятся чудеса: исчезают дерматологические проблемы, излечиваются заболевания верхних дыхательных путей, из всего организма как губкой вытягиваются болезнетворные микробы. И это только начало списка исцеляющих «чудес».

Климатические условия Азовского моря суше по сравнению с черноморским побережьем России, благодаря чему жара переносится легче и комфортнее. Сухой климат показан людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями и тем, кто в принципе тяжело переносит жаркий летний период. Поскольку солнце на Азовском море излучает совсем немного ультрафиолетовых лучей, загорать здесь можно целыми днями

Лучше всего принимать морские процедуры с десяти до одиннадцати утра и с пяти до семи вечера. В этот период вода имеет наиболее комфортную температуру, а солнечное излучение не так активно.

Загрязнение Азовского моря нефтепродуктами и нефтью

Вторым, но не менее значимым фактором, оказывающим воздействие на загрязнение водоёма, выступают нефтепродукты и сама нефть.

В результате морских перевозок и активной деятельности портов в Азовское море сбрасываются тысячи тонн мазута, серы и нефти. Это приводит к беспрецедентному загрязнению дна водоёма, прибрежных островов, а также гибели колоссального количества рыбы, млекопитающих и птиц, многие из которых занесены в Красную книгу.

Скопление нефти в море в отдельных частях превышает ПДК более чем в 150 раз, а концентрация пестицидов увеличена на 40 мг/л.
Разливы нефтепродуктов ухудшают обмен кислорода с гидросферой и атмосферой, а пестициды отравляют микроорганизмы в водоёме. Отсутствие необходимого количества специализированных портовых сооружений для хранения и очистки экологически опасных грузов и нехватка обеспеченности транспортных средств комплексами очистки коммунальных стоков и уничтожения твёрдого мусора способствуют внушительному загрязнению акваторий водоёма и морских портов.

Донные траления

Хоть повсеместно и запрещено траление дна, которое уничтожает донные микроорганизмы, местные рыболовы продолжают применять тралы. Эти действия опасны тем, что при подобной ловле рыбы истребляются придонные места, в которых водится рыба и гидробионты, погибают моллюски, служащие своеобразным фильтром и кормом для большинства рыб. Помимо этого, муть, поднимающаяся со дна моря, распространяется на несколько километров и значительно уменьшает прозрачность водоёма.

И по сей день в Азовском море ходят десятки промысловых судов, использующих тралы и скрывающих конечный улов, который по документам приравнивается к нескольким килограммам, а на деле обращается в десятки тонн.
Последствием подобного рыболовства становится заметное сокращение рыбных запасов, а привычные места икрометания и кормления исчезают.

Увеличение неконтролируемости слива пестицидов в Азовское море

Значительную опасность для экологии Азовского моря представляют стоки в результате сельскохозяйственной деятельности. В их составе присутствует огромное количество ядовитых веществ и многочисленных пестицидов, которые применяются в борьбе с вредными насекомыми и млекопитающими.

К примеру, дихлордифенил трихлорэтан, оказавшийся в море, за короткие сроки способен отравить огромное количество ихтиофауны. Отрицательно воздействуют на рыб минеральные вещества – нитраты и фосфаты. Попадание таких удобрений в водоём влечёт за собой глобальную эвтрофикацию, насыщение воды биогенными элементами, что, в свою очередь, вызывает цветение моря.

Внушительный темп развития фитопланктона способствует появлению многочисленных зелёно-синих водорослей, а также неминуемой гибели полезных водорослей и уменьшению прозрачности моря.

Почему для человека так опасны отходы, содержащие ртуть читайте в нашем материале про этот металл.

Строительство на побережье

Непрерывное строительство вдоль побережья, не соответствующее экологическим нормам и санитарным нормативам, влечёт за собой разрушение природного состояния пляжей, лесопарковой зоны прибрежья и сокращение их оздоровительных способностей.

Дампинг

Количество токсичных и опасных веществ, содержащихся в Азовском море, напрямую зависит от постоянных захоронений отходов в толще воды и ликвидации морских платформ, судов, летательных сооружений и искусственных морских объектов.

За последнее время наблюдается заметное уменьшение количества сбрасываемых в открытое море грунтов, ртути и свинца.

Но в то же время их объём значительно увеличился в донных отложениях, что указывает на повторное загрязнение толщи воды. Как показывает практика, в донных скоплениях количество токсичных и опасных веществ с годами только увеличивается.

У синего моря

Много миллионов лет назад Азовское море входило в состав необъятного океана Тетис. История возникновения водоема тесно связана с геологическим прошлым Крыма, Кавказа, Черного и Каспийского морей. Под влиянием внутренних процессов земная кора то опускалась, то поднималась, образуя горные цепи. Впоследствии каменные глыбы размывали воды и разрушали ветры, превращая их в равнины. В результате воды Мирового океана то затопляли отдельные участки суши, то обнажали их. Лишь в кайнозойскую эру очертания материков и морей становятся такими, какими мы привыкли видеть их на современных картах. В это время, в процессе поднятия Крымских гор один из заливов Черного моря превращается в отдельный водоем. Возникает Крым, отделенный узким Керченским проливом от материка и соединяющим Черное и Азовское моря. В древности этот пролив называли Боспором Киммерийским. Намек на мелководность пролива очевиден, так как «боспор» в переводе означает «бычий брод».

В пределах Крымского полуострова южный берег Азовского моря по большей части представляет собой крутые обрывы. Таков, например, мыс Казантип, в основании которого лежит риф — атолл. На западе от этого мыса располагается Арабатский залив, на востоке — Казантипский. Восточнее Казантипа тянется низменный наносный участок побережья. Берега заливов сложены мягкими глинистыми породами. Южнее мыса Казантип – находится реликтовое соленое Акташское озеро. Оно представляет собой остаток Казантипского залива, когда-то глубоко вдававшегося в сушу.

Крупных островов на Азовском море нет, однако имеется ряд отмелей, частично заливаемых водой и расположенных близ берегов. Таковы, например, острова Бирючий, Черепаха и другие.

Глубина самого маленького и мелководного моря в мире не превышает 14 метров. Объем всего водоема равен 320 кубическим метрам. Для сравнения, Аральское море больше Азовского по площади в 2 раза, а Черное — почти в 11 раз! 

Однако не в размерах главное достоинство! Не зря в древности Азовское море называли «рыбным» или «лещевым». Щедрые воды его кормили людей испокон века. 

Экология

  • Море сильно загрязнено отходами предприятий Мариуполя (особенно металлургическим предприятием полного цикла ОАО Азовсталь), Таганрога и других промышленных городов, расположенных у побережья.
  • Увеличение судоходства привело к загрязнению моря и даже к экологическим бедствиям. В 2007 году в Керченском проливе в районе российского порта «Кавказ» из-за сильного шторма 11 ноября затонуло 4 судна — сухогрузы «Вольногорск», «Нахичевань», «Ковель», «Хаджи Измаил» (флаг Грузии, судовладелец и команда турецкие). Сорвались с якорей и сели на мель 6 судов, получили повреждения 2 танкера («Волгонефть-123» и «Волгонефть-139»). В море попало около 1300 тонн мазута и около 6800 тонн серы.

История изучения

Гидрографическая карта Азовского моря, составленная в 1833 году.

В истории изучения Азовского моря выделяют три этапа:

  1. Древний (географический) — со времён Геродота до начала XIX в.
  2. Геолого-географический — XIX в. — 40-е годы XX в.
  3. Комплексный — середина XX в. — сегодня.

Первую карту Понта Эвксинского и Меотиды составил Клавдий Птолемей, он же определил географические координаты для городов, устьев рек, мысов и заливов побережья Азовского моря.

В 1068 году русский князь Глеб Святославич, правивший в то время в Тмутаракани, измерил по льду расстояние между Керчью и Таманью. Как свидетельствует надпись на Тмутараканском камне, расстояние от Тмутаракани до Корчева (древнее название Керчи) составляло приблизительно 20 км (за 939 лет это расстояние увеличилось на 3 км.) С XII—XIV вв. генуэзцы и венецианцы начали составлять портоланы (лоции и морские карты) Чёрного и Азовского морей.

Литература

  • Азовское море // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Незнамов П. А. Карта Азовского моря 1699 года // Труды Гос. ист. музея. — 1941. — Вып. 14. — С. 73-81, репр. карты.
  • Велокурова Н. И. Гидрометеорологическая характеристика Азовского моря / Н. И. Велокурова, Д. К. Старов. — Москва-Ленинград: Гидрометеоиздат, 1947. — 116 с.
  • Тушин Ю. П. Русское мореплавание на Азовском, Каспийском и Черном морях (XVII век) / Ю. П. Тушин; Авт. предисл. В. В. Мавродин; Худож. Д. Станкевич; Ленинградский ордена Ленина государственный университет имени А.А. Жданова. — М.: Наука (Глав. редакция восточной лит-ры), 1978. — 184 с. — 10 000 экз. (обл.)
  • Энциклопедия Таганрога. — Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2003. — 512 с. — ISBN 5-7509-0662-0.
  • Воровка В. П. Азовське море: вчора, сьогодні і завтра // Мелитопольский краеведческий журнал, 2016, № 8, с. 67-73.
  • Воровка В. П. Як приборкати Азовське море // Мелитопольский краеведческий журнал, 2018, № 12, с. 10-14.
  • Бродяной А. В. Названия Азовского моря. — Врадиевка: Издательство Коваленко А. Г., 2008. — 48 с. — ISBN 978-966-2035-01-8.
  • Матишов Г. Г. и др. Закономерности экосистемных процессов в Азовском море. – 2006..
  • Демченко В. А., Демченко Н. А. Рыбные ресурсы Азовского моря и причины их уменьшения // Мелитопольский краеведческий журнал, 2013, № 1, с. 78-81

Морская фауна и флора

На границе между холодным и теплым течением, примерно на глубине 100-125 м можно увидеть останки живых организмов и затонувшие корабли. Вместе они представляют великолепные подводные музеи – радость специалистов по глубоководному дайвингу.

В последние годы здесь было обнаружено несколько средневековых военных кораблей и некоторые другие археологические ценности. Дальше средних глубин человек проникнуть не может, поэтому исследования ведутся с помощью специальных аппаратов.

Здешние живые организмы и растения – это планктон, раки, медузы, крабы, морские рыбы, дельфины, многочисленные водоросли и пр. Они дышат, развиваются и погибают. Останки одних организмов становятся едой для других видов флоры и фауны.

Самые распространенные местные рыбы:

  • кефаль;
  • анчоусы;
  • скумбрия;
  • ставрида;
  • судак;
  • лещ;
  • сельдь;
  • пикша;
  • ёрш и пр.

Из-за присутствия на глубине сероводорода и отсутствия кислорода глубоководная фауна здесь практически отсутствует. Там протекает мертвая вода, способная приютить только бактерий, которые не нуждающихся в кислороде.

Разведка и добыча нефти

Правительство РФ предоставило совместному предприятию «Роснефти» и ЛУКОЙЛа — ООО «Нефтяная компания „Приазовнефть“» — право пользования участком недр федерального значения для разведки и добычи углеводородного сырья в пределах месторождения «Новое», расположенного в Темрюкском заливе Азовского моря, соответствующее распоряжение подписано 18 апреля 2013 г..

Было объявлено, что геологические и извлекаемые запасы нефти месторождения по состоянию на 1 января 2011 года составляли соответственно 1,339 млн тонн и 0,67 млн тонн (по категории С1) и 3,429 млн тонн и 1,715 млн тонн (по категории С2).

Псаммотерапия на Азовском море

Вторая по популярности процедура псаммотерапия или лечение морским песком на Азовском море пользуется особой любовью среди отдыхающих. Псаммотерапия — лечение нагретым песком, основано на замечательном свойстве песка сохранять тепло, медленно отдавая его поверхности человеческого тела, мягко массируя кожу и близлежащие ткани.

Все пляжи Приазовья покрыты мелким песком или ракушкой. Химический анализ показал, что песок Азовского моря содержит множество биологически-активных веществ. Интересно, что Азовские пляжи обладают целым спектром песчаных покрытий.

За время отдыха врачи советуют сделать не менее семи процедур. Полностью закапываться в песок не стоит, область сердца должна быть обязательно открыта. Псаммотерапия оказывает механическое рефлекторное воздействие на органы брюшной полости и воспаленные суставы.

В результате применения песчаной терапии активизируется крово- и лимфообращение, усиливается потовыделение, что приводит к потере лишней массы тела и облегчает функцию почек. Кроме того, песочные ванны снимают болевые ощущения. Оксид кремния, карбонаты калия, кальция и магния, проникая из песка через кожу внутрь организма, способствуют выведению токсинов. Взрослые принимают песочные ванны только 20-40 минут, а дети – 8-10. Общее количество процедур 15-20, детских – 10-15.

Экономика

XIX век

Азовское море было весьма важно для России XIX века из-за, с одной стороны, обилия рыбы, а с другой — постоянно увеличивающегося торгового оборота через море.
Среднее годовое число входящих в гавани Азовского моря кораблей находилось в 1866—1871 годах в количестве 2662 шт. с общим тоннажем 362 951 тонн

Более половины их приходилась на Таганрог, 558 на Бердянск, 296 на Керчь, 263 на Мариуполь.
Береговых лодок в море прибыло 6807, ушло — 6832.
В это время русский торговый флот Азовского моря состоял из 1210 кораблей общим тоннажем 40 658.

Более активно торговля на Азовском море стала развиваться в связи со строительством железнодорожных транспортных магистралей:

  • Таганрог двумя железными дорогами (в Харьков и Воронеж) был соединён с остальной частью Российской империи;
  • железная дорога из Калача в Царицын (ныне — Волгоград) — достигнуто прямое сообщение между Доном и Волгой;
  • построена железнодорожная ветка из Бердянска до станции Чаплино (1899).

Кроме расположенного выше дельты Дона Ростова-на-Дону, приходными гаванями были — Таганрог, Мариуполь и Бердянск.

Грузопотоки Азовского морского бассейна

Осуществляется линейное плавание на рудноугольной линии между портами Мариуполь и Поти. Из Мариуполя перевозится донецкий уголь для обеспечения нужд стран Закавказья, а в обратном направлении чиатурская марганцевая руда на комбинат «Азовсталь». Донецкий уголь также перевозится в порты Дуная, Ильичевска, Херсона и Николаева; в обратном направлении марганцевая и железная руда перевозится из Херсона и Николаева в Мариуполь. Долгое время существовала регулярная линия по перевозке агломерата между Камыш-Буруном (район Керчи) и Мариуполем. На этой линии впервые в мировой практике была освоена перевозка на судах горячего агломерата при температуре +600.
Осуществляется перевалка зерновых и масличных культур. Учитывая, что Азовское море мелкое по сравнению с Чёрным, могут обслуживаться суда с небольшой осадкой, что востребовано определённым кругом стран Ближнего Востока (Ливан, Ливия) и Северной Африки.

Экономика

XIX век

Азовское море было весьма важно для России XIX века из-за, с одной стороны, обилия рыбы, а с другой — постоянно увеличивающегося торгового оборота через море.
Среднее годовое число входящих в гавани Азовского моря кораблей находилось в 1866—1871 годах в количестве 2662 шт. с общим тоннажем 362 951 тонн

Более половины их приходилась на Таганрог, 558 на Бердянск, 296 на Керчь, 263 на Мариуполь.
Береговых лодок в море прибыло 6807, ушло — 6832.
В это время русский торговый флот Азовского моря состоял из 1210 кораблей общим тоннажем 40 658.

Более активно торговля на Азовском море стала развиваться в связи со строительством железнодорожных транспортных магистралей:

  • Таганрог двумя железными дорогами (в Харьков и Воронеж) был соединён с остальной частью Российской империи;
  • железная дорога из Калача в Царицын (ныне — Волгоград) — достигнуто прямое сообщение между Доном и Волгой;
  • построена железнодорожная ветка из Бердянска до станции Чаплино (1899).

Кроме расположенного выше дельты Дона Ростова-на-Дону, приходными гаванями были — Таганрог, Мариуполь и Бердянск.

Грузопотоки Азовского морского бассейна

Осуществляется линейное плавание на рудноугольной линии между портами Мариуполь и Поти. Из Мариуполя перевозится донецкий уголь для обеспечения нужд стран Закавказья, а в обратном направлении чиатурская марганцевая руда на комбинат «Азовсталь». Донецкий уголь также перевозится в порты Дуная, Ильичевска, Херсона и Николаева; в обратном направлении марганцевая и железная руда перевозится из Херсона и Николаева в Мариуполь. Долгое время существовала регулярная линия по перевозке агломерата между Камыш-Буруном (район Керчи) и Мариуполем. На этой линии впервые в мировой практике была освоена перевозка на судах горячего агломерата при температуре +600.
Осуществляется перевалка зерновых и масличных культур. Учитывая, что Азовское море мелкое по сравнению с Чёрным, могут обслуживаться суда с небольшой осадкой, что востребовано определённым кругом стран Ближнего Востока (Ливан, Ливия) и Северной Африки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector